• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Психологии

Самое уютное, маленькое, но такое сплоченное направление. Ребята здесь любят изучать и рассуждать, знакомиться и общаться. Узнаем больше про лицеистов и их учебные будни на направлении «Психология»!

Внутри направления: о Психологии

Психология — это про кого?

2016
год открытия направления
10-11
классы обучения
50
лицеистов на направлении

Психология — сложная наука. Человек — одновременно и субъект, и объект. А собственный интерес, нужду в помощи и психологической поддержке, а также жажду разобраться в себе легко спутать и принять за желание изучать науку Психологию и помогать людям. Задачей направления является знакомство лицеистов с наукой и предоставление безопасного учебного пространства, где можно понять, «твое это или нет». 

В этом материале погрузимся в атмосферу Психологии, а пока, познакомьтесь с Жанной Станиславовной Голуховой — руководителем направления!

Еще одни важные персонажи на направлении — педагоги-психологи. О том, какие цели и задачи ставит для себя направление, рассказал Нильс Сергеевич Батюк, психолог в Лицее, преподаватель и куратор одной из групп на направлении:

Направление создавалось с целью стимулировать самоопределение по отношению к психологии и профессиям типа «человек-человек». Одним из важных аспектов является развенчание  «мифов» о психологии и психологах, понимание места психологии в системе дисциплин. Выпускник направления понимает основания, на которых строятся психологические рассуждения, умеет отличать псевдопсихологическую информацию от психологической.

В жизни очень легко попасть под очарование простых и понятных объяснений того, что происходит. И кажется, что, приобретя немного знаний о психике человека, все начнешь понимать с легкостью. Однако, душа человека многогранна, широка и глубока. Простые объяснения не работают. Чтобы разобраться, как все устроено на самом деле, нужна как раз наука. Поэтому еще одна важная задача направления — выработка готовности занимать нейтральную позицию наблюдателя, воздерживаться от преждевременных оценок и грамотно применять известные теории к реальной жизни.

И, пожалуй, еще один очень важный момент: человеческая психика в очень большой мере — результат общения людей между собой, поэтому, чтобы понять, как «устроен» человек, необходимо быть готовым общаться. На нашем направлении мы также занимаемся развитием коммуникативных навыков!

Собираем учебный план

В учебном плане на Психологии основной акцент идет на биологию: она изучается углубленно. Ребята также проходят психологию — характерный предмет для направления. Уровень изучения математики можно выбрать: есть возможность проходить ее на базовом или профильном уровне.
*Возможны небольшие изменения в учебном плане. Следите за официальной страничкой направления на сайте Лицея. 

Иностранный язык преподают на продвинутом уровне, как на всех других направлениях большого Лицея: можно выбрать из английского, немецкого, французского и испанского. Теория познания является обязательной дисциплиной к изучению: пары по этому предмету посещают все лицеисты 10-11-го классов. 

«Теория познания», или ТОК (от англ. Theory of knowledge), — это метапредметный курс, основной задачей которого является развитие критического мышления. На курсе рассматриваются теоретические проблемы и явления не предметно, а метапредметно. Например, в разговоре о трансформации представлений о политической жизни общества акцент делается не на самих политических процессах, а на их взаимосвязях с процессами в сферах экономики, культуры и науки.
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.

Некоторые части учебного плана можно менять, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

Раз в неделю, в четверг, лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. 

Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета. 

В начале 10-го класса все лицеисты посещают «Карусель». Так называется первый этап Факультетского дня, в ходе которого ребята знакомятся со всеми образовательными программами. В конце «Карусели» каждому лицеисту необходимо выбрать образовательную программу, на которой он продолжит свое обучение. 

На Психологии ребята могут выбрать из двух вариантов ФД, направленных на образовательные программы ВШБ (Высшей Школы Бизнеса) и Департамента психологии Факультета социальных наук. В ВШБ лицеисты могут изучать профессию менеджера и курс по бизнес-проектам. А Департамент психологии разработал новый курс («Компетенции современного психолога»), позволяющий и максимально полно охватить все подходы, которые изучаются подробнее уже в бакалавриате, и познакомить с лучшими преподавателями психологии НИУ ВШЭ. В блок курсов по выбору входят «Подготовка к олимпиадам по психологии. Развитие навыков психологического анализа», «Эксперименты в психологии», «Мозг и психика», «Софт-скиллс в психологии».

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея. Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения своих целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников

Индивидуальная выпускная работа или ИВР (прим.ред., сленг лицеистов) — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист старшей школы. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или написать исследование на любую тему. Ребята пишут работы на уровне университетских курсовых и дипломов.

Собрали для вас несколько интересных примеров исследований, которые выполнили лицеисты с Психологии:

«Особенности лидерства в группе подростков 16-17 лет, обучающихся в Лицее НИУ ВШЭ», Борисова А. А.

В исследовании лицеистка проверяет гипотезу о том, что структура лидерства в группах лицеистов отличается от структуры лидерства в группах учеников других школ.

«Взаимосвязь между мнением лицеистов о получении ими психологической поддержки и уровня их субъективного благополучия», Логинова Т. С. 

В работе проверялась гипотеза о том, что «лицеисты с высоким уровнем субъективного благополучия считают посещение психолога действительно полезным реже, чем те, у кого уровень субъективного благополучия низкий. Кроме того, их мнение о посещении психологов тем более радикально (не учитываются другие возможные случаи и/или мнения, и т.д.), чем более радикальны (ближе к краям шкалы) присвоенные им значения шкалы субъективного благополучия». 

Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность

Один из принципов Лицея — преемственность. Чаще всего создатели проектов передают свое главенство после выпуска следующему поколению лицеистов. Лицеисты-психологи активно участвуют в «Ассоциации волонтеров» — организации, которая насчитывает в своем составе более 600 лицеистов. Ребята координируют волонтерскую деятельность в Лицее и Вышке. Именно они ходят в желтых футболках с надписью «Спроси меня про Лицей». Если вы были на Дне открытых дверей или других мероприятиях, организованных Лицеем, однозначно видели этих ребят :) 

Инициативность и креативность, доброжелательный настрой, желание помочь — это все про наших лицеистов!
— Жанна Станиславовна Голухова, руководитель направления

Яркий проект, который совсем недавно родился на направлении, — арт-терапевтическая акция «Чистый холст». На одну неделю в каждом здании появляются холсты и краски, а все желающие могут выразить свои чувства через творческий спонтанный порыв!

Арт-терапевтическая акция «Чистый холст»

Подкаст «Коллективное несознательное» — еще один интересный направленческий проект. Советуем к прослушиванию :)

Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Психологии

Жанна Станиславовна Голухова, руководитель направления

Направление «Психология», работа в Лицее — это возможность побыть рядом с необыкновенными людьми. Любознательными, ищущими истину, тонко переживающими. Мы вместе — небольшой, но важный отрезок их жизненного пути. Но это время сжато в пружину, цели поставлены, идет подготовка не просто к выбору профессии, а к самоопределению , к поиску своего места в жизни.

 

***
Прошлые выпуски рубрики:
Внутри направления: о Футуритете
Внутри направления: о Востоке
Внутри направления: о Соцэке
Внутри направления: о Матэке
Внутри направления: о Гуме
Внутри направления: о Матинфо