• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Естественных науках

Сегодня расскажем про направление, на котором больше всего исследуют окружающий мир, любят экспериментировать и изучать неизведанное. Направление для тех, кто открыт ко всему новому — Естественные науки или, как называют это направление лицеисты, ЕН.

Внутри направления: о Естественных науках

Естественные науки — это про кого?

2019
год открытия направления
10-11
классы обучения
100
лицеистов на направлении

Направление открылось одновременно с естественно-научными факультетами НИУ ВШЭ: факультетом биологии и биотехнологии, факультетом химии и факультетом географии и геоинформационных технологий. Естественные науки — одно из самых молодых направлений Лицея, но за это время оно успело расцвести: ежегодно ЕН выпускает 50 лицеистов, более 80% из которых поступает в топовые профильные вузы. 

Направление создано для тех, кто хочет знать устройство мира вокруг, кому интересно исследовать неизведанное, находить практические решения важных задач и претворять их в жизнь. Оно готовит новое поколение ученых и практиков, лидеров науки и научно-технологического развития в области биологии, химии и географии. О том, какие инструменты для этого используются, и как преподавателям удается этого добиться, расскажем ниже, а пока познакомьтесь с руководителем направления — Юлией Алексеевной Макаровой!

XXI век можно по праву назвать веком естественных наук: об успехах молекулярной биологии и биотехнологии слышали все. Сегодня у нас есть глубокое понимание того, как устроены мы сами: наш геном прочитан, когнитивные технологии развиваются космическими темпами,  и теперь мы многое знаем про то, как из набора генов получается такой замечательный и сложный человек. Мы умеем делать все более совершенные лекарства и вакцины. Химия и нанотехнологии дают все более совершенные материалы, без которых современная жизнь уже немыслима. География с массовым внедрением беспилотников и технологий дистанционного зондирования Земли получила мощнейший стимул к развитию. Все эти области быстро развиваются и растут, и для них необходимы новые кадры. Наше направление как раз осуществляет их подготовку!
— Юлия Алексеевна Макарова, руководитель направления

Собираем учебный план

Специфика естественных наук состоит в том, что представление о профессии невозможно составить только по книгам и лекциям: необходима практика. И здесь ребятам предоставляются возможности для знакомства с профессией и ранней профориентации. 

Вариативный учебный план позволяет углубленно изучать выбранные естественно-научные дисциплины. На направлении три трека: биологический, химический и географический. Выбравшие биологический трек углубленно изучают биологию и химию, химический — химию и физику, на географическом треке сосредоточены на углубленном изучении географии. На всех треках углубленно изучают математику. 
*Подробнее изучить учебный план можно на официальной страничке направления на сайте Лицея.

В Лицее не так давно появилась настоящая химическая лаборатория, где проводятся разнообразные сложные и интересные практикумы. Ребята своими руками проводят синтезы, а также могут сами предложить идеи эксперимента. Еще есть биологическая лаборатория, оснащенная современными микроскопами и оборудованием для практикумов по биотехнологии.

Хороший уровень владения английский языком необходим сегодня любому высококлассному ученому и практику, поэтому углубленная подготовка по этому предмету позволяет ребятам после поступления в вуз сразу вливаться в работу университетских лабораторий, участвовать в международных конференциях, налаживать контакты с коллегами и писать научные статьи в международные журналы. Английский язык преподают на углубленном  уровне, как и на всех других направлениях большого Лицея. Помимо него, можно выбрать немецкий, французский или испанский. 

В учебный план, как и во всем Лицее,  включен курс «Теория познания», который направлен на развитие критического мышления, столь необходимого любому ученому, практику, да и на самом деле каждому человеку. . 
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.

Два года назад в НИУ ВШЭ реализована программа по привлечению в Лицей университетских преподавателей. Так что теперь занятия у нас ведут еще и настоящие доценты и профессора!
— Юлия Алексеевна Макарова, руководитель направления

В 11-м классе начинается подготовка к ЕГЭ: комплексное повторение на уроках; кроме того, проводятся специальные факультативы, где вместе с систематизацией материала лицеистов обучают решать варианты ЕГЭ. Такая подготовка позволяет ребятам стабильно и уверенно поступать в топовые вузы по профилю: в основном это естественно-научные факультеты ВШЭ, МГУ а также медицинские вузы.

Факультативы — это дополнительные занятия, работа на которых не оценивается. Это помощь в подготовке к экзаменам и олимпиадам (и не только). Их ведут как преподаватели Лицея, так и приглашенные специалисты: например, олимпиадные тренеры.

Выбор факультативов на самом деле очень широк и не ограничивается подготовкой к экзаменам и олимпиадам. Так,  существуют факультативы по практической географии, робототехнике, нейробиологии, есть даже киноклуб на английском языке, лаборатория предметного дизайна, поэтическая мастерская, лицейский интеллектуальный клуб, парные танцы и много чего еще!

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

У лицеистов есть еще одна возможность познакомиться с будущей профессией и попробовать себя в разных сферах интересующего их направления. Раз в неделю, в четверг, лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на нем оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. Занятия начинаются в ноябре 10-го класса, а заканчиваются в октябре 11-го. 

Факультетский день или ФД — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов факультетов. 

В ноябре 10-го класса все лицеисты посещают «Карусель». Так называется первый этап Факультетского дня, в ходе которого ребята знакомятся с профильными факультетами Вышки. В конце «Карусели» каждому лицеисту необходимо выбрать факультет, на котором он продолжит свое обучение. 

Естественно-научное направление сотрудничает с факультетом биологии и биотехнологии, факультетом химии и факультетом географии и геоинформационных технологий. Это позволяет узнать все самое новое и интересное из выбранной профессиональной области и дает редкую возможность примерить студенческую жизнь, будучи еще в школе. Факультеты, в свою очередь, заинтересованы в подготовке сильных кадров. 

На факультете биологии и биотехнологии для ребят проводят большой практикум, где они имеют возможность поработать на продвинутом оборудовании и освоить современные методы: выделение ДНК,  ПЦР, рестрикцию, электрофорез в агарозном геле, техники окрашивания микроорганизмов и многое другое. Ребятам также читают лекции по современной молекулярной биологии и генетике. Отдельный блок — знакомство с учеными и практиками, которые успешно работают в академической науке и биотехнологиях. У ребят есть возможность из первых уст услышать все о возможностях и треках их будущей профессии, а также задать интересующие вопросы.

На факультете химии тоже очень интересно: лекции по наиболее актуальным темам, а также химический практикум в лабораториях Института общей и неорганической химии РАН. На факультете географии ребят знакомят с передовыми технологиями дистанционного зондирования Земли и множеством их применений. Отдельная радость — практикум с беспилотниками.

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, например, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу трека Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или другой работник Лицея. Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников.

Индивидуальная выпускная работа

Индивидуальная выпускная работа или ИВР — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или провести исследование на любую тему. Собрали для вас несколько интересных примеров исследований, которые выполнили выпускники Естественных наук. Большинство ребят на ЕН делают работы по биологии и химии, также популярна биоинформатика. 

Анна Недосеко, выпускница 2020 года, биоинформационными методами исследовала филогению недавно открытой бактерии, которая умеет производить фермент петазу, расщепляющий пластик. 

Команда ребят во главе с Михаилом Акулининым реконструировала эволюцию бычков озера Байкал на основании генетического анализа и выиграла с ней хакатон Baikal hack. 

Провести исследование по этологии тоже реально! Так, например, в 2021 году Мария Диденко исследовала поведение гекконов в рамках своей ИВР, а Александра Клейменова — поведение маисовых полозов.

Какую еще пользу может дать выполнение выпускной работы? 

Баллы за защиту ИВР вносят вклад в индивидуальный рейтинг* выпускника. Хорошая позиция в рейтинге обеспечивает скидки до 70% на весь срок обучения в НИУ ВШЭ. Такая возможность предоставляется только выпускникам Лицея. Это важно, т.к. все прочие скидки поступающим действуют лишь один год. Таким образом, лицеисты имеют еще один трек поступления: можно не вкладывать все силы в ЕГЭ, но просто иметь хороший аттестат, а также хорошие баллы за ИВР и социально-полезную деятельность (о ней см. следующий раздел). Это особенно актуально для факультетов с высокими проходными баллами. Возможность использовать этот трек имеют все выпускники, попавшие в верхние 70% рейтинга, т.е. большинство. Как показывает практика, этот трек сберегает много нервной энергии и сил..
*Правила формирования индивидуального рейтинга выпускника Лицея в 2022 году можно найти здесь.

Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность

Есть вещи, которые меня удивляют. Я до сих пор не понимаю, как наши ученики находят силы, чтобы общаться, устраивать праздники, играть и развлекаться. Здесь, конечно, важно им не мешать, хотя я немного завидую: мне иногда хочется перестать быть постоянно чем-то озабоченным взрослым, но получается это не так часто, как мне бы хотелось :)
— Любовь Алексеевна Зотова, преподаватель химии и куратор на направлении

Ребята на ЕН создают свои тематические проекты и организации. Например, на направлении успешно развивается проект «PlentyPlants», посвященный озеленению Лицея и продаже микрозелени, выращенной командой учеников. Полученные деньги ребята отдают на благотворительность. На Естественных науках проводится биологическое «Что?Где?Когда?», а еще выпускается газета «Взгляд изнутри» с нутрией в качестве эмблемы, в которой рассказывается об интересных новостях из мира биологии, популяризируется защита окружающей среды, а в каждом номере можно найти веселые кроссворды с призами победителям. 

«Зеленый Лицей», как пишут сами главы проекта, спасает планету от экологической катастрофы: лицеисты собирают макулатуру в Лицее, проводят лекции, организовывают тематические мероприятия, пишут образовательные статьи на тему экологии и нашего влияния на окружающий мир.

Ребята активно улучшают мир вокруг себя и прежде всего занялись озеленением нашего здания на Солянке* и созданием живого уголка. В прошлом году фауна Солянки обогатилась новым видом — узорчатым полозом. Сейчас лицеисты собираются завести агаму. Согласитесь, веселее, когда утром в школе тебя встречает разная интересная живность :)
— Юлия Алексеевна Макарова, руководитель направления
*Солянка — корпус Лицея на улице Солянка, в котором учатся ребята с ЕН (сленг лицеистов).

Лицеисты с направления также активно участвуют в больших лицейских проектах. Например, в «Ассоциации волонтеров» — организации, которая насчитывает в своем составе более 600 лицеистов. Ребята координируют волонтерскую деятельность в Лицее и Вышке. Именно они ходят в желтых футболках с надписью «Спроси меня про Лицей». Если вы были на Дне открытых дверей или других мероприятиях, организованных Лицеем, однозначно видели этих ребят :) 

Благотворительный образовательный проект «Light Hearts», в рамках которого волонтеры могут испытать себя в качестве репетитора, наставника для детей, у которых нет возможности получить хорошие знания. Ребята проводят уроки онлайн и офлайн в нескольких приютах, помогая ребятам освоить школьную программу и подготовиться к экзаменам.

Участники проекта «HelpFor9» помогают в адаптации новым девятиклассникам: организовывают лицеистам встречи с руководителями направлений, выпускниками, погружают в атмосферу большого Лицея. 

Разнообразие проектов очень велико, и поле деятельности может быть самым широким: например, выпускница Естественных наук 2021 года Акси Чистоходова организовала проект «MT connection» — иммерсивный театр, в спектаклях которого участвуют не только актеры, но и зрители.

Внеучебная жизнь: как лицеисты проводят свободное время?

Вместе ребята не только создают проекты и организовывают тематические мероприятия, но и просто собираются на чаепития, прогулки, в поездки. Например, недавно ребята ездили в подмосковный «Парк птиц» и ходили на пикник в Строгинскую пойму.

Ребятам и преподавателям также запомнилась летняя биологическая практика в национальном парке «Угра» в Калужской области. Они познакомились с разными представителями местной фауны, флоры и микоты. Жили в палатках, готовили на костре, смотрели в микроскопы и набирали материал. Вечерами — песни под гитару, прогулки под луной в поисках кивсяков и прочие полезные душе активности :)

Весело провести время можно и в самом Лицее, например, собравшись под Новый год поиграть в новогоднюю мафию и просто пообщаться. Настоящей душой компании стали студенты факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ Анастасия Коваль, Артем Фаткулин и Петр Фомин. Они не только готовят ребят к олимпиадам и помогают на практикумах Факультетского дня, но и знают множество отличных игр и разных удивительных историй. А ребятам общение со студентами помогает лучше узнать, как устроена жизнь в вузе, и лучше подготовиться к ней.
— Юлия Алексеевна Макарова, руководитель направления 

На последних осенних каникулах на направлении организовали школу для девятиклассников всей Москвы. Лекции и практикумы по биологии, химии и географии от ведущих преподавателей Лицея и профильных факультетов, а также студентов; тематические игры и, конечно, чай со вкусностями тепло запомнились и организаторам, и ребятам. 

В планах на ЕН проведение летней школы, так что следите за объявлениями в официальной группе направления в ВКонтакте!

Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Естественных науках

Юлия Алексеевна Макарова, руководитель направления

Мы даем возможность прикоснуться и стать частью удивительного, стремительно растущего мира современных естественных наук еще до университета. Мы ждем ребят, которые хотят стать учеными, медиками, работать в области био- и нанотехнологий, создавать свои стартапы или даже стать главами биотехнологических компаний — словом, всех тех, кто хочет изменить мир к лучшему.