• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Навык грамотно аргументировать позицию и умение настоять на своем»: в Лицее прошел Конкурс учебных судов

На направлении «Юриспруденция» прошел Конкурс учебных судов Лицея НИУ ВШЭ, в котором приняли участие лицеисты 9 и 10 классов с разных направлений. Во время мероприятия ребята развивают hard и soft-skills юриста по работе с информацией, осваивают азы профессии в формате edutainment.

«Навык грамотно аргументировать позицию и умение настоять на своем»: в Лицее прошел Конкурс учебных судов

Игровой суд (муткорт) — это моделирование судебного заседания, в котором лицеисты представляют перед судьями позицию по спору о праве, играя против представителей противоположной стороны. Команды заранее готовят меморандумы, письменные позиции, за обе стороны: истца и ответчика. Мероприятие прошло в зале для игровых судов — аудитории 408 в корпусе на Большом Харитоньевском, которая специально адаптирована под моделирование заседаний. Конкурс учебных судов Лицея — новый социальный проект и дебютное мероприятие, которое в будущем организаторы планируют сделать настоящей направленческой традицией.

Мы спросили у участников и организаторов Конкурса, как прошло мероприятие в этом году.

 

Отвечают лицеистки из команды организаторов Конкурса

 

        

Лилия Биктимерова         Ульяна Северова

 

Как выступили разные команды в Конкурсе?

Лилия Биктимерова: Команды выступили очень хорошо! Для нас было приятным сюрпризом то, что даже те лицеисты, которые в целом не занимаются юриспруденцией, подготовили очень хорошие позиции с правовой точки зрения. Многие участники с помощью своих наставников (лицеистов 11 класса направления «Юриспруденция») смогли углубиться в вопросы, которые стали дискуссионными даже для судей.

 

Какие этапы были при подготовке к суду?

Лилия Биктимерова: Сначала наша команда организаторов вместе с экспертом — организатором конкурса «Суд да Дело» от НИУ ВШЭ Андреем Чайкой — придумали фабулу. Важно было поставить обе стороны судебного спора в равные условия, для чего мы добавляли в фабулу различные правовые коллизии и споры. Для составления фабулы нам самим пришлось изучить много источников права, чтобы учесть малейшие юридические тонкости, особенно в процессуальных вопросах. 

Мне кажется, что нам, как судьям, пришлось готовится к суду больше, чем самим участникам процесса. Нужно было досконально изучить фабулу, чтобы выявить сильные и слабые правовые позиции разных сторон.

Во время самого процесса нужно было постоянно оставаться в режиме повышенного внимания, потому что мы слышим позиции участников в первый раз. Нужно было следить за последовательностью изложения участниками аргументов и задавать уточняющие вопросы. Основная задача судьи в игровом судебном процессе — попытаться сбить участника с толку, побудить его к активной защите своей позиции и правильной аргументации.

Как игровой процесс помогает в обучении?

Лилия Биктимерова: Игровые процессы учат правильно применять право в ситуации защиты своей позиции, они наглядно показывают, что все, что мы изучаем на уроках права или обществознания в Лицее действительно применяется в реальном судебном процессе. В целом, игровые процессы помогают не только в обучении, но и в обычной жизни: навык грамотно аргументировать свою позицию и умение настоять на своём бывает очень важным.

Ульяна Северова: Игровой судебный процесс — полезная практика для ребят со всех направлений, не только для будущих юристов. Как мне кажется, человек всегда получает удовольствие и прилив эмоций, когда выходит из зоны комфорта, пробует что-то новое и выступает на публику. 

Мы постарались, чтобы у ребят после конкурса остался не только опыт изучения НПА и подготовки юридической аргументации, но еще и много-много эмоций от выступления в качестве участника гражданского процесса и работы в настоящей правовой обстановке с судьями, регламентом и конкуренцией.

 

А вот как о мероприятии и о желании участвовать в Конкурсе рассказывают его участники:

 

Александр Беляев, участник Конкурса

Мероприятие, как по мне, было просто шедевральным! Организация на высшем уровне, самые справедливые судьи и лучшие фотографы. Этот конкурс познакомил меня с несколькими крутыми людьми с других направлений! Мы вместе часами были на конференциях до суда, готовились к заседанию.

Я пошел на этот муткорт, поскольку мне, как будущему юристу, очень важно знать судебный процесс. И хотя игровой суд немного отличается, примерное понимание процесса он дает. Кроме того, мы разбираемся в законах, судебных прецедентах, составляем документы — это всё тоже очень интересный и важный опыт!

 

Роман Рунов, команда организаторов Конкурса

Я решил поучаствовать в мероприятии потому, что мне самому близко развитие практики игровых судебных процессов как в Лицее, так и за его пределами. Я помню свои эмоции от призовых мест на Всероссийском конкурсе судебных процессов и помню, какой опыт я получил от участия в этом мероприятии. Хотелось и ребятам, которые только определяются с видом их дальнейшей деятельности, подарить эти эмоции.

Впечатлениями поделились и участники Конкурса с Футуритета: для них игровой суд стал новым опытом, а для некоторых — окончательным поводом выбрать направление «Юриспруденция» при поступлении в 10 класс.

 

Анна Подольская, лицеистка «Футуритета», участница Конкурса

Было динамично, круто, весело; атмосфера и обстановка друг друга дополняли — как будто на суде побывали. «Судьям» тоже отдельная благодарность: чувствовался профессионализм, при том, что это ребята из 11 класса. Но, наверное, самое лучшее во всём мероприятии — это новые знакомства. Когда собираются люди с общими целями, ценностями, интересами, и пытаются совместными усилиями и брейнштормом решить сложную и интересную задачу — просто идеально. Благодаря такому опыту, я в убедилась в своём решении идти на «Юриспруденцию».

Мы с моей одноклассницей ходим на электив по праву, на котором встретились с главами проекта «Конкурс учебных судов»: они пригласили нас поучаствовать, и мы подумали, почему бы и не попробовать? Это и практика перед поступлением на направление «Юриспруденция», и подготовка к олимпиаде примерно того же формата.

 

Конкурс учебных судов — не только для юристов. В этот раз к заседанию присоединились ребята с Гуманитарных наук, Соцэка, Матинфо, Матэка и Востоковедения.

 

Мария Хахулина, лицеистка направления «Гуманитарные науки», участница Конкурса

Мы с друзьями пошли на Конкурс ради интереса, хотели попробовать что-то новое! Впечатления чудесные: было приятное ощущение соперничества и своего рода экстрим, но при этом приятная атмосфера. Также была хорошая подготовка, организаторы оставались на связи. 

Для чего ребятам с разных направлений стоит участвовать в муткортах? Во-первых, суды помогают преодолеть ментальный блок на публичные выступления и учат отстаивать свою позицию до последнего. Во-вторых, подготовка требует познания новых тем, это развивает эрудицию. В третьих, это просто очень необычные ощущения и чувство полного погружения в процесс :)

 

Павел Сардак, лицеист направления «Экономика и социальные науки», участник Конкурса

Я решил поучаствовать в Конкурсе, так как тематика судов мне очень близка. Часто приходил в районные суды слушать заседания. Впечатления получил интересные. Наконец-то удалось выступить в качестве одной из сторон. Самая главная работа была проведена до заседания: анализ документов и составление позиции защиты.

Умение грамотно аргументировать свою позицию и отвечать на трудные вопросы, которые могут поставить в тупик, невероятно полезно в жизни. Это развитие навыков, для которых люди даже проходят платные курсы — а для нас Лицей предоставляет возможность прокачать их бесплатно.

 

Поздравляем проект «Конкурс учебных судов» с дебютом и уже ждем новых мероприятий!