• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Дистант – дистантом, а практикум – по расписанию: в Лицее открылась химическая лаборатория

В середине ноября в здании на Солянке заработала новая химическая лаборатория – долгожданный проект направления «Естественные науки». Лицейские преподаватели проводят практические занятия с новым оборудованием уже третью неделю. Рассказываем (и показываем), где химики теперь учатся по четвергам и почему лучше лаборатории в московских государственных школах нет.

Дистант – дистантом, а практикум – по расписанию: в Лицее открылась химическая лаборатория

Фото Даниила Прокофьева

Зачем Лицею лаборатория?

В учебный план направления «Естественные науки» входят практические занятия, без которых нет смысла изучать профильные для этой программы предметы. «ЕН» открылись в 2019 году, когда лаборатория в Лицее ещё не появилась. Поэтому первый набор направления, прошлогодние десятиклассники, практикой занимались на базе Московского Химического Лицея. А уже в феврале 2020 кафедра естественных наук Лицея Вышки начала разрабатывать проект собственной лаборатории.

Денис Михайлович Жилин, преподаватель химии, разработчик проекта лаборатории

Во-первых, это было физически неудобно – лицеистам приходилось ездить в Химический Лицей вместо своего учебного здания. Во-вторых, когда занятия проходят на базе другого образовательного учреждения, невозможно влиять на программу, а она не всегда соответствует нашим пожеланиям и интересам лицеистов. Занимаясь «у себя», мы можем оперативно подстраивать программу под учеников, больше времени уделять тому, что им важно и интересно, меньше – тому, что кажется бесполезным.

 

В прошлом году практикумы «ЕН» проходили в Химическом Лицее в декабре, с ноября 2020 одиннадцатиклассники занимаются в новой лаборатории и уже могут сопоставить впечатления.

 

Алексей Земцов, направление «Естественные науки», 11 класс

В отличие от прошлого года, пары по практикуму проходят в менее напряжённой обстановке: преподаватели лицейские, знакомые нам, здание привычное. Лаборатория совсем новая, просторная, там есть всё необходимое – посуда, реактивы, оборудование. В Химическом Лицее лаборатория тоже хорошо оснащена, но она используется уже достаточно давно, некоторое оборудование нужно менять и в целом с практикой было сложнее, хотя не менее полезно и продуктивно.

Что внутри?

Новая лаборатория – инфраструктура для проведения экспериментов с самыми разнообразными веществами. Вытяжки в помещении подведены к каждому месту: в них будут быстро уходить едкие газы, с которыми лицеистам и преподавателям придётся работать. В лаборатории есть разводка электричества, для разводки воды используются пластиковые трубы – это даёт полную электробезопасность всей конструкции. У столов и пола – керамическое термически стойкое покрытие. Внутри можно найти много видов вспомогательного оборудования: химическая посуда, блоки питания для опытов по электрохимии, штативы, кислородный концентратор. Лаборатория – это инфраструктура для проведения экспериментов с разнообразными веществами на школьном уровне – и даже выше.

Денис Михайлович Жилин, преподаватель химии, разработчик проекта лаборатории

В Москве вообще очень мало приличных химических лабораторий в школах. Пожалуй, то, что мы сделали, –  это самая хорошая школьная химическая лаборатория в Москве, наиболее оснащённая и удобная. Лаборатории лучше в московских государственных школах нет.

Зачем вообще нужны практикумы?

Сейчас, когда большинство лицеистов учатся из дома и уже начинают забывать, как выглядят аудитории в родных зданиях, химики проводят несколько учебных часов в неделю в привычной обстановке на Солянке. Пока практикой в лаборатории занимаются только ученики «ЕН», выбравшие химический трек, но преподаватели надеются расширить программу практикумов.

Алексей Земцов, направление «Естественные науки», 11 класс

Практикумы – это очень здорово, они дают понимание направления дальнейшей учёбы и работы (теоретические пары не особо помогают профориентации, особенно когда сфера деятельности очень практическая), дают реально полезные навыки, которые приходят не с чтением методичек, а только если подержишь реактивы и посуду в руках. А ещё можно понять, зачем нужны те самые теоретические выкладки и расчёты, – они же существуют для практических заданий и эксперимента, а не в вакууме.

 

Денис Михайлович Жилин, преподаватель химии, разработчик проекта лаборатории

Дистант – дистантом, но практику онлайн сделать невозможно, а изучать химию без практики – бесполезно.

Я считаю, что пока есть те, кто готов в это непростое время ездить на практикум, его нужно делать.

Причём делать по-настоящему хороший, качественный практикум, чтобы ради него стоило ездить в Лицей.

Посмотрите, как проходят занятия

Денис Михайлович Жилин