• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Математике

Лицеисты с этого направления не любят неточности. Они часами могут проводить за решением трудных математических задач и выведением формул. Направление тех, кто любит эту точную науку, — Математика.

Внутри направления: о Математике

Математика — это про кого?

2019
год открытия направления
10-11
классы обучения
48
лицеистов на направлении

Направление создавалось для тех, кому интересны математика как отдельная дисциплина и ее применение в экономике, физике и информатике. Лицеисты развивают свои математические способности и математический кругозор для осознанного выбора в пользу тех специальностей, где требуется серьезная подготовка. 

С одной стороны, мы развиваем в ребятах проектную и исследовательскую компетенции, а также ответственность. В дополнение к этому, ребята получают на выходе высокий уровень математической культуры, фундаментальные знания по профильным дисциплинам, а также навыки, необходимые для постановки новых корректных задач перед наукой.
— Борис Васильевич Галицкий, руководитель направления 

Собираем учебный план

В учебном плане на Математике основной акцент идет на математику: ее ребята изучают углубленно (алгебра, геометрия, математический анализ, олимпиадная математика — все это изучается в большом объеме). 

Также лицеистам предлагается два трека: инфотрек и физтрек. 

На инфотреке ребята более углубленно проходят информатику (4 часа; в дополнение к которым можно взять двухчасовой электив (предмет по выбору) «Алгоритмы и структуры данных») и физику (2 часа). На физтреке больше физики: ее в учебном плане 6 часов (в дополнение к которым можно взять двухчасовой электив «Практикум по физике») и 2 часа информатики. Также ребята могут выбрать электив по экономике.
*Возможны небольшие изменения в учебном плане. Следите за официальной страничкой направления на сайте Лицея. 

Иностранный язык преподают на продвинутом уровне, как на всех других направлениях большого Лицея: можно выбрать из английского, немецкого, французского и испанского. Теория познания также является обязательной дисциплиной к изучению: пары по этому предмету посещают все лицеисты 10-11-го классов. 

«Теория познания», или ТОК (от англ. Theory of knowledge), — это метапредметный курс, основной задачей которого является развитие критического мышления. На курсе рассматриваются теоретические проблемы и явления не предметно, а метапредметно. Например, в разговоре о трансформации представлений о политической жизни общества акцент делается не на самих политических процессах, а на их взаимосвязях с процессами в сферах экономики, культуры и науки.
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.

Внести изменения в учебный план можно, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

Раз в неделю лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. 

Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета. 

На лекциях своего Факультетского дня лицеисты с направления изучают дополнительные главы математики, состоящие из тем первого курса математического факультета ВШЭ. Они включают в себя сферическую и проективную геометрии, комплексные и p-адические числа, кватернионы и многое другое. На семинарах ребята закрепляют знания, полученные на лекциях: решают задачки на пройденные тему.

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея. Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения своих целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников.

Олимпиады: как их «затащить»?

Не секрет, что победа в некоторых олимпиадах позволяет выпускникам поступить в университеты без вступительных испытаний. Олимпиадное направление образовательной траектории на направлении очень развито. Есть шесть часов факультатива по олимпиадной математике, где лицеисты вместе с преподавателями, имеющими опыт самостоятельного участия в олимпиадах по математике, изучают темы внешкольной программы, с которыми лицеисты встречаются на олимпиадах. Факультативы — это дополнительные занятия, работа на которых не оценивается. Факультативы ведут преподаватели и выпускники Лицея. 

Математики на регулярной основе ездят на олимпиады большими компаниями, что укрепляет их боевой дух и усиливает соперничество. Они интересуются нестандартными задачами; участвуют во множестве игр с олимпиадными задачами и в математических боях, устраиваемых на направлении; посещают олимпиадные выездные школы, что увеличивает шансы получить льготы при поступлении в топовые вузы. 

Лицеисты занимаются не только в Лицее, но и в других образовательных организациях. Часть лицеистов является кандидатами в сборную Москвы, часть — посещает математические кружки, часть — готовится самостоятельно.

Но их всех объединяет одно — жажда знаний и стабильные 100 баллов на ЕГЭ или поступление БВИ в выбранный ими вуз :)
— Борис Васильевич Галицкий, руководитель направления

В прошлом году ребята с направления завоевали 58 дипломов олимпиад Российского совета школьников, 17 дипломов регионального и 5 дипломов заключительного этапа ВсОШ. Кроме того, уровень сложности задач на обычных занятиях по алгебре и геометрии настолько высок, что его вполне можно сравнить со сложностью олимпиад первого и второго уровня. За счет обучения математическому анализу с использованием университетских методов обучения, лицеисты узнают о совершенно новых и удобных способах решения олимпиадных задач.

Стоит также отметить, что лицеисты нашего направления не ограничиваются математикой и очень успешно выступают на олимпиадах по смежным предметам: экономике, информатике, физике и астрономии!
— Борис Васильевич Галицкий, руководитель направления 

Помимо олимпиадной направленности существуют факультативы по практической географии, робототехнике, нейробиологии, есть даже киноклуб на английском языке, лаборатория предметного дизайна, поэтическая мастерская, лицейский интеллектуальный клуб, парные танцы и много чего еще!

Внеучебная жизнь: как лицеисты проводят свободное время?

Вместе ребята не только создают проекты и организовывают тематические мероприятия, но и часто собираются своей группой на чаепития, прогулки, в поездки, играют в настольный теннис, разгружая тяжелые будни. Ребята уже несколько раз ездили в Санкт-Петербург. Также, как рассказывает Борис Васильевич, лицеисты часто ездят на страшные квесты, а для разнообразия, вместо квестов, посещают заключительные этапы олимпиад. 

Обмениваем и так что-то страшное на еще более страшное. Зато с шансом на БВИ :)
— Борис Васильевич Галицкий, руководитель направления 

Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Математике

Борис Васильевич Галицкий, руководитель направления

Для меня направление «Математика» — это семья, состоящая из потрясающих ребят с невероятным потенциалом и харизматичных высококвалифицированных коллег, где все нашли общий язык — язык математики. Чтобы хоть немного проникнуться атмосферой, царящей на нашем направлении, представляю вашему вниманию стихотворение, на которое меня вдохновили ребята выпуска 2022 года.

 

Когда вы к нам пришли учиться
Наук царицу постигать — 
Лицей заставил не лениться, 
Язык английский знать на 5! 

Мир математики открылся
Для вас. И это навсегда! 
Надеюсь, каждый научился
Брать интегралы. Не беда, 

Коль что-то вы уже забыли:
Вам стоит только заглянуть
В тетрадь. И вновь восстановили
В своём мозгу нейронный путь.

И хоть дедлайны все закрыты, 
И хоть есть время отдохнуть:
Пред вами двери все открыты, — 
Найди свою! И снова в путь!

И пусть катарсис напугает
Кого угодно, но не вас! 
Работа с вами... Вдохновляет! 
Благодарю! Здесь и сейчас.