• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология

Наша область изучает психику реально существующих людей.

 

Что же можно изучить?

Попробуйте задаться вопросом - чем для Вас лично интересен внутренний мир человека, какую закономерность или тайну вы хотели бы разгадать? Исследование по психологии в рамках ИВР может стать отличным способом найти ответ на этот вопрос. 

 

Психология как наука изучает психические явления, характерные для человека. Вопрос о том, какие именно явления мы можем отнести к психическим, остается актуальным до сих пор.

Однако, ниже приведен список того, что традиционно принято относить к сфере психического:

 

Что  можно исследовать:

  • познавательные процессы (мышление, речь,  внимание, память, ощущение, восприятие)
  • эмоциональную сферу (эмоции, отношение, реакции)
  • мотивационную сферу (воля, мотивы, саморегуляция, потребности)
  • особенности поведения 
  • черты личности 
  • установки, убеждения
  • психологические навыки и способности
  • социальное взаимодействие

Важно также понимать, у кого вы будете исследовать эти психические явления. Это будет человек или группа людей, но важно также понимать, каковы его свойства - это может быть возраст, пол, принадлежность к какой-либо группе, наличие схожего опыта и др. 

 

Наметив интересную Вам область, подумайте об актуальности  этой темы. Почему важно изучить это явление именно у этих людей? 

 

 

С какими сложностями вы можете столкнуться?

1. Необходимость проведения эмпирического исследования (скорее всего, при сборе данных необходимо будет взаимодействовать с людьми)
2. Необходимость соблюдать этические принципы психологии, так как объектом является человек (конфиденциальность, ненанесение ущерба и др.)
3. Трудности различения исследований по психологии от исследований в области других социальных наук (социология, философия, культурология и др.)
4. Трудности различения научной (опирается на термины, теории, исследования, эксперименты) и житейской психологии (опирается на опыт обыденной жизни, допускает безосновательные обобщения, излишне конкретна и интуитивна)

 

Чтобы получить более широкое представления о вопросах, изучаемых психологией,  полезно изучить перечень отраслей психологии  и их примерное содержание. Эту информацию можно найти, к примеру, в учебнике “Общая психология” В. В. Нурковой и Н. Б. Березанской. 
 

 

 

Лента времени и дедлайны

  • До 1 декабря

    Вы составляете План-проспект исследования https://school.hse.ru/nis/plan , обсуждаете вашу задумку с экспертом и участвуете в круглом столе для презентации своей идеи

  • До марта 10 класса (для защиты в мае или просто, когда всё готово)

    Присылаете и получаете зачет или комментарий по теоретической части исследования https://school.hse.ru/nis/teorchast

    Если теоретическая часть, присланная до середины апреля, получит зачет, вы сможете защищать ИВР в первой волне.

  • Март-апрель 10 класса

    Для защиты во второй волне: вам нужно прислать теоретическую часть до 1 апреля.

    Теоретическая часть – это титульный лист, оглавление, введение, ваша теория (5-7 страниц) и список литературы. Не забывайте про ссылки)

    https://school.hse.ru/nis/teorchast

  • Май

    Для защиты в первой волне: представление текста исследовательской работы к середине мая https://school.hse.ru/nis/textstructure

  • Последний учебный день года

    Первая волна защит

    Помните про критерии оценивания https://school.hse.ru/nis/criteria/

  • Сентябрь 11 класса

    Для защиты во второй волне: обсуждение хода работы

  • Ноябрь 11 класса

    Для защиты во второй волне: представление текста исследовательской работы к ноябрю https://school.hse.ru/nis/textstructure

  • Во второй половине ноября

    Вторая волна защит

    Помните про критерии оценивания https://school.hse.ru/nis/criteria/

Примеры работ

 

“Взаимосвязь между типом темперамента и склонностью к синдрому самозванца у учащихся и студентов 16-25 лет”

Завадяк А.А.  Файл (DOCX, 115 Кб)

“Влияние цвета на концентрацию внимания при обработке информации”

Кузнецова В.А.  Файл (DOCX, 67 Кб)

“Взаимосвязь уровня тревожности и эмоционального интеллекта учеников Лицея НИУ ВШЭ”

Мокеева М.Д.  Файл (DOC, 173 Кб)

“Корреляция между уровнем магического мышления и тревожности у подростков”

Некрасова А.В.  Файл (DOCX, 46 Кб)  Файл (PPTX, 424 Кб)

“Влияние способа передачи информации на объём её усвоения”

Якиманская В.В.  Файл (DOCX, 117 Кб)

“Взаимосвязь уровня тревоги о будущем и направленности локуса контроля”

Петрищева О.В.  Файл (DOCX, 201 Кб)

“Особенности профессиональных интересов старшеклассников с леворукостью (на примере учащихся Лицея НИУ ВШЭ)”

Блинов П.Г.  Файл (DOCX, 126 Кб)

“Сравнение степени проживания экзистенциальных кризисов у учащихся 10-х и 11-х классов Лицея НИУ ВШЭ”

Телюкова Р.Е.  Файл (DOCX, 1,62 Мб)

 

Ответы на частые вопросы:

1. Что такое план проспект?

План проспект  https://school.hse.ru/nis/plan поможет вам спроектировать ваше исследование. Заполняя его важно помнить, что

  • без цели, ключевого вопроса и гипотезы невозможно будет провести исследование. Поэтому не пропускайте эти пункты.
  • материал исследования – это ваша выборка, кто ваши респонденты, опишите их
  • методы исследования – тестирование или проведение эксперимента? Если вы берете тестирование, то помните, что тесты в рамках ИВР разрабатывать не рекомендуется и лучше обратиться к готовым психологическим тестам. Они разработаны психологами и являются надежными и валидными.
2. Что такое теоретическая часть?

Тут мы рекомендуем присылать теоретическую часть, а не литературный обзор.

Не забывайте про оглавление, введение, теорию и список литературы.

И ссылки, в тексте должны быть ссылки на используемую вами литературу, как их оформить тут https://school.hse.ru/nis/gost

Как оформлять всю работу можно подсмотреть тут https://school.hse.ru/nis/oform

3. Эмпирика?

Как должна выглядеть вторая эмпирическая часть работы можно посмотреть в архивных ИВР https://school.hse.ru/nis/archive.

Если кратко, то важно показать результаты вашего исследования наглядно, используя графики и таблицы, и, конечно, описать их. Чтобы человек, не читавший вашу работу и не изучавший психологию, смог разобраться.

4. Защита работы?

На защите вам нужно будет презентовать результаты вашего исследования. Расскажите комиссии о своей работе, что интересного вы обнаружили и почему взяли данную тему.

Критерии оценивания Помните про критерии оценивания https://school.hse.ru/nis/criteria/

О защитах на сайте  https://school.hse.ru/nis/defence

Антиплагиат https://school.hse.ru/nis/antiplagiat

10 минут на презентацию, 10 минут на ответы комиссии

5. Где найти контакты экспертов? И кто может быть моим консультантом?

Контакты экспертов нашей области можно посмотреть вот тут https://school.hse.ru/nis/contacts/ . Один из сотрудников Лицея будет помогать, сопровождать и проверять вашу работу в 2359

Контакты консультантов нашей области https://school.hse.ru/handbook/consult/ , также консультантом может быть психолог Лицея, любой сторонний человек, который сможет проконсультировать вас (лучше если у него будет психологическое образование и опыт написания исследований) https://school.hse.ru/nis/tutors . Но важно помнить эксперт ≠ консультант

Если вы уже готовы проводить исследование в области психологии, познакомьтесь с рекомендациями! https://school.hse.ru/nis/news/217195310.html


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.