• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Востоке

Погружаемся в атмосферу маленького, но невероятно уютного, многогранного направления — Востоковедения.

Внутри направления: о Востоке

Восток — это про кого?

2014
год открытия направления
10-11
классы обучения
100+
лицеистов на направлении

Востоковедение — для тех, кто имеет терпение восточных мудрецов, ведь придется вложить немало сил и времени в изучение восточных языков и истории, при этом жизнь на направлении яркая, захватывающая и невероятно насыщена необычными мероприятиями и событиями.

Выпускник Востока — это в первую очередь человек, открытый к миру, к разным культурам, готовый погрузиться в новые для него культурные моменты и спокойно это осмыслить. 

Восток открыл свои двери почти в самом начале жизни Лицея: направление появилось в 2014-м году и с того момента ежегодно выпускает больше 50 лицеистов, которые дальше продолжают погружаться в восточную культуру.

 

Знакомьтесь, руководитель направления — Николь Николаевна Сукиасянц! 

 

Мы стараемся привить ребятам понимание многообразности и многогранности мира, о том, что все люди и народы разные. Ребята с Востока являются мостиком, который объединяет эти культуры и помогает людям понимать друг друга лучше. 
— Николь Николаевна Сукиасянц, руководитель направления 


За новостями направления можно следить на официальной странице «Востоковедения» в ВКонтакте.

Собираем учебный план

Основной акцент в учебном плане востоковеда идет на историю, западные и восточные языки, а также на специфические предметы: например, такие дисциплины, как литература стран Востока или общественно-политическое развитие стран Востока, — все это преподается на углубленном уровне.

Ребята изучают сразу два языка: здесь можно выбрать между английским, немецким, французским и испанским. А второй иностранный язык уже восточный, выбор большой: корейский, китайский, японский и арабский языки. На направлении много языковой практики, в том числе общение с носителями. За два года лицеисты значительно поднимают свой уровень владения языком (достигают уровня А2-А2+ в группах с «нуля» и уровня А2-В2 в «продолжающих»). 

Также есть хорошая возможность погрузиться в изучение восточных языков на Факультетском дне*. Это полезно в особенности тем, кто готовится к профильным олимпиадам и кто ведет еще какую-то деятельность, связанную с языком. Например, часть лицеистов с Востока участвуют в переводческих конкурсах, которые проводят МГЛУ (Московский государственный лингвистический университет) и другие профильные вузы, и показывают довольно высокие результаты. 
*Подробнее про Факультетский день ниже.
 

Важно, чтобы ребята изучали язык «не в стол», а уже имели возможность себя проявлять и получать удовлетворение от того, что они уже выучили, знают и используют. 
— Николь Николаевна Сукиасянц, руководитель направления

На направлении также работают преподаватели Школы Востоковедения и Института классического Востока и Античности. Они стараются одинаково интересно рассказывать о языках и регионах, в которых их можно использовать, чтобы у ребят было понимание о том, как и где можно реализовывать полученные знания, и чтобы они стремились не к чему-то наиболее популярному, а к тому, что ближе и больше нравится.

В таком юном возрасте необходимо понимать, что ты делаешь что-то нужное и можешь применить свои знания на практике, что существуют люди, которые говорят на этих языках: они пишут книги, производят какие-то интересные открытия в научной сфере, ведут свои СМИ. Это все существует, и ребята могут к этому прикоснуться. 
— Николь Николаевна Сукиасянц, руководитель направления

В вариативной части учебного плана интересные элективы (предметы по выбору). На литературе Востока, например, ребята могут посмотреть на литературное наследие разных регионов. История стран Востока охватывает на углубленном уровне процессы, происходившие в разные периоды истории в разных восточных регионах: в Индии, древнем Китае, Африке, на ближнем Востоке. А общественно-политическое развитие Востока больше про современность: это и экономическая ситуация, и социально-политическая, и общественная, — на этом предмете часто проходят обсуждения актуальных процессов и проблем, характерных для того или иного региона.

Подробнее об учебном плане расскажет Вероника Альбертовна, заведующая кафедры Востока:

 

Вероника Альбертовна Шашкова, заведующая кафедрой Востоковедение

Хотела бы рассказать вам про кафедру Востоковедение. На направлении реализуется очень интересная программа обучения. Самое захватывающее, на мой взгляд, — это возможность изучать восточный язык. На выбор предлагаются четыре языка: арабский, китайский, корейский и японский.

Практически каждый язык у нас на направлении делит лицеистов на две группы. Первая группа — это ребята, которые ранее не изучали восточный язык, а вторая — для тех, кто уже имеет определенный уровень знаний. Чтобы попасть во вторую группу, лицеисту необходимо иметь определенный минимальный уровень языка по международной шкале. Для китайского языка — это уровень HSK 3 и выше, для корейского языка — это TOPIK 1-2 и выше, для японского языка — это уровень N5-4. По окончании двух лет наши выпускники выходят с хорошей базой. Ребята, которые изучали ранее восточный язык, могут принимать участие и побеждать на таких олимпиадах, как Высшая проба (китайский и японский языки) и ВСОШ (китайский язык), а также могут сдавать ЕГЭ (касается только китайского языка). Средний балл ЕГЭ по китайскому языку 92 балла! 

Кроме восточных языков на нашем направлении есть еще две интересные дисциплины: Общественно-политическое развитие Востока и История и культура Востока —  из них можно выбрать для изучения только одну. А на другую, при желании, ходить вольным слушателем, то есть посещать занятия, не получая за них оценки. Во время уроков можно затронуть все важные и интересные темы, связанные с политикой, социумом, культурой и историей всего восточного региона. Именно изучение этих дисциплин помогает расширять кругозор ребят и является основой для участия в Высшей пробе по Востоковедению и других олимпиадах.

И третьим выборным предметом является Литература Востока — тоже очень интересный предмет.


Элективы в учебном плане можно менять, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

Раз в неделю, в четверг, лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. Занятия начинаются в ноябре 10-го класса, а заканчиваются в октябре 11-го.

Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета.

В начале 10-го класса все лицеисты посещают «Карусель». Так называется первый этап Факультетского дня, в ходе которого ребята знакомятся со всеми образовательными программами. В конце «Карусели» каждому лицеисту необходимо выбрать образовательную программу, на которой он продолжит свое обучение.

На Востоке ребята могут выбрать одну из двух образовательных программ. Первая — «Востоковедение», на которой лицеисты подробнее изучают историю и литературу, культуру и языки разных восточных регионов. На научно-исследовательском семинаре ребята получают хорошую исследовательскую базу, которая потом поможет им в написании индивидуальной выпускной работы*. Также лицеисты могут выбрать в вариативной части ФД практикум устного общения по одному из четырех языков: корейскому, китайскому, японскому и арабскому (на практикумах часто преподают носители языка).
*Подробнее про индивидуальную выпускную работу ниже.

Второй вариант образовательной программы ежегодно меняется, и на ФД ребята изучают те предметы, которые ждут их в Вышке на факультете через год. То есть лицеисты на момент своего выпуска уже знают, что их будет ждать в Институте классического Китая и Античности. В этом году, например, ребята изучают такие предметы как «Монголия и Тибет», «Эфиория и арабский мир» и «Тюркский мир». В вариативной части так же, как на программе «Востоковедение», есть научно-исследовательский семинар.

Подробнее на страничке направления в разделе Учебный план.

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея.

Индивидуальная выпускная работа

Индивидуальная выпускная работа или ИВР (прим.ред., сленг лицеистов) — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист старшей школы. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или написать исследование на любую тему.


Собрали для вас несколько интересных примеров исследований, которые выполнили выпускники Востока:

«Анализ образа революции в китайской литературе 1920-30-х гг, сформировавшегося под влиянием революционных событий 1925-27-х гг на примере работ Ба Цзиня»
В этой работе лицеист брал конкретные литературные произведения, исследовал их и смотрел, как автор воспринимал те или иные революционные события, которые произошли в Китае. Подробный анализ о том, как автор отразил в произведениях свои чувства относительно революций и как они соотносятся с реальностью. 

«Шариатский уголовный кодекс Государства Бруней-Даруссалам: проблема восприятия вне брунейского общества»
На эту тему было мало исследовательского материала, поэтому лицеист сам частично переводил арабские источники. Провел анализ и смог выделить характерные особенности шариатского уголовного кодекса.

«Культурная гибридизация Японии и Запада в аниме периода постмодернизма на примере “JoJo's Bizarre Adventure”»
Исследование о культурном феномене Японии — очень популярном аниме.

Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность

Помимо общелицейских социальных проектов, востоковеды создают свои тематические проекты и организации. Например, на направлении уже второй год существует печатное издание — газета «компас на восток». Авторы проекта в газете не только рассказывают о жизни стран Востока, но и делятся новостями из повседневности своего направления.

На Востоке есть еще и подкаст, который называется «Миядзаки в тумане». Автор проекта приглашает в свои выпуски специалистов из разных сфер и предлагает обсудить произведения Миядзаки с точки зрения их области специализации. Получается очень интересно!

Не так давно российские и японские школьники создали творческий проект, в котором принимали участие лицеисты с направления. Они переводили мультик на японский и озвучивали его, а японцы делали наоборот. Рисовали сцены и снимали отдельные части тоже ребята под руководством режиссера. 

Танцы тоже есть! «Lyceum Cover Dance Community» — лицейское к-поп сообщество; как говорят авторы, синтез к-поп хореографии и клуба по интересам.

« Лапша не на уши» — еще один яркий пример тематического проекта, который выполнила лицеистка в рамках ИВР. Это книга рецептов и историй о национальной кухне стран Востока.
Полную версию книги можно найти на страничке проекта в ВКонтакте

Свою проектную деятельность выпускники Востока часто продолжают в университете. Как это бывает?

Олимпиады: как их «затащить»?

Не секрет, что победа в некоторых олимпиадах позволяет выпускникам поступить в университеты без вступительных испытаний. Весь блок предметов в вариативной части учебного плана Востока помогает лицеистам, которые готовятся к профильным олимпиадам по востоковедению и всемирной истории. Помимо этого есть возможность посещать олимпиадные факультативы — это дополнительные занятия, работа на которых не оценивается. Факультативы ведут преподаватели и выпускники Лицея. 


Яркий пример — это история выпускника 2022 года, который победил в Высшей пробе по японскому и востоковедению, получил право поступления в НИУ ВШЭ без вступительных испытаний и в итоге, воспользовавшись возможностью, выбрал совершенно другую образовательную программу — «Египтология» в Институте классического Востока и Античности НИУ ВШЭ.

Факультативы — помощь в подготовке к экзаменам и олимпиадам (и не только).

Помимо олимпиадной направленности существуют факультативы по практической географии, робототехнике, нейробиологии, есть даже киноклуб на английском языке, лаборатория предметного дизайна, поэтическая мастерская, лицейский интеллектуальный клуб, парные танцы и много чего еще!

Внеучебная жизнь: как лицеисты проводят свободное время?

Вместе ребята не только создают проекты и организовывают тематические мероприятия, но и часто собираются своей группой на чаепития, прогулки, в поездки.

Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Востоке

Николь Николаевна Сукиасянц, руководитель направления

Восток — очень дружная семья! Мне кажется, именно это отличает наше направление; возможно, еще и другие маленькие направления, но у нас это ярко прослеживается, потому что мы поддерживаем контакты с нашими выпускниками. А поскольку многие выпускники продолжают свое обучение по программам именно востоковедческой направленности (чаще всего в Вышке), очень приятно отправлять новоиспеченных десятых на «Карусель» Факультетского дня, когда они еще не знают, что будет на факультете, а там, практически с 1-й по 4-й курс, их ждут наши выпускники, всегда готовые помочь лицеистам влиться в эту экосистему и быстро адаптироваться в ней.

 

 

***
Прошлые выпуски рубрики:
Внутри направления: о Футуритете