• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Гуме

Сегодня расскажем про одно из самых больших и самых разносторонних направлений Лицея. Культурология, городское планирование, филология, журналистика, компьютерная лингвистика, философия и даже углубленная математика — все это про Гуманитарные науки или, как ласково называют направление лицеисты, Гум.

Внутри направления: о Гуме

Гум — это про кого?

2014
год открытия направления
10-11
классы обучения
285+
лицеистов на направлении

С ребятами всегда неожиданно. Их спектр интересов очень велик, не каждому преподавателю можно за ними угнаться, это всегда создает непосредственную и творческую атмосферу.
— Александр Андреевич Гиринский, заведующий кафедрой Теории познания, преподаватель на Гуме 

Гуманитарные науки — одно из самых больших и разносторонних направлений Лицея с огромным выбором самых разных учебных дисциплин. На Гуме сложилась собственная культура:  большое количество внутренних проектов, инициированных лицеистами и преподавателями. Многие из поступивших на направление неоднократно меняют свои траектории и образовательные планы, знакомясь с новыми для них направлениями в гуманитарной сфере. 

Знакомьтесь, руководитель направления — Анастасия Вадимовна Русакова!

Цель направления: создать новый образ гуманитария — специалиста, который в полной мере владеет теоретическим знанием в области истории, литературы, иностранных языков и других профильных областей. А также готов к экспериментам — создает собственные проекты, не боится получать прикладные и инструментальные знания и навыки и применять их в реальности.
— Анастасия Вадимовна Русакова, руководитель направления

Собираем учебный план

Для большей части предметов в учебном плане Гума возможен выбор профильного и базового уровней. Основное ядро программы составляет изучение словесности (русского языка и литературы), истории и иностранных языков. Кроме этого, лицеистам предоставляется возможность проходить математику и обществознание углубленно.

Иностранный язык преподают на продвинутом уровне, как на всех других направлениях большого Лицея: можно выбрать из английского, немецкого, французского, испанского и китайского. Гум — единственное направление (помимо Востоковедения), где учащимся предоставляется возможность изучения второго иностранного языка.

Теория познания также является обязательной дисциплиной к изучению: пары по этому предмету посещают все лицеисты 10-11-го классов. 

«Теория познания», или ТОК (от англ. Theory of knowledge), — это метапредметный курс, основной задачей которого является развитие критического мышления. На курсе рассматриваются теоретические проблемы и явления не предметно, а метапредметно. Например, в разговоре о трансформации представлений о политической жизни общества акцент делается не на самих политических процессах, а на их взаимосвязях с процессами в сферах экономики, культуры и науки.
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.

На направлении есть возможность изучать МХК (Мировую художественную культуру) — более традиционный предмет, посвященный истории искусств; историю культуры — авторский курс, сконцентрированный на актуальных социокультурных процессах эпохи модерна. Эти предметы считаются элективами, то есть предметами по выбору. 

Элективы в учебном плане можно менять, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.
*Подробнее изучить учебный план можно на официальной страничке направления на сайте Лицея.

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

Раз в неделю, в четверг, лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. Занятия ФД на направлении Гума начинаются в ноябре 10-го класса, а заканчиваются в октябре 11-го. На маленьких направлениях график может быть другим.

Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета. 

В начале 10-го класса все лицеисты посещают «Карусель». Так называется первый этап Факультетского дня, в ходе которого ребята знакомятся со всеми образовательными программами. В конце «Карусели» каждому лицеисту необходимо выбрать образовательную программу, на которой он продолжит свое обучение. 

Гум — одно из направлений, на которых представлено самое большое количество вариантов ФД.

Собрали для вас небольшие описания программ Факультетского дня на направлении:

«Журналистика и медиакоммуникации»

Все, что связано с современными медиа. Много практической работы: запуск собственных медиа-проектов, продюсирование и продумывание контента, а также база об истории медиа и теоретических концепций.

«Реклама и связи с общественностью»

Изучение современных подходов к устройству рекламы, подготовка собственных кампаний и исследований. Работа с реальными заказчиками и практикующими экспертами.

«Международные отношения»

Общее знакомство с исследованиями в области международных отношений, и два спецкурса на выбор: «Россия в мировой политике» и «Введение в политическую теорию».

«Иностранные языки и межкультурная коммуникация»

Знакомство с культурами разных стран, особенности языкового этикета, понимание о профессиях переводчика, коммуникатора и т.д. Большая часть обучения ведется на английском языке.

«Филология»

Нешкольный подход к изучению литературы, знакомство с текстами и способами разговора о них, которые находятся за пределами классической программы.

«Философия»

Возможность поговорить о философском знании, как об интересном пути развития мысли. Чтение и обсуждение сложных текстов, дискуссии и обсуждения.

«Культурология»

Знакомство с теориями культуры, изучение массовой культуры и основы представлений о менеджерской работе в культуре, опыт полевой работы и реальных проектов в сфере культуры.

«Античность»

Знакомство с исследованием истории Античного мира, а еще знакомство и изучение мертвых языков (древнегреческого и латыни).

«История и история искусств»

Состоит из двух больших блоков: «Лаборатория историка» (настройка исторического опыта), работа с первоисточниками и блок по Истории искусств (знакомство с основными вехами и опыт искусствоведческого анализа).

«Социология»

Погружение в академический мир социологического знания, использование в качестве материалов для исследований разные источники — от фильмов советского кинематографа до работы с пространством современного города.

«Городское планирование»

Знакомство с новым актуальным полем исследований, понимание градостроительных теорий, работа с форматами организаций городского пространства, а для интересующихся — погружение в мир ГИС-технологий.

«Фундаментальная и компьютерная лингвистика»

Микс гуманитарных и математических знаний, а еще программирование. Исследование разнообразий естественных и искусственных языков. 

«Основы кинопроизводства»

Погружение в мир кино: знакомство с профессиями в сфере, выездные экскурсии на киностудии, основы актерского мастерства. Итог — собственный кинопродукт!

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея. 

Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения своих целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников.

Индивидуальная выпускная работа

Индивидуальная выпускная работа или ИВР (прим.ред., сленг лицеистов) — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист старшей школы. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или написать исследование на любую тему. 

Собрали для вас несколько интересных примеров исследований, которые выполнили лицеисты Гума:

«Бродячие сюжеты мирового фольклора в “Сказках дядюшки Римуса” Джоэля Харриса», Ксения Жакова 

В своей работе Ксюша использовала 30 сказок, переведенных на русский язык, и с их помощью отвечала на главный вопрос: «Какие сюжеты и мотивы в этих сказках заимствованы из фольклора других народов мира, помимо афроамериканского?» Для этого она обращалась к тематическим указателям сказочных сюжетов, работала с интернет-архивами, где находились оцифрованные тексты книг, а также посещала библиотеки в поисках конкретного интересующего ее издания. Ксюша подтвердила свою гипотезу и выяснила, что в «Сказках дядюшки Римуса» в самом деле присутствуют заимствования из восточнославянского, гвинейского, средневекового и прочего фольклора. 

Темой моей ИВР стал поиск бродячих сюжетов мирового фольклора в «Сказках дядюшки Римуса» Джоэля Харриса. Эти сказки родители читали мне еще в детстве, но уже тогда я чувствовала сходства некоторых из них с русскими народными сказками, — и спустя много лет я смогла лично в этом убедиться.
— Ксения Жакова о своей выпускной работе

«История и древности Троицкого Макарьева монастыря города Калязина по материалам Тверских епархиальных ведомостей последней четверти XIX века», Варвара Зайцева

Работа заключалась в изучении того, как отображалась история Троицкого Макарьева монастыря города Калязина в выпусках Тверских епархиальных ведомостей за 1877-1899 года, и в определении роли периодического издания как материала для исследования истории обители. Как оказалось, в статьях ведомостей были описаны связанные с монастырем исторические сюжеты (например, история основания обители Макарием Калязинским), описания монастырских праздников и памятных событий, а также, как выяснилось, редакторы исторического отдела Тверских епархиальных ведомостей проводили работу по публикации связанных с историей монастыря материалов («Кормовая книга» Калязина монастыря).

«Картина И. Е. Репина “Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года”: история создания и оценки современников», Владимир Соловьев 

Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность

Один из принципов Лицея — преемственность. Чаще всего создатели проектов передают свое главенство после выпуска следующему поколению лицеистов. Многими лицейскими организациями руководят гумы. 

Помимо общелицейских социальных проектов, гумы создают свои тематические проекты и организации. Например, «гУМные новости» — один из главных информационных порталов Лицея: ребята в группе освещают многие вопросы, начиная с информации об олимпиадах в гуманитарной области и классных мероприятиях, заканчивания интервью с интересными людьми и, уже традицией, плейлистами под настроение. С проектом интересно, тепло и гуманитарно! :)

«Культ Культуры» — социальный проект, который делится новостями культуры и интересными фактами из мира искусства. У ребят есть сообщество в ВКонтакте, в котором посты выходят каждый день. Факты из истории живописи, архитектуры, рекомендации фильмов и выставок, музыкальные группы, плейлисты классической музыки и многое другое. Основная цель — культурное просвещение. Посты написаны простым языком, но помогают расширять кругозор.

Олимпиады: как их «затащить»?

Не секрет, что победа в некоторых олимпиадах позволяет выпускникам поступить в университеты без вступительных испытаний. На направлении большое внимание уделяется подготовке: разбор олимпиадных заданий включен в обязательные учебные программы. 

Серьезнее готовиться к олимпиадам позволяют специальные дополнительные занятия, работа на которых не оценивается. Они называются факультативами, их ведут преподаватели и выпускники Лицея. 

Факультативы — помощь в подготовке к экзаменам и олимпиадам (и не только).

Помимо олимпиадной направленности существуют факультативы по практической географии, робототехнике, нейробиологии, есть даже киноклуб на английском языке, лаборатория предметного дизайна, поэтическая мастерская, лицейский интеллектуальный клуб, парные танцы и много чего еще!

Внеучебная жизнь: как лицеисты проводят свободное время?

Вместе ребята не только создают проекты и организовывают тематические мероприятия, но и часто собираются своей группой на чаепития, прогулки, в поездки. На направлении развита традиция выездов вместе с кураторами и преподавателями. На осенних и весенних каникулах большая доля учащихся разъезжаются с кураторами: кто-то едет в Санкт-Петербург и Калининград к музеям, историческим экскурсиям и театрам, а кто-то едет кататься на сноуборде или гулять по Кавказским заснеженным вершинам :)

Внеучебная жизнь: антропологическая практика

Уже традиционная антропологическая практика в один из городов Подмосковья или ближайших областей, где в течение нескольких дней лицеисты становятся полевыми исследователями: берут интервью у местных жителей, посещают культурные институции, работают в архивах, чтобы лучше понять организацию жизни города. 

Лиза Пащенко, лицеистка 11-го класса, участница антропологического выезда в Калугу в 2022 году

Антропологическая культурная практика — звучит, как что-то серьезное, ответственное и непонятное… По крайней мере, я так думала, пока не отправила мотивационное эссе, собрала чемодан и поехала в прекрасную Калугу в конце 10-го класса. Оказалось, это про увлеченных ребят, сплоченные команды, крутых наставников, интересные лекции и совершенно новый опыт! 

Основная задача — провести небольшую исследовательскую работу в течение трех дней в рамках своего отдела. Например, задача медиа-отдела, в котором была я, заключалась в освещении событий практики и создания контента по теме поездки. До сих пор меня переполняют теплые эмоции, когда вспоминаю, как мы с девочками бегали по всему городу с фотоаппаратами, монтировали клип ночи напролет, работали над сайтом и интерактивной картой. Мы действительно сплотились с командой и открыли для себя новые горизонты! Калуга навсегда останется для меня городом Калужского теста, Циолковского и антропологической практики Лицея НИУ ВШЭ. 

Повторила бы я подобный опыт, если бы мне выпал еще один шанс? Определенно да!

Внеучебная жизнь на учебных выездах с преподавателями

Преподаватели направления часто не ограничивают свои занятия пространством кабинета и включают в программу разные экскурсии в городе и даже за его пределами. Например, в прошлом году, преподаватели с Гума ездили с ребятами в учебные выезды в Тулу и в Нижний Новгород.  

Аня Сливко, лицеистка 11-го класса, участница выезда в Тулу вместе с Анастасией Андреевной Туляковой и Глебом Генриховичем Донским

Поездка в Нижний Новгород запомнилась нам походами в музеи, долгими прогулками по набережной и поездками на трамваях. Всего этого не было бы без наших преподавателей — Анастасии Андреевны и Глеба Генриховича, которых мы очень любим и благодарны за это маленькое путешествие! Ни разу не пожалела, что в 9-м классе выбрала Гуманитарные науки, ведь именно здесь, по общему признанию, организовываются самые уютные и теплые поездки!

Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Гуме

Анастасия Вадимовна Русакова, руководитель направления

Гум — это уникальное пространство, где собрались лицеисты, кураторы и преподаватели с самыми разными интересами, но одной важной объединяющей их чертой. Эта черта — любопытство, которое проявляется в интересе к пониманию современного мира, к окружающим нас социокультурным процессам и явлениям, к смыслам, которые скрываются в современной культуре. 

Атмосфера направления — уютная и теплая, здесь каждый может найти единомышленников и занятие по душе. А для меня отдельное удовольствие встречать наших выпускников, которые выстраивают удивительные профессиональные траектории и влияют на содержание окружающей жизни, при этом не забывают о своих первых шагах в гуманитарный мир, которые они сделали в Лицее.