Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Соцэке

Чем отличается Матэк от Соцэка? Как начать выигрывать олимпиады? Где учится больше всего лицеистов? В этот раз познакомимся с самым большим направлением Лицея.

Внутри направления: о Соцэке

Соцэк — это про кого?

2014
год открытия направления
10-11
классы обучения
340+
лицеистов на направлении

Соцэк действительно является самым большим направлением Лицея: на нем учится 12 кураторских групп, а это больше 300 лицеистов. На направлении представлен огромный выбор интересных предметов по выбору, вариантов Факультетского дня, внеучебных активностей. 

Обо всем этом в материале, а пока, знакомьтесь — Марина Рафаеловна Оганесян! Она является руководителем Соцэка столько, сколько живет направление. 

Рукнаправ* — это идеолог своего направления, это капитан корабля, который знает, куда свой корабль вести, а куда именно вести, зависит от того, какой образ выпускника необходимо сформировать на выходе из Лицея.
— Марина Рафаеловна Оганесян, руководитель направления

*Рукнаправ — руководитель направления, сленг лицеистов.

Как и все направления, Соцэк создавался для понимания специфики и образа своего выпускника. А кто такой — выпускник «Экономики и социальных наук»? По словам Марины Рафаеловны, это личность, способная погрузиться компетентно в социальную проблему, проанализировать ее причины, предложить пути выхода из нее, понять возможные негативные последствия из предложенного решения и увидеть плюсы альтернативного подхода к  проблеме. Все эти умения сопровождаются отлично развитым навыком публичного выступления.

Выбираю между Матэком и Соцэком: куда идти?

Часто бывает так, что абитуриенты и выпускники Футуритета при переходе в 10-й класс не могут выбрать между двумя схожими на первый взгляд направлениями: Матэком и Соцэком. Чем они отличаются друг от друга и что выбрать?

Безусловно, направления различаются учебным планом. На Матэке, например, больше углубленной математики. На Соцэке любят читать много и читают разную литературу: публицистические и академические тексты, историю, а это большие объемы, которые нужно уметь воспринимать, понимать, интерпретировать и применять. 

Подробнее про Матэк мы расскажем совсем скоро в рамках этой же рубрики. А пока спросим у Марины Рафаеловны, в чем основные различия направлений:

Направления различаются тем образом выпускника, который мы получаем на выходе. На Соцэке мы развиваем у ребят серьезные ораторские навыки, системное мышление: они смотрят, как экономика влияет на социальную, духовную, политическую сферы. В отличие от Матэка, который круто может посчитать модель оптимизации, Соцэк видит все связи, смотрит на задачу с разных сторон. 

Собираем учебный план

В учебном плане на Соцэке основной акцент идет на предметы, которые дают ключ к пониманию социальных проблем: экономика, социология, политология (предметы проходят на углубленном уровне). Их можно найти в вариативной части учебного плана: лицеисту необходимо выбрать один из предложенных предметов. При этом обязательно изучается блок обществознания на базовом уровне: в него входят все обществоведческие предметы из вариативной части, которые учащийся не выбрал изучать углубленно. Так, например, если лицеист выбрал профильную социологию, то в обязательном блоке обществознания он будет изучать все остальные предметы: экономику, политологию, право.
*Возможны небольшие изменения в учебном плане. Следите за официальной страничкой направления на сайте Лицея. 

Из специфических дисциплин необычной является История экономической мысли и экономики: все лицеисты изучают ее. Всемирная история и История России объединены в один предмет и также изучаются углубленно. Лицеист с Соцэка может проходить математику на базовом уровне или на углубленном, с разделением предмета на алгебру и геометрию. 

Иностранный язык преподают на продвинутом уровне, как на всех других направлениях большого Лицея: можно выбрать из английского, немецкого, французского и испанского. Блок словесности — русский и литература — изучается на базовом уровне. Теория познания также является обязательной дисциплиной к изучению: пары по этому предмету посещают все лицеисты 10-11-го классов. 

«Теория познания», или ТОК (от англ. Theory of knowledge), — это метапредметный курс, основной задачей которого является развитие критического мышления. На курсе рассматриваются теоретические проблемы и явления не предметно, а метапредметно. Например, в разговоре о трансформации представлений о политической жизни общества акцент делается не на самих политических процессах, а на их взаимосвязях с процессами в сферах экономики, культуры и науки.
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.

На направлении также есть возможность изучать основы бизнеса, историю культуры, мировую художественную культуру, философию, географию и информатику.

Элективы в учебном плане можно менять, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

Раз в неделю, в четверг, лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. Занятия  ФД на направлении Соцэка начинаются в ноябре 10-го класса, а заканчиваются в октябре 11-го. На маленьких направлениях график может быть другим.

Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета. 

В начале 10-го класса все лицеисты посещают «Карусель». Так называется первый этап Факультетского дня, в ходе которого ребята знакомятся со всеми образовательными программами. В конце «Карусели» каждому лицеисту необходимо выбрать образовательную программу, на которой он продолжит свое обучение. 

На Соцэке огромное количество самых разных образовательных программ: всего их 11. «Государственное и муниципальное управление», «Мировая экономика», «Международные отношения», «Реклама и связи с общественностью», «Городское планирование» и многие другие.

На большинстве программ есть НИС — Научно-исследовательский семинар, на котором у ребят есть возможность получить мощную базу по написанию исследований — важный навык в целом и для подготовки к индивидуальной выпускной работе в частности. 

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея. Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения своих целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников.

Для создания определенной среды нужен учебный план и люди, которые понимают, что от них требуется — то есть это команда. Команда — это не только преподаватели, но и кураторы. Для меня куратор направления — это не только человек, который сопровождает ребенка, решает его конфликтные ситуации, собирает ему документы, например. Для меня этот человек имеет специфические роли: он должен участвовать в сценариях мероприятий, которые мы проводим на направлении, должен вносить свою лепту в формирование этого человека-соцэковца.
— Марина Рафаеловна Оганесян, руководитель направления

Индивидуальная выпускная работа

Индивидуальная выпускная работа или ИВР (прим.ред., сленг лицеистов) — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист старшей школы. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или написать исследование на любую тему. Ребята пишут работы на уровне университетских курсовых и дипломов. Собрали для вас несколько интересных примеров исследований, которые выполнили выпускники Соцэка. Эти работы демонстрируют многогранность интересов лицеистов. 

«Причины протестов в Казахстане в январе 2022 года», Ярослава Соловьева 

«Причины переизбрания Си Цзиньпина на на третий срок на пост генерального секретаря ЦК КПК в 2022 году», Василий Каранов 

«Социология практик: престижное потребление как способ конструирования идентичности среди учащихся Лицея НИУ ВШЭ», Юлия Ковальчук

Конечно, направление накладывает отпечаток на предмет исследования лицеистов, но это не всегда так. Эти две, например, связаны с направлением в меньшей степени:

«Фреймирование в контексте оценивания картины», Иван Никитин

Сборник стихотворений «Вспышки в темноте», Павел Мраморнов

Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность

Один из принципов Лицея — преемственность. Чаще всего создатели проектов передают свое главенство после выпуска следующему поколению лицеистов. Многими лицейскими организациями руководят соцэковцы. Расскажем немного про одни из самых крупных проектов, в которых они участвуют:

«Ассоциация волонтеров» — организация, которая насчитывает в своем составе более 600 лицеистов. Ребята координируют волонтерскую деятельность в Лицее и Вышке. Именно они ходят в желтых футболках с надписью «Спроси меня про Лицей». Если вы были на Дне открытых дверей или других мероприятиях, организованных Лицеем, однозначно видели этих ребят :) 

«Хочу в Лицей НИУ ВШЭ» погружает абитуриентов в лицейскую атмосферу, знакомит поступающих с лицейскими ценностями и принципами, рассказывает про жизнь в Лицее еще до их поступления.

«Организация мероприятий» отвечает за самые масштабные и яркие события и праздники в Лицее: Новый год, Хэллоуин, 8 Марта, День всех влюбленных. 

«Charity Market» — благотворительная организация. На лицейских мероприятиях ребята продают выпечку, а вырученные средства отправляют в благотворительные фонды.

Олимпиады: как их «затащить»?

Не секрет, что победа в некоторых олимпиадах позволяет выпускникам поступить в университеты без вступительных испытаний. Соцэк славится своим количеством олимпиадников.

Среда и учебный план формируют олимпиадника. Выиграть 1-2 олимпиады — это уже стандарт для соцэковца, но это всегда титанический труд, все педагоги вносят свою лепту: правоведы, политологи, социологи, философы.
— Марина Рафаеловна Оганесян, руководитель направления 

Учебный план Соцэка помогает лицеистам, которые готовятся к профильным олимпиадам по обществоведческим предметам. Перед Всероссийской олимпиадой школьников на направлении организуется интенсив, на котором лицеисты вместе с преподавателями тренируют свои публичные навыки, умение анализировать письменно, прорешивают новые кейсы, типичные для ВОШ и разработанные преподавательским составом. Также есть возможность посещать олимпиадные факультативы — это дополнительные занятия, работа на которых не оценивается. Факультативы ведут преподаватели и выпускники Лицея. 

Факультативы — помощь в подготовке к экзаменам и олимпиадам (и не только).

Помимо олимпиадной направленности существуют факультативы по практической географии, робототехнике, нейробиологии, есть даже киноклуб на английском языке, лаборатория предметного дизайна, поэтическая мастерская, лицейский интеллектуальный клуб, парные танцы и много чего еще!

Внеучебная жизнь: как лицеисты проводят свободное время?

Вместе ребята не только создают проекты и организовывают тематические мероприятия, но и часто собираются своей группой на чаепития, прогулки, в поездки. 

Также лицеисты с разных направлений участвуют в конкурсах по интеллектуальным играм — необычный формат внеурочной деятельности, который развивает эрудицию, умение мыслить логически и эффективно работать в команде. Обычно формируются команды из ребят с разных направлений, их готовят к интеллектуальным состязаниям преподаватели Лицея на специальном факультативе. Но в прошлом году сформировалась команда, которая состояла только из лицеистов с Соцэка. Она называлась «Кузькина мать». В таком составе ребята вошли в десятку лучших на XX Открытом Первенстве Сибири по интеллектуальным играм, которые прошли в Новосибирске.
Как это было?

Состав команды

Еще одно важное мероприятие на Соцэке — День направлений, который проходит каждый год для лицеистов всех классов. В этот день ребята пробуют себя в профессиональных ролях, знакомятся с выпускниками образовательных программ ВШЭ, которые сотрудничают с направлением. Также традиционно ребята проводят жаркие дебаты, где развивают свои навыки аргументации, а последние 5 лет они инсценируют политические ситуации. Были и парламентские выборы, и президентские, и заседание комиссий Евросоюза. 

В позапрошлом году День направлений на Соцэке был посвящен реконструкции ситуации в России в 1991-м году. Перед игроками стояла задача предложить программу развития страны, которая в условиях либеральных реформ разрушила старую систему, но пока не создала новую. А в прошлом году этот день прошел не менее интересно. Соцэковцы окунулись в 1918-й год: кадеты, монархисты, большевики и меньшевики боролись за власть. Задача лидеров партий и ее членов заключалась в сохранении идеологии и исторической логики. 

Подробнее про политическую игру можно прочитать здесь

День направлений соцэковцы организовывали даже тогда, когда все учились дистанционно во время эпидемии так же, как и выпускной — знаковое событие для каждого одиннадцатиклассника. Впервые в 2020-м году лицеисты сделали последний звонок на YouTube. И именно с этого момента ребята стали делать мероприятия про себя и идентичность Соцэка. 


Последний звонок в прошлом году прошел в Культурном центре ВШЭ. На этом мероприятии соцэковцы всегда проживают главные события, произошедшие с ними за два года на направлении. 

Ежегодно выпускники направления делают содержательно смысловой ролик о Соцэке. В том году он получился интересный и добро-смешной.

Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Соцэке

Марина Рафаеловна Оганесян, руководитель направления

Соцэк — это то место, которое не перестает меня удивлять. Вроде бы я человек с опытом, удивить меня трудно, но ребятам удается это делать снова и снова.
Для меня наше направление — это место, где профессиональная команда учителей с гордостью наблюдает за метаморфозой своих птенцов, превращающихся из очень мотивированных в уверенных, грамотных и думающих людей, у которых многому можно поучиться и нам, их наставникам! 

 

***
Прошлые выпуски рубрики:
Внутри направления: о Футуритете
Внутри направления: о Востоке