Внутри направления: о Матэке
Матэк — это про кого?
Направление «Экономика и математика» появилось в Лицее в 2017 году. Матэк готовит выпускников, интересующихся финансами, экономикой и анализом данных. Значительная часть выпускников направления поступает в Вышку: стабильно 72-73% в последние годы. На Матэке идет упор на углубленное изучение экономики, которое подкреплено не менее углубленным изучением математики. Особое внимание уделяется подготовке к экономическим олимпиадам.
Поближе познакомимся с Матэком в этом материале, а пока читаем «Анкету для друзей» от руководителя направления — Александра Николаевича Челеховского! :)
Собираем учебный план
Основной акцент в учебном плане на Матэке идет на углубленное изучение математики (блоков алгебры и геометрии), экономики и обществознания.
Иностранный язык преподают на продвинутом уровне, как на всех других направлениях большого Лицея: можно выбрать из английского, немецкого, французского и испанского. Блок словесности — русский и литература — изучается на базовом уровне.
Из специфических дисциплин необычной является История экономической мысли и экономики: все лицеисты изучают ее. На этом предмете ребята узнают о том, какие существуют экономические школы и как видоизменялись взгляды экономистов со временем. Теория познания также является обязательной дисциплиной к изучению: пары по этому предмету посещают все лицеисты 10-11-го классов.
«Теория познания», или ТОК (от англ. Theory of knowledge), — это метапредметный курс, основной задачей которого является развитие критического мышления. На курсе рассматриваются теоретические проблемы и явления не предметно, а метапредметно. Например, в разговоре о трансформации представлений о политической жизни общества акцент делается не на самих политических процессах, а на их взаимосвязях с процессами в сферах экономики, культуры и науки.
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.
На направлении есть возможность изучать основы бизнеса, информатику, психологию и географию. Эти предметы считаются элективами, то есть предметами по выбору.
Элективы в учебном плане можно менять, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.
*Подробнее изучить учебный план можно на официальной страничке направления на сайте Лицея.
Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки
Раз в неделю, в четверг, лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. Занятия ФД на Матэке начинаются в ноябре 10-го класса, а заканчиваются в октябре 11-го. На маленьких направлениях график может быть другим.
Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета.
В начале 10-го класса все лицеисты посещают «Карусель». Так называется первый этап Факультетского дня, в ходе которого ребята знакомятся со всеми образовательными программами. В конце «Карусели» каждому лицеисту необходимо выбрать образовательную программу, на которой он продолжит свое обучение.
Одни из самых популярных у лицеистов программ Факультетского дня — это…
«Факультет экономических наук»
«Факультет мировой экономики и мировой политики»
«Высшая школа бизнеса»
(менеджмент и бизнес-информатика)
Чуть менее популярные варианты, но не менее интересные:
«Факультет математики»
«Факультет географии и геоинформационных технологий»
А в этом учебном году открылось новое направление Факультетского дня, связанное с совместной образовательной программой ФЭН+ФКН:
«Экономика и анализ данных»
Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг
На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея.
С коллегами мы не конкурируем, а дополняем друг друга, как пазлы
— Вера Анатольевна Бахтимова, преподаватель профильной экономики на направлении
Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения своих целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников.
Индивидуальная выпускная работа
Индивидуальная выпускная работа или ИВР (прим.ред., сленг лицеистов) — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист старшей школы. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или написать исследование на любую тему.
Среди лицеистов направления популярны работы по экономике, причем как по микро-, так и по макроэкономике. Интересны исследования криптовалют, оценки бизнес-стратегий конкретных крупных компаний.
Одна из самых интересных работ на Матэке была посвящена оценке стоимости потребительской корзины в продуктовых супермаркетах Москвы: лицеистка проделала огромный труд, собирая информацию о стоимости потребительской корзины в различных магазинах сети «Ашан». Получилось, что цены на все продукты в разных магазинах сети разные, но общая стоимость потребительской корзины практически не отличается.
Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность
Один из принципов Лицея — преемственность. Чаще всего создатели проектов передают свое главенство после выпуска следующему поколению лицеистов. Так, некоторые лицеисты-экономисты являются главами больших лицейских организаций. Помимо общелицейских социальных проектов, ребята с Матэка создают свои тематические проекты и организации.
Например, «Как приручить экономиста» — группа о жизни направления. Паблик существует уже несколько лет, в нем работают учащиеся 9-11-го классов. Лицеисты берут интервью у преподавателей, создают подкасты про экономику и внеучебную жизнь, транслируют новости и события Матэка, организуют встречи с представителями банковского сектора.
«Проба пера» занимается проведением пробников олимпиад по экономике и помогает лицеистам погрузиться в нужную атмосферу. Организаторы проводят пробные олимпиады в формате регионального этапа ВОШ и перечневых олимпиад по экономике.
«Cash-Flow» — один из первых образовательных социальных проектов Лицея НИУ ВШЭ. Команда готовит открытые лекции со спикерами-экспертами в области финансов и инвестиций. Важная часть деятельности проекта — публикация актуальной и полезной информации о сфере экономики в социальных сетях.
«Abroad» — проект, который показывает возможности за рубежом, рассказывает про поступление в иностранные вузы и отвечает на возникшие вопросы.
Олимпиады: как их «затащить»?
Не секрет, что победа в некоторых олимпиадах позволяет выпускникам поступить в университеты без вступительных испытаний. Олимпиадное движение — это основная отличительная особенность Матэка. Каждый год в Лицее примерно 20-25 человек (а бывает и больше) принимают участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по экономике, и подавляющее большинство из них — с Матэка.
И это не все, чем может похвастаться направление: Матэк поставил свой рекорд по количеству победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Так, в 2017 году, благодаря работе преподавателей и всего направления, Лицей НИУ ВШЭ показал лучший результат среди всех школ России!
Такие успехи достигаются за счет большого числа факультативов по олимпиадной экономике: иногда их бывает по 4-5 в неделю! Это специальные дополнительные занятия, работа на которых не оценивается. Факультативы ведут преподаватели Лицея и Вышки, а также выпускники Матэка, которые помогают добиваться успехов лицеистам. Кроме того, каждый год Лицей проводит сборы по подготовке к заключительному этапу Всероссийской олимпиаде по экономике, что также помогает повышать результаты и способствует сплочению ребят.
Факультативы — помощь в подготовке к экзаменам и олимпиадам (и не только).
Помимо олимпиадной направленности существуют факультативы по практической географии, робототехнике, нейробиологии, есть даже киноклуб на английском языке, лаборатория предметного дизайна, поэтическая мастерская, лицейский интеллектуальный клуб, парные танцы и много чего еще!
Внеучебная жизнь: как лицеисты проводят свободное время?
Вместе ребята не только создают проекты, организовывают тематические мероприятия и готовятся к олимпиадам, но и часто собираются своей группой на чаепития, прогулки, в поездки. На направлении развита традиция выездов вместе с кураторами и преподавателями. Лицеисты уже побывали в Питере, на Кавказе, в Калининграде, а сейчас планируют поездку в Карелию.
Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Матэке
Александр Николаевич Челеховский, руководитель направления
Матэк — это сообщество целеустремленных ребят, которые успевают и достигать успехов в олимпиадах, и учиться, и активно заниматься социально-полезной деятельностью. Уже пятый год руковожу направлением, но не перестаю удивляться тому, как у наших лицеистов все это получается! Для меня работа на Матэке — это, несомненно, источник вдохновения от того, что мы командой направления помогаем лицеистам сильно вырасти над собой за два года учебы и научиться много и интенсивно работать.
С радостью ждем на Матэке целеустремленных ребят, которые хотят достигать вершин в изучении экономики!
***
Прошлые выпуски рубрики:
Внутри направления: о Футуритете
Внутри направления: о Востоке
Внутри направления: о Соцэке
Внутри направления: о Гуме