• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Юриспруденции

Чем занимаются лицеисты-юристы в свободное время? Что такое муткорты и почему их так любят? Какие необычные форматы занятий можно встретить на Юриспруденции? Именно об этом направлении расскажем сегодня!

Внутри направления: о Юриспруденции

Юриспруденция — это про кого?

2014
год открытия направления
10-11
классы обучения
100+
лицеистов на направлении

Лицеистов-юристов легко отличить от других лицеистов :)
— Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления 

В 2013-м году в Лицее было принято решение разделить образовательные треки лицеистов на самостоятельные направления, начиная с 2014-го года. Помимо уже существующих больших направлений (Соцэк, Матинфо, Гум) тогда открылись маленькие направления: Дизайн, Востоковедение и Юриспруденция, на которых в 10-11-м классах обучалось всего около 100 ребят. Особенность маленьких направлений заключается в уникальности предлагаемой специализации, которая рождает определенную культуру, менталитет, язык общения. 

В особенную атмосферу Юриспруденции погрузимся уже в этом материале, а пока знакомимся с руководителем направления — Алексеем Яковлевичем Орловским!

О том, для чего создавалось направление, расскажет Алексей Яковлевич:

Когда мы с коллегами проектировали Образовательную программу «Юриспруденция», в первую очередь, нам важно было договориться о ее назначении. Мы исходили из того, кто к нам придет учиться и зачем мы ему нужны. Это абитуриент, который интересуется такими гуманитарными дисциплинами, как Право, Обществознание, История и который рассматривает будущую образовательную траекторию в связи с правовыми дисциплинами. А значит, наш абитуриент будет лично заинтересован и будет искать любой повод, чтобы познакомиться с юридическим профессиональным пространством. Наш абитуриент настроен на то, чтобы в 10-11-м классе собрать убедительное обоснование своего выбора образовательной траектории в университете. В итоге, мы пришли к следующему определению задачи направления:  формирование у обучающегося осознанного отношения к поступлению на юридический факультет высшего учебного заведения, с предоставлением широких возможностей для ознакомления как с теоретической, так и с практической стороной юридической профессии. 

Каждый год более половины выпускников направления поступают на юридические программы бакалавриата, в том числе на программы факультета права НИУ ВШЭ, а также МГУ, МГЮА, РАНХиГС, МГИМО. При этом другая часть выпускников чаще всего выбирает политологию, социологию, менеджмент, медиакоммуникации. На вопрос, почему они в таком случае не воспользовались возможностью перехода на другое направление Лицея в Юрьев день*, частый ответ включает в себя принятое ими решение изучить в старшей школе правовую грамотность, которая всегда пригодится в жизни :) Лицеисты на Юриспруденции развивают такие навыки, как аналитическое мышление, аргументированность собственной точки зрения, умение работать в команде и, конечно же, способность разговаривать на юридическом языке.
*О том, что такое Юрьев день, можно подробнее прочитать чуть ниже в статье

Собираем учебный план

Выбрать направление «Юриспруденция» и осилить учебный план может только тот учащийся, который готов изучать множество различных правовых дисциплин.

В 10-м классе это дисциплины…

«Право»

«Практикум по праву»

В 11-м классе предлагаются на выбор…

«Цифровое право»

«Основы бизнеса»
(для юристов)

«Практическая психология»
(для юристов)

На Юриспруденции на углубленном уровне изучаются также история (как на Гуме) и обществознание (как на Соцэке). Единство профильных дисциплин (право, обществознание, история) важно для общего образовательного результата — формирования профессионально-аналитических компетенций (то есть умения искать и анализировать источники информации при решении какой-либо задачи, а также умения формулировать и обосновывать собственную позицию).

Тематические модули распределяются таким образом, чтобы не дублироваться в правовых дисциплинах и при этом взаимодополнять друг друга. Вопросы публичного права изучаются в основном в лицейских дисциплинах, вопросы частного права в дисциплинах Факультетского дня*. Десятиклассник получает универсальное образование по правовой грамотности, чтобы в 11-м классе осознанно выбрать специализацию, исходя из своего сложившегося интереса. Это позволяет на втором годе обучения более детально заглянуть в специфику юридической профессиональной деятельности и юридического образования. 
*О том, что такое Факультетский день, можно подробнее прочитать чуть ниже в статье

Иностранный язык преподают на продвинутом уровне, как на всех других направлениях большого Лицея: можно выбрать из английского, немецкого, французского и испанского. Блок словесности — русский и литература — изучается на базовом уровне. Теория познания также является обязательной дисциплиной к изучению: пары по этому предмету посещают все лицеисты 10-11-го классов. 

«Теория познания», или ТОК (от англ. Theory of knowledge), — это метапредметный курс, основной задачей которого является развитие критического мышления. На курсе рассматриваются теоретические проблемы и явления не предметно, а метапредметно. Например, в разговоре о трансформации представлений о политической жизни общества акцент делается не на самих политических процессах, а на их взаимосвязях с процессами в сферах экономики, культуры и науки.
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.

Элективы в учебном плане можно менять, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.
*Возможны небольшие изменения в учебном плане. Следите за официальной страничкой направления на сайте Лицея. 

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

Раз в неделю, в четверг, лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. Занятия начинаются в ноябре 10-го класса, а заканчиваются в октябре 11-го. 

Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета. 

Обязательными дисциплинами на ФД у юристов являются «Основы частного права» и НИС — научно-исследовательские семинары. Также есть вариативная часть, из которой лицеисту необходимо выбрать из предметов «Основы международного права», «Эволюция права. История правовых институтов» или «Право и информационная безопасность».

Идея Факультетского дня — знакомство со студенческой университетской средой, как если бы ребята уже учились на первом курсе. И здесь уже другие «стены», другое окружение, даже другое время. Безусловно, представлена только частица университетской жизни, но уровень сложности программ дисциплин и разность подходов их изучения в сравнении со школьным образованием ребята смогут почувствовать.
— Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления 

Дисциплины на выбор применительно к тому или иному набору лицеистов факультет Права предлагает с учетом актуальных образовательных трендов, поэтому их список в разные года различный.

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея. Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения своих целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников.

Индивидуальная выпускная работа

Индивидуальная выпускная работа или ИВР (прим.ред., сленг лицеистов) — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист старшей школы. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или написать исследование на любую тему. Ребята пишут работы на уровне университетских курсовых и дипломов. 

Лицеисты с Юриспруденции не обязаны делать индивидуальную выпускную работу в области права. Каждый лицеист сам выбирает, проводить ему исследование или делать проект, а также одну из 28 представленных областей (бизнес, IT, дизайн, политология, право, менеджмент, культурология и другие). Ребята сами придумывают тему и реализуют собственную идею: в Лицее нет списка тем, из которого можно выбрать тему для себя.

В топ выбора лицеистов с Юриспруденции входят такие области ИВР как право (почти треть), история, бизнес-исследования и бизнес-проекты, также отдельные ребята проводят исследования в культурологии, психологии, социологии, политологии, философии, делают образовательные проекты и организуют мероприятия.

Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность

Уникальность каждого года в Лицее и на Юриспруденции во многом определяется социальными проектами, инициаторами и организаторами которых выступают сами лицеисты-юристы. Некоторые из этих проектов уже стали традиционными и передаются от выпуска к выпуску, подкрепляя один из принципов Лицея — преемственность. Например, Общелицейский конкурс игровых судебных процессов, модерация Сообщества направления «Юриспруденция» в ВКонтакте. Другие проекты были представлены когда-то в ярких событиях. Так, в 2019-м году нашими юристами из лицейской команды ЧГК (Что? Где? Когда?) была  организована общелицейская игра «Юридическое ЧГК». В том же году другая команда лицеистов-юристов собрала весь Лицей на «Караоке-батл».

В середине октября проходит День направления. Этот день  собирается из мероприятий, которые готовят десятиклассники вместе с кураторами и руководителем направления. Основная задумка заключается в том, чтобы ребята смогли быстрее адаптироваться к лицейской жизни и познакомиться друг с другом и с направлением в том числе. 

Юрий Максимович Туровский, выпускник 2022 года:

Социально-полезная деятельность на направлении развита и не только в юридической сфере: ребята с Юра часто занимают лидерские позиции в Совете лицеистов — органе ученического самоуправления, в последние годы были главами благотворительного проекта «Charity Market» и объединения «Хочу в Лицей НИУ ВШЭ».
Активны и юристы, становящиеся главами «Ассоциации волонтеров». Например, глава прошлого года Даша Квасова инициировала и довела до конца идею о написании Положения об АВ*, что сейчас сильно помогает новым руководителям проекта при взаимодействии с администрацией и лицеистами.
*АВ — Ассоциация волонтеров, сленг лицеистов

Юриспруденция — место рождения двух крупных соцпроектов: Конкурса игровых судебных процессов и паблика нашего направления. Лицеисты, принимающие участие в обоих этих проектах, ищут необычные подходы для воплощения своих идей, придумывают новые рубрики, увлекающие читателей и участников, а в этом году команда лицеистов, тренировавшихся в проекте муткортов, даже взяла первенство в общероссийском конкурсе игровых судов!

В общем, СПД* на Юре разнообразна, ярка, и каждый лицеист, поступивший к нам, найдет себе дело по душе — а может, и откроет свой социальный проект и сделает что-то, чего раньше никогда не было.
*СПД — социально-полезная деятельность, сленг лицеистов

Олимпиады: как их «затащить»?

Не секрет, что победа в некоторых олимпиадах позволяет выпускникам поступить в университеты без вступительных испытаний. Около половины из списка лицеистов направления становятся победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно пятая часть выпускников поступает на программы бакалавриата по БВИ (без вступительных испытаний), среди них победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады по праву и по обществознанию. И еще не менее четверти являются победителями и призерами перечневых олимпиад. 

В олимпиадном движении в Лицее принимают участие ребята с различным бэкграундом: и с победами, и только начинающие. Но всегда есть возможность подготовки и настроя на олимпиаду благодаря факультативам, олимпиадным школам в каникулы, программам профильных дисциплин и помощи выпускников. Факультативы — это дополнительные занятия, работа на которых не оценивается. Их ведут преподаватели и выпускники Лицея. 

Факультативы — помощь в подготовке к экзаменам и олимпиадам (и не только).

Помимо олимпиадной направленности существуют факультативы по практической географии, робототехнике, нейробиологии, есть даже киноклуб на английском языке, лаборатория предметного дизайна, поэтическая мастерская, лицейский интеллектуальный клуб, парные танцы и много чего еще!

Солнцева Мария Евгеньевна, выпускница 2020 года:

На Юриспруденции существует достаточно сильная система олимпиадной подготовки по праву, которая с каждым годом совершенствуется.

Внеучебная жизнь: как лицеисты проводят свободное время?

Вместе ребята не только создают проекты и организовывают тематические мероприятия, но и часто собираются своей группой на чаепития, прогулки, в поездки.  

Лицейская модель юридического образования напоминает по своей структурной логике детскую игрушку «Пирамидка». В основании находится Учебный план, а в качестве ключевого стержня, который является главным явлением на направлении, выступают игровые судебные процессы.
— Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления 

Учебная модель суда позволяет собрать то, чему учат на правовых дисциплинах, и прокачать свои soft skills (коммуникацию, умение действовать в команде, критическое мышление, креативность, умение публично выступать). Все остальные события лицеист может «собрать» для себя в зависимости от своего запроса, от своего образовательного трека (или выбранных нескольких треков): для олимпиадника — факультативы и интеллектуальные конкурсы, для исследователя — краеведческие экспедиции и конференции, для организатора — социальные направленческие проекты. 

Естественным в образовании лицеиста-юриста являются организованные встречи с профессиональными юристами, приглашение на стажировки. Здесь помогают партнеры направления: Дирекция по правовым вопросам НИУ ВШЭ, Факультет права, Мосгорсуд, родители, которые работают в крупных юридических компаниях, наши выпускники.

Дарья Павловна о своих необычных практиках в преподавании в рубрике «Teaching outside the box»  

Алексей Яковлевич Орловский, руководитель направления

С лицеистами-юристами интересно. Они всегда разные по темпераменту: и шумные, и спокойные. Для кого-то из них естественна и более привычна в поступках роль «защитника», для кого-то роль «обвинителя». Но их всех объединяет умение наблюдать и структурировать получаемую информацию, обращая пристальное внимание к деталям. У лицеистов-юристов за высказанным своим мнением обязательно следует «потому что». Такой уникальный образ мышления.
На направлении работают замечательные коллеги-преподаватели. Большая их заслуга в способности своим примером научить ребят договариваться, быть бережным и терпимым к различным позициям по проблемным вопросам. Но многому этому учат преподавателей и друг друга сами ребята. В итоге получается полезный диалог :)