• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследования в области психологии

Дорогие лицеисты!

Ниже список рекомендаций: как написать работу по психологии так, чтобы не получить двойку она получилась хорошей.

1. Никогда не думайте самостоятельно. Обязательно посоветуйтесь с кем-то из психологов или преподавателей психологии Лицея или департамента психологии ВШЭ. Это нужно для того, чтобы точно убедиться в том, что ваша тема именно психологическая. На защитах нам очень трудно оценивать работы не из своей области. Они могут получить более низкую оценку, чем если бы защищались в своей. Например, если Вы исследовали то, какие напитки (компот, колу, апельсиновый фреш и т. д.) предпочитают употреблять лицеисты из различных социальных групп, и ваш метод - социологический опрос, то это не психологическая работа потому, что в её содержании ни слова не сказано про психику человека.

2. Никогда не пишите про белых кроликов, а только про людей. Предметом психологии может быть только психика реально существующих людей. Если Вы хотите изучать образы персонажей кино, то, скорее всего, ваша область не психология, а культурология или искусствоведение. Персонажи - это продукт фантазии автора произведения, они не существуют в реальности. Поэтому по их характеристикам можно изучать разве что фантазию автора… Но это сложновато будет. Тем не менее! Кино можно изучать с точки зрения его психологического влияния на реальных зрителей, и тогда это будет работа по психологии.  
Ах да. Ещё
можно изучать историю идей и сравнивать подходы в самой психологии. Но в таком случае сложно написать не реферат, а самостоятельное исследование.

3. Вообще не разберёшься в этой психологии! Ааа! Ну...  Допустим, Вы изучаете живых людей. Изучили взаимосвязь между ростом лицеиста и выбранными им направлением… Но это же не психология! А что тогда психология?
Психология изучает
психические свойства, процессы, явления, состояния. Например, память и внимание, мышление и речь, ощущение и восприятие, эмоции и мотивацию. А ещё особенности личности, общения, отношений, поведения, деятельности. Вероятно, этот перечень не полный.
Таким образом, если Вы ищете различия в стиле мышления лицеистов с разных направлений, то это уже можно считать психологией… Кстати, каждая из перечисленных психологических категорий подразделяется на виды (типы), имеет свойства и функции. Поэтому для начала надо разобраться в том, какие свойства, виды (типы) и функции есть у той или иной категории, а затем подумать, что было бы интереснее изучать. Например, в соответствии с моделью памяти Аткинсона-Шиффрина можно выделить сенсорную, кратковременную, и долговременную память. И, чтобы написать исследование про память, надо определиться с видом памяти. От этого будет зависеть способ проведения исследования.

4. Куда я попал! Не всегда понятно, как определить, к какой области относится работа, если она междисциплинарная. Ориентироваться надо на предыдущий пункт. Часто сложности возникают в том, чтобы отличить, например, социологию от социальной психологии. Рекомендуем пользоваться различением, предложенным Д. Майерсом: “...большинство социологов изучают различные по численности группы, от маленьких до очень больших (например, общества и присущие им тенденции), социальные психологи изучают среднестатистических людей — то,как индивидуум одновременно думает о других, испытывает их влияние и относится к ним. <...> Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять,как люди становятся привлекательными друг для друга” (Майерс Д. Социальная психология).

5.
А если исследовать гендерную ориентацию обитателей планеты Марс? Есть ли какие-то темы, которые нельзя изучать в рамках ИВР в Лицее? Очевидно, такие, которые нарушают действующее законодательство РФ. Но любая ли тема, не нарушающая законодательства, будет хороша?
Иногда хочется изучить влияние медитации на происходящие в жизни события или взаимосвязь даты рождения и цвета волос твоего будущего спутника жизни, а также доказать возможность угадывания мыслей другого человека. Эти темы могут вполне оказаться научными! Если кому-либо в средние века рассказать о том, что возможно создать такую чёрную коробочку, через которую можно будет общаться с кем угодно на земле, увидеть любую точку земли и даже узнать температуру в любой точке земли, то… Впрочем этого лучше бы никому не рассказывать тогда. А сейчас это наша жизнь. Но!
Чтобы доказать что-то совсем необычное, нужно сильно постараться. Стараться придётся, не чтобы Вам поверили на защите, а чтобы исключить возможность ошибочной трактовки результатов Вашего исследования. Об этом советуем почитать книгу нейропсихолога Джонатана Смита “Псевдонаука и паранормальные явления”. Он испытывает большой интерес к паранормальному, но остаётся при этом в рамках научной позиции. В книге описаны все “инструменты”, необходимые для того, чтобы научно доказать что-то паранормальное. Если Вы прочитаете эту книгу и поймёте, что точно сможете доказать существование чего-то паранормального, то советуем Вам продолжить работу над темой. Однако, есть большая вероятность того, что тема не выдержит научной критики.

6.
А если провести опрос лицеистов про марсиан из предыдущего пункта и лицеисты всё расскажут, будет ли подтверждена гипотеза исследования? Часто на защитах мы видим, как методом опроса пытаются доказать, например, влияние прослушивания весёлой музыки на настроение. Можно ли сделать вывод о действительном влиянии музыки на эмоции, если только лишь спросить людей, о том, влияет ли весёлая музыка на их настроение, и они ответят, что влияет? Нет, нельзя. Можно только констатировать мнение людей по данному вопросу. Чтобы доказать что-то про влияние музыки надо, как минимум, дать людям её послушать и как-то зафиксировать настроение людей до и после прослушивания.
Так вот,
для каждой исследовательской задачи есть свои методы. Применяйте методы правильно! Если Вы хотите узнать мнение людей, то опрос вполне хорош. Если вы хотите доказать влияние чего-либо на что-либо, то нужно проводить эксперимент. Если речь идёт просто о взаимосвязи, а не о том, что одно есть причина другого, то достаточно провести корреляционное исследование. Если Вы хотите понять что-то про чувства человека, его внутренний мир, его смыслы и значимые отношения, то нужно провести глубинное интервью с последующим феноменологическим анализом или контент-анализом. Если Вы пишете теоретическую работу и сравниваете разные теории, то нужно сначала разработать и подробно описать критерии сравнения, а затем их последовательно применить ко всем рассматриваемым теориям. Например, Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей работе “Теории личности” сравнивают различные подходы к изучению личности. Основными критериями сравнения теорий для них являются: представление о структуре личности, мотивации, развитии личности, психопатологии личности, психическом здоровье, изменении личности при помощи психотерапевтического воздействия. Каждую теорию они рассматривают, используя последовательно эти критерии.

7.
Лайф-коуч, психотерапевт и тренер И****в написал очень жизненную книгу “Сто советов для тех, кто находится в ***”. А что если её процитировать в ИВР, там ведь правда написана? Чаще всего, чтобы придумать, что и как можно поисследовать, необходимо почитать научную литературу по данному вопросу. Это нужно также, чтобы посмотреть, как явление или вопрос уже изучали эмпирически - какие эксперименты по этому поводу проводили и т.д. Поэтому популярная литература не очень годится для того, чтобы её использовать в качестве источников в работе. В ней, как правило, нет подробного описания эмпирических исследований. Трудно посоветовать литературу на все случаи жизни, но мы попробуем!

Социальная психология (общение, поведение человека в группе, межгрупповые отношения, внутригрупповые эффекты)
Легко читать:
Д. Майерс. Социальная психология.
Р. Вердербер и К. Вердербер. Психология общения.

Совсем легко читать, но скорее популярная книга (хотя полезная):
Д. Майерс. Изучаем социальную психологию.

Трудно читать, но много полезной терминологии:
О. А, Гулевич. И. Р. Сариева. Социальная психология.
Г. М. Андреева. Социальная психология.


Психология личности
Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности.


Методы в психологии
В. Н. Дружинин. Экспериментальная психология.
А.М. Улановский. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии. Методология и история психологии. 2007. Том 2. Выпуск 1.


Общая психология (память, внимание, мышление, эмоции, мотивация и т. п.)
В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. Психология.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. (это для того, чтобы вообще понять, что такое психология)
Х. Р. Шиффман. Ощущение и восприятие.
Е. П. Ильин. Мотивация и мотивы.


Возрастная психология (актуально читать, если тема исследования связана, например, с подростковым или юношеским возрастом)
А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. Психология развития и возрастная психология.
Г. Крайг. Психология развития.


Психология индивидуальных различий (типы личности) и психодиагностика (психологические тесты)
Е. П. Ильин Психология индивидуальных различий.
Л. Ф. Бурлачук. Психодиагностика.


“Необычные” темы
Д. Смит. Псевдонаука и паранормальные явления: критический взгляд.

! Напоследок - статья для размышлений: тут и пример настоящего исследования в области психологии, и намёк на то, как не оказаться профаном на защите ИВР :)