• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тема и ключевой вопрос

Цель, ключевой вопрос и тема
Постановка цели – самое важное при планировании исследования. От того, как вы сформулируете цель своей работы, будет зависеть её качество. Так как во многих дисциплинах цель можно выразить в вопросе, а также потому что в основе исследования лежит поиск ответа на вопрос - мы говорим именно о ключевом вопросе исследования. Но допускается формулировка цели исследования иным способом.

​Ключевой вопрос отражает цель исследования, а цель соотносится с ключевым вопросом. Важно, что, формулируя цель, исследователь ориентируется на итог работы: к чему он планирует прийти в конце, в каком виде будет представлен результат?

Ключевой вопрос должен быть сфокусирован на конкретных аспектах выбранной темы. Если тема не сфокусирована (тип Творчество Пушкина), то ключевой вопрос задать невозможно. Сужайте тему!)


Как не надо формулировать тему

1. Слишком общая и широкая тема. Это самая частая из типичных ошибок.

Иллюстрация из Сергея Довлатова:

Я был на третьем курсе ЛГУ. Зашел по делу к Мануйлову. А он как раз принимает экзамены. Сидят первокурсники. На доске указана тема: «Образ лишнего человека у Пушкина». Первокурсники строчат. Я беседую с Мануйловым. И вдруг он спрашивает: 
– Сколько необходимо времени, чтобы раскрыть эту тему? 
– Мне?
– Вам. 
– Недели три. А что? 
– Так, говорит Мануйлов, – интересно получается. Вам трех недель достаточно. Мне трех лет не хватило бы. А эти дураки за три часа все напишут. 

Тема Образ лишнего человека у Пушкина – как раз не слишком широкая, но профессионал и ее раскрывать может три года. Что же тогда говорить о теме Образ лишнего человека без сужения ее именем конкретного писателя!

Примеры слишком широких тем, таких же, как Творчество Пушкина:
Социальные функции современного искусства.
Способы воздействия на людей при помощи рекламы.
Конкурентоспособность России на мировом рынке.
Из книги в фильм: эстетика экранизации.
Искусство авангарда.
Массовая культура в современном мире: "За" и "Против". 

Сужение темы может происходить за счет ограничения ее материалом, местом, временем или чем-нибудь ещё. Сравните пары: корректно сформулированная узкая тема - и она же, но расширенная.

Правильно: Анализ напряженности взаимоотношений персонажей в рассказах А.К. Дойля и Г. Честертона.
Неправильно:  Взаимоотношения персонажей в литературе.

Правильно: Механизмы воздействия на покупателя в ресторанах быстрого питания в Москве.
Неправильно: Рестораны быстрого питания.

Правильно: Сравнение символьных алгоритмов и нечёткой логики при создании экспертной системы.
Неправильно: Искусственный интеллект.

Правильно: Исследование путей поддержки пациентов с нарушениями двигательных нервов посредством информационных технологий.
Неправильно:  Информационные технологии и инвалидность.


2.
Для исследования объёмом 10000-40000 слов тривиальными и неинтересными с точки зрения исследования будут, например, следующие темы:

Есть ли будущее у туризма в Швейцарии?
Виноделие как важный источник доходов во Франции.

3.
Следует избегать и тем, являющихся всего лишь описательными и повествовательными:

Французские сыры.
Прованс.
События мая 1986 в Париже.
Театр абсурда.
История развития субкультуры скинхедов.

Анекдот на тему примеров из пунктов 2 и 3 гласит, что однажды Эйнштейн похвалил работу молодого ученого словами «много нового и интересного». Но через секунду добавил: «Правда, новое не интересно, а интересное не ново».

«Интересное не ново» – когда исследователь изобретает велосипед, подает как новое то, что давно известно в науке. В такую ситуацию может попасть любой неопытный автор. Для того чтобы этого не случалось, и нужны специалисты, к которым можно обратиться: именно они должны подсказать, что тема (виноделие) уже была рассмотрена под углом, который вы предлагаете (важный источник доходов во Франции), по крайней мере в такой формулировке. 

«Новое не интересно» – когда самостоятельного исследования нет совсем (а значит, нет и нового). История развития субкультуры скинхедов - тема, которая давно изучена и носит лишь описательный характер. В данном случае просто не может получиться настоящего самостоятельного исследования. То же можно сказать про работу с ключевым вопросом Почему именно английский стал международным языком?.


4. Тип «В одном флаконе»

Речь идет о том, что в формулировке темы присутствует не одна, а на самом деле две темы. Два примера:

1) Антикафе как феномен современности. Макдональдизация и компенсаторная теория.
2) Государственная пропаганда: способы и примеры. Как можно с ней бороться?

Обратим внимание: во второй теме – два ключевых вопроса: «Как много вокруг нас пропаганды? Как научиться выделять голые факты из множества новостей?». Каждый из этих вопросов и каждая из тем требуют собственного исследования! Более того, эти исследования должны быть в разных областях: вопрос «Как много вокруг нас пропаганды?» – это область социологическая или культурно-историческая, с применением статистики. А вопрос «Как научиться выделять голые факты из множества новостей?» относится к области когнитивистики, дидактики и т.п.


Мы разобрали типичные ошибки при формулировании темы. Конкретные предложения и рекомендации для выбора темы своего исследования вы найдёте в памятке

В заключение приводим перечень того, чего нужно избегать в окончательных формулировках для своего исследования:

– тема и ключевой вопрос идентичны, дублируют друг друга;
– ключевой вопрос не является вопросом («формирование....»);
– тема носит описательный характер («история развития...»);
– тема не сужена («на протяжении истории», «развитие и изменение СМИ», «интернет-культура в целом»);
– ключевой вопрос тривиален и/или давно изучен («почему именно английский стал международным языком?»);
– в теме или ключевом вопросе грубые ошибки в терминологии («заимствования среди населения»);
– между темой и ключевым вопросом наблюдается несоответствие:
в теме «эффективность», а в ключевом вопросе – «преимущества»;
в теме «стереотипы», а в ключевом вопросе – «общественное мнение»;
в теме «влияние», а в ключевом вопросе – «происхождение»;
и т. п.


Источник  части примеров: Руководство по написанию расширенного эссе программы Международного бакалавриата // Extended Essay Guide. International Baccalaureate Organization. Cardiff, 2007 (updated 2012).

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.