• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Матинфо

Лицеисты с этого направления часами могут проводить за программированием или решением задач по физике. Они сильны в математике, но славятся не только этим. Сегодня рассказываем про направление «Информатика, инженерия, математика».

Внутри направления: о Матинфо

Матинфо — это про кого?

2014
год открытия направления
10-11
классы обучения
250+
лицеистов на направлении

Матинфо — так ласково лицеисты называют свое направление. Разработка мобильных приложений, инженерия, компьютерная лингвистика, 3D-моделирование — всем этим интересуются ребята. Здесь лицеистам дают мощную базу в области математики, информатики и физики для того, чтобы в дальнейшем они смогли поступить на любые технические факультеты ведущих российских и зарубежных вузов. В зависимости от трека, который выберут лицеисты, они смогут погрузиться в различные области программирования, закономерности физических явлений, попробовать себя в компьютерной лингвистике, инженерии.

Знакомьтесь, руководитель направления — Александр Александрович Купцов!

Собираем учебный план

В учебном плане на Матинфо основной акцент идет на математику: она изучается углубленно. Также лицеисты проходят на продвинутом уровне информатику и физику, но из этих предметов необходимо выбрать что-то одно. Например, если учащийся выбрал углубленно изучать информатику, физику он может проходить только на базовом уровне.

Элективы — это предметы по выбору, то есть они не являются обязательными к изучению, но необходимо выбрать из них всего один. Выбор большой и интересный: компьютерная лингвистика, практикум по физике, инженерия и различные курсы по программированию. Такой учебный план позволяет либо работать в одном направлении, либо, например, углубленно изучать физику, а информатику «добирать» на элективах.
*Возможны небольшие изменения в учебном плане. Следите за официальной страничкой направления на сайте Лицея. 

Элективы в учебном плане можно менять, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.

Матинфо уделяет много внимания иностранным языкам. Есть группы как уровня B2, так и уровня С1. Наиболее популярным иностранным языком является английский, но есть возможность изучать немецкий, французский, а также испанский языки. Многие ребята сдают ЕГЭ по английскому и показывают отличные результаты. 

Блок словесности — русский и литература — изучается на базовом уровне. Теория познания также является обязательной дисциплиной к изучению: пары по этому предмету посещают все лицеисты 10-11-го классов. 

«Теория познания», или ТОК (от англ. Theory of knowledge), — это метапредметный курс, основной задачей которого является развитие критического мышления. На курсе рассматриваются теоретические проблемы и явления не предметно, а метапредметно. Например, в разговоре о трансформации представлений о политической жизни общества акцент делается не на самих политических процессах, а на их взаимосвязях с процессами в сферах экономики, культуры и науки.
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

Раз в неделю, в четверг, лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. Занятия  ФД на направлении Матинфо начинаются в ноябре 10-го класса, а заканчиваются в октябре 11-го. На маленьких направлениях график может быть другим.

Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета. 

В начале 10-го класса все лицеисты посещают «Карусель». Так называется первый этап Факультетского дня, в ходе которого ребята знакомятся со всеми образовательными программами. В конце «Карусели» каждому лицеисту необходимо выбрать образовательную программу, на которой он продолжит свое обучение.

Сейчас лицеисты с Матинфо на ФД могут выбрать из факультетов компьютерных наук (две программы, одна из них — совместно с факультетом экономических наук), математики, физики, гуманитарных наук, в МИЭМ, в Высшей Школе Бизнеса, и не так давно появилась еще одна уникальная программа — не в Вышке, а в РГУ имени И.М. Губкина. На каждом факультете ребята изучают профильные дисциплины: от анализа данных на Питоне до введения в профессию инженера нефтегазовой промышленности. Факультетский день дает отличную возможность проверить, правильно ли выбрана дальнейшая образовательная траектория.

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея. Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения своих целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников.

Индивидуальная выпускная работа

Спектр изучаемых вопросов у лицеистов очень широкий; главное, чтобы ребята делали то, что им действительно интересно. 
— Александр Александрович Купцов, руководитель направления 

Индивидуальная выпускная работа или ИВР (прим.ред., сленг лицеистов) — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист старшей школы. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или написать исследование на любую тему. 

Многие ребята с направления выбирают в качестве выпускной работы ИТ-проект. Это может быть какой-либо веб-сервис, мобильное или десктопное приложение, бот для мессенджера, например. И темы проектов могут быть самые разные: от различных приложений, связанных с готовкой еды, до визуализации области знаний через графы и Q&A-системы.

Собрали для вас несколько интересных примеров проектов ребят с направления:

«Веб-сервис для изучения китайского языка Mofang Chinese», Радомир Пронюшкин (11И1)

«Трекер настроения “Peply — Шэринг позитивом”», Георгий Александров (11И3)

«Воксельная игра под Андроид Stairway to Heaven», Иван Хмура (11И2)

Но неверно думать, что учащиеся нашего направления непременно должны выбирать ИТ-проекты. Ребята могут выбирать и другие предметные области или вместо проекта провести исследование. Среди исследований есть такие примеры:

«Мотивы, ценностные ориентации и сложности зумеров на примере лицеистов НИУ ВШЭ при участии в волонтерской деятельности», Варвара Бабенко (11И1)

«Взаимосвязь академической прокрастинации и особенностей психических состояний (ригидность, фрустрация, тревожность, агрессия) у учащихся 11 класса Лицея НИУ ВШЭ», Глеб Дорофеев  (11И2)

«Влияние марксистской идеологии на сельскохозяйственную политику аграрных на момент совершения в них революции социалистических стран XX века в послевоенный период на примерах СССР, КНР и Кубы», Алексей Дмитриев (11И3)

Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность

Матинфо любит не только учиться, но и общаться, а также делать что-то хорошее :) Социально-полезная деятельность на направлении довольно активная. Лицеисты создают тематические проекты и участвуют в больших общелицейских организациях.

Собрали для вас примеры проектов с Матинфо:

Руководитель проекта:
Иван Хмура, лицеист 11-го класса

«Клуб программистов» — молодой лицейский социальный проект, который объединяет умных и креативных ребят, горящих любимым делом. Проект направлен на популяризацию программирования среди лицеистов и помощь им в его изучении. Основным направлением работы проекта является именно промышленное программирование, так как, в отличие от олимпиадного, оно мало распространено в Лицее и не входит в программу обучения, однако остается интересной и полезной для освоения сферой деятельности, в особенности для желающих работать в IT. 

«Клуб Программистов» организует курсы по различным темам разной сложности, и, хотя целевая аудитория проекта — направление «Информатика, инженерия и математика», занятия открыты для лицеистов со всех направлений независимо от уровня знаний, ведь девиз проекта:

Программирование доступно каждому!

Ребята уже успели организовать июльские интенсивы по алгоритмам и С++, курс Kotlin+Android, февральские курсы по промышленному программированию. Проект активно развивает свои соцсети, где можно найти много важной и познавательной информации, а также получить быструю обратную связь.

 

Руководители проекта:
Кирилл Завьялов, лицеист 11-го класса

Жанна Ахтямова, лицеистка 11-го класса

Социальный проект «Белая ворона» — это место, где каждый найдет для себя что-то интересное, где просто комфортно быть собой, но при этом меняться в лучшую сторону. Ребята организовывают тематические мероприятия, лекции, пишут полезные статьи в социальных сетях на тему поддержки и психологии. В проекте царит атмосфера дружбы, и все готовы прийти друг другу на помощь. Команда проекта, в которую входят организаторы, спикеры и психологи, регулярно проводит очные мероприятия как развлекательного, так и познавательного характера.

 

Руководитель проекта:
Яна Павлова, лицеистка 10-го класса

CTF — Capture The Flag. Наверное, при упоминании компьютерной безопасности вам в голову приходят всякие хакеры и взломы чего-либо в Интернете. Нет, на этом социальном проекте ребята не обучают «ломать» данные, и уж точно после посещения пары занятий вы не станете хакером. Capture The Flag, то есть захват флага, подразумевает под собой обучение игровой информационной безопасности. Эта область в общих чертах изучает реальный мир «инфобеза», чтобы дать понимание методов взломов, а значит сделать нас более осторожным пользователями в Интернете. Главы проекта ставят перед собой цель распространить этот предмет в Лицее, поэтому приняли решение постить новости в наших социальных сетях об этой сфере, а также проводить занятия по популярным темам CTF-а, чтобы лицеисты были в состоянии принять для себя решение, стоит ли связывать свою дальнейшую карьеру с этой сферой.

 

Олимпиады: как их «затащить»?

Не секрет, что победа в некоторых олимпиадах позволяет выпускникам поступить в университеты без вступительных испытаний. Лицеисты с Матинфо часто участвуют в олимпиадах и часто их выигрывают :) Так, за последние два учебных года 2020-2022 ребята завоевали 79 дипломов заключительных этапов перечневых олимпиад. Обладателями дипломов стали 21 лицеист, при этом некоторые завоевали по несколько дипломов. Если говорить о самих «дипломных» олимпиадах, необходимо отметить, что 12 дипломов принесли «Высшая проба» и Физтех, 7 дипломов — Росатом, ВСОШ и Курчатов принесли нашим ребятам 6 дипломов, по 5 дипломов — Ломоносов и олимпиада РГГУ.
*Данные предоставил Юрий Викторович Быков, экс-руководителем направления.


У лицеистов есть возможность посещать олимпиадные факультативы — это дополнительные занятия, работа на которых не оценивается. Их ведут преподаватели и выпускники Лицея. 

Факультативы — помощь в подготовке к экзаменам и олимпиадам (и не только).

Помимо олимпиадной направленности существуют факультативы по практической географии, робототехнике, нейробиологии, есть даже киноклуб на английском языке, лаборатория предметного дизайна, поэтическая мастерская, лицейский интеллектуальный клуб, парные танцы и много чего еще!

Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Матинфо

Артем Смирнов, выпускник 2022 года

Пока мы живем в двадцать первом веке, Артем неплохо устроился в двадцать втором, поэтому нашу просьбу написать что-нибудь о своем опыте учебы он переадресовал искусственному интеллекту. Делимся результатами:

Напиши пару абзацев про направление МатИнфо (aka Информатика, инженерия и математика) в Лицее НИУ ВШЭ города Москва.

 

Направление «Матинфо» (aka «Информатика, инженерия и математика») является одним из направлений Лицея НИУ ВШЭ в городе Москва. Это направление объединяет в себе три основные области: информатику, инженерию и математику. Студенты, которые выбирают это направление, получают возможность изучить широкий спектр предметов, от основ программирования и математики до современных технологий и инженерных методов. Лицей НИУ ВШЭ предлагает своим студентам качественное образование и подготовку к дальнейшему учебному процессу в вузе.

А теперь расскажи от первого лица. Представь, что я студент первого курса направления Бизнес-информатика НИУ ВШЭ. Расскажи о моих положительных впечатлениях учебы в Лицее НИУ ВШЭ на Матинфо.

 

Как студент первого курса Бизнес-информатики НИУ ВШЭ, я могу сказать, что мои впечатления от учебы в Лицее НИУ ВШЭ на направлении «Матинфо» очень положительные.
Во-первых, я очень доволен качеством образования, которое я получил. Преподаватели очень компетентны и опытны в своей области, и они делятся своим знанием со мной на очень доступном языке. Я также оцениваю множество практических заданий и упражнений, которые мне дают возможность применять знания на практике.
Во-вторых, я очень доволен инфраструктурой и оборудованием Лицея. У меня есть доступ к современному оборудованию и программному обеспечению, что позволяет осваивать современные технологии. 

А добавь к этому тексту еще параграф про социально-полезную деятельность. Про волонтерство, мероприятия и прочее. Скажи, что можно друзей новых найти, получить полезные знакомства.

 

Помимо качественного образования, Лицей НИУ ВШЭ также предоставляет возможность для социально полезной-деятельности. Я могу принимать участие в различных волонтерских проектах, мероприятиях и конкурсах, которые организует Лицей. Это дает мне возможность не только помочь другим, но и развивать свои лидерские и коммуникативные навыки.
Также я могу найти новых друзей и обрести полезные знакомства среди моих одноклассников и студентов других курсов и направлений. Я могу принимать участие в различных клубах и общественных организациях, что помогает мне развивать свои интересы и заинтересованности.

Наш комментарий: Артем утверждает, что ИИ справился на 100% с порученной ему задачей и описал все, как есть. Что ж, не видим оснований ему не верить! 

 

Один из них Артем :) Сами решайте, кто, поскольку мы уже не уверены:

                   

Александр Александрович Купцов, руководитель направления

Матинфо для меня — сообщество людей, которые умеют много работать и у которых отличное чувство юмора. Ребятам интересно все, что связано с информатикой и математикой, но у них широкий круг интересов помимо учебы. Они нацелены на решение задач и речь идет не только о домашнем задании. Матинфо умеют брать на себя ответственность за то, что они делают, и доводить дело до конца. Они великолепны в организации событий и отлично умеют отдыхать. Мне с ними очень легко, я им абсолютно доверяю и завидую всем, кто будет с ними в дальнейшем учиться, работать и дружить :)

 

***
Прошлые выпуски рубрики:
Внутри направления: о Футуритете
Внутри направления: о Востоке

Внутри направления: о Соцэке
Внутри направления: о Матэке
Внутри направления: о Гуме