• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Teaching outside the box: социология

По аналогии с thinking outside the box (с  англ., мыслить неординарно, вне рамок) мы поговорим про teaching outside the box — нестандартные преподавательские подходы. Прошлый выпуск был про форматы необычных заданий на уроках права, в этот раз мы продолжим погружаться в обществоведческие науки — посетим пары социологии! Теоретики, исследования, статистические данные, длинные лекции — как Ксении Александровне удается увлечь ребят на своих занятиях?

Teaching outside the box: социология

 

Прошлый выпуск про необычные подходы преподавателя права Дарьи Павловны Ивашко можно найти здесь

Героиня этого выпуска:

Ксения Александровна Антонова,
преподаватель социологии на Юриспруденции, Гуме и Матэке; работает в Лицее уже 6 лет

Поскольку блок социологии подразумевает большое количество новой информации, текстов, исследований, я стараюсь делать свои пары разнообразнее и вводить разные форматы заданий. Так, лицеисты, увлекаясь необычным форматом, изучают новый материал и получают от этого удовольствие.

Даже в каких-то мелочах пытаюсь облегчить ребятам жизнь :) Например, чтобы им было не так трудно воспринимать большие объемы текстов (а объемы действительно большие), я обычно делю материал на части, чтобы лицеисты смогли индивидуально или в группах выбрать привлекший их внимание отрывок, прочитать его, выделить тезисы и понять, о чем этот фрагмент. После чтения мы обсуждаем текст, собирая впечатления и размышления о фрагментах каждого или каждой группы. Я сопровождаю обсуждение конспектированием на доске или в гугл документе, ребята видят, как можно компактно систематизировать большой массив информации «со слов». 

Также я стараюсь периодически разбавлять лекции и давать ребятам больше практики по аналитике. Например, пару лет назад я задавала лицеистам разобрать видео-интервью с Варламовым: написать расшифровки речи по блокам, а уже по этому тексту провести кодирование для контент-анализа. Мне было интересно понаблюдать за рефлексией учеников, появлялось понимание, насколько кропотливой бывает работа с данными — вроде бы фрагмент на 10-15 минут, а расшифровывают и кодируют его в два раза дольше!

Получить оценку за социологическое исследование фантастической вселенной из любимого фильма реально?

Если кратко — да! Но только на занятиях Ксении Александровны :) 

Одно из моих любимых заданий — аналитические обзоры произведений массовой культуры. Необходимо взять любую выдуманную вселенную (из книг, игр, фильмов, аниме — чего угодно), описать ее вкратце, а затем сделать разбор структуры этого фантастического общества с точки зрения базовых социальных институтов и систем стратификации. Задание заходит на «ура», и мне приятно, когда я вижу, что в работах есть не только прикольное и интересное содержание, но и логическая аргументация, привлечение знаний из курса.

Классно, что социологию используют и в таком виде тоже. Значит, курс не прошел зря!

Оформляется это все в виде эссе. За работу ставится сразу две оценки: констатирующая* (оценивается наличие терминов, референсов на теоретиков, наличие анализа и разбора фантастической вселенной) и творческая* (сам выбор кейса, как он подобран и описан). По результатам защит социологических ИВР я наблюдаю, что у многих проседает интерпретация данных, поэтому мне хочется научить этой процедуре хотя бы в таком формате, объяснить, как соотносятся теории из «книжек» с эмпирикой. 
*Подробнее о системе оценивания

С этим заданием у меня связана забавная история. Моя ученица провела анализ вертикальной мобильности на примере главного героя аниме «Наруто». Работа была очень хорошей, понравилась мне и своим содержанием, и темой. И когда я ее проверяла, просто скинула в свой Твиттер фото заголовка с эссе, скорее, чтобы поделиться с друзьями, как мне весело работается (в 9-10 классе я сама была нарутофагом). У меня был открытый профиль, пост неожиданно набрал кучу ретвитов и вылетел, как говорится, во «внешний Твиттер». А потом один тематический паблик ВКонтакте вышел на эту девочку (my mistake: я не замазала ФИО автора), администраторы группы попросили опубликовать ее текст в формате лонгрида мол, «здесь клевая аналитика» :) 

Хорошо, что все прошло удачно, девочка была рада, судя по комментариям, и отаку-коммьюнити приняло дружелюбно (цит.: «Лонгриды, которые мы заслужили»). С тех пор, правда, я закрыла свой аккаунт и стала внимательнее в таких моментах: не люблю, когда мой контент выходит излишне широко за пределы знакомых, коллег или студентов, теряется контекст, в котором произошла публикация, да и деанонить учеников без их ведома мне определенно не стоит. 

Весь материал работы можно найти здесь.

Любовь и теоретики

Я от корки до корки разбираю с ребятами «Самоубийство» Эмиля Дюркгейма. Интересно почитать, как он размышлял. Мы также делим текст на фрагменты, каждый должен понять смысл своей главы, посмотреть, с чем работал автор, разобрать факты и статистику — все это делаем вместе. 

Локальные байки, которые мне когда-то рассказывали в университете, я ребятам тоже рассказываю. Например, в начале текста «О разделении общественного труда» Дюркгейм пишет, что «с течением эволюции у женщин уменьшается объем мозга, у мужчин — увеличивается,» — ай-ай! Не все, что было написано в XIX веке, релевантно для современного состояния науки, поэтому даже к самым авторитетным источникам нужно относиться критически. А мой любимчик из социологов XX века Эрвинг Гоффман, например, работал тренером ЛФК в психиатрической клинике, параллельно собирая наблюдения для его монографии «Asylums», а потом пошел в школу крупье, чтобы изучить игорный бизнес изнутри, о как! На мой взгляд, это разряжает обстановку, здорово вот так переключаться. Иногда на лекции приходят «гости» из других групп послушать, должно быть, вести о том, какая я сказительница, идут в народ :)

Я преподаю еще у бакалавров на РиСО*. Они пишут контрольную по общей социологии в формате эссе, поэтому в качестве «пробной» работы им нужно было проанализировать «любовь» или «смерть» с позиций трех теоретиков: Вебера, Дюркгейма и Маркса. Попробовала дать точно такое же задание одиннадцатиклассникам с Гума. Но мы взяли только тему «любви», хочется побольше любви, знаете ли (тематику «смерти» в культуре и социуме я обожаю, но для разбора такой темы стоит побольше антропологов прочитать, много идей связано с ритуалами и системами верований).
*РиСО — Реклама и связи с общественностью

Тот возраст, когда помимо учебы хочется и про любовушку подумать :) 

Получилось интересно: студенты пытались больше сконцентрироваться на тех понятиях, которые мы проходили на семинарах, а лицеисты собрались буквально искать цитаты этих теоретиков о любви, проанализировали их и ведь нашли! Карл Маркс оказался главным знатоком любви: «Если ты любишь, не вызывая взаимности, т.е. если твoя любoвь кaк любoвь не пoрoждaет oтветнoй любви, если ты своим жизненным проявлением в кaчестве любящегo челoвека не делаешь себя челoвекoм любимым, тo твoя любoвь бессильна, и oнa — несчастье». Очень «здоровая» формула отношений, если подумать.

Мем-аналитика

По тому, что я рассказываю, всегда есть большая презентация с примерами, референсами и мемами. Как-то предложила ребятам проанализировать мемы с точки зрения того материала, который мы только что прошли (это была типология социальных групп). Они стали находить детали, больше анализировать, и задание им понравилось. С того момента использую такой формат тоже.

«Кто о чем, а я об ИВР»: Ксения Александровна о своей работе на кафедре Исследовательской и проектной деятельности

Индивидуальная выпускная работа — испытание, которое проходит каждый лицеист. Выбирая исследование в рамках ИВР, необходимо определиться с областью. Ксения Александровна работает в области  социологии, является экспертом выпускных работ лицеистов, а также помогает ребятам в  поисках ответов. 

Наша область — это буквально работа с людьми, не во всех областях так. Например, при анализе какой-нибудь базы данных или подсчетах, порог ответственности ниже, нежели в разговоре с человеком, где приходится задавать неудобные вопросы, сокращать дистанцию, учитывать эмоциональное состояние респондента. 

Работая над своим исследованием, лицеист развивает аналитическое мышление. Критическое мышление тоже прокачивается, это нужно всем, ведь сейчас такое время, когда фильтровать информацию вокруг себя жизненно необходимо. Однозначно развивается внимательность и наблюдательность: ребята чаще начинают замечать какие-то закономерности или иногда даже считывать паттерны поведения у одноклассников, прохожих на улице, пассажиров в метро и т.д.  

После «Коллективной ответственности миньонов»* я готова ко всему :) 

*Тема была предложена лицеисткой в рамках НИПС этого года, реализация исследования произойдет только в следующем календарном году.

Тем, кто собирается писать исследование по социологии в рамках выпускной работы, очень полезно покопаться на нашей страничке (там есть ссылка на архив тем прошлых лет), посмотреть, что сделали до них: возможно, есть темы, которые можно продолжить. Мы не разрешаем сензитивные и 18+ темы, все остальное — обсуждаемо.

Собрали интересные и необычные темы исследований в области Социология в рамках ИВР:

Мотивация приобретения натуральных продуктов на примере компании «ВкусВилл»

Интернет-мемы о Лицее НИУ ВШЭ как фактор социальной солидарности среди лицеистов

Репрезентация роли учителя через призму кинематографии СССР 1955-1975 годы

Романтические отношения как мотивация для изменения успеваемости учащихся Лицея НИУ ВШЭ

Феномен семейного ужина в период с 1900-х по 2010-е на примере американского кинематографа

Промахи: о чем боятся говорить все

Ошибки совершают все, даже преподаватели. Истории о своих промахах мало кто рассказывает, но это хорошая возможность поделиться с другими своим опытом, пусть и не очень радостным, но зато полезным. Ксения Александровна вспомнила случай из своей работы с лицейскими ИВР и поделилась им с нами:

Когда я только начинала работать в Лицее, то, на мой взгляд, слишком дотошно редактировала тексты ребят, буквально доводила их до идеала. Сейчас я понимаю, что доработки нужны поэтапные: объяснять, зачем вводятся те или иные формулировки, почему важно подробно оформлять методологию, как лучше соотнести несколько текстов в литобзоре и почему прочитанные статьи и монографии понадобятся еще и для интерпретации данных. Стараюсь поручать эту работу научным консультантам. Степень свободы в выборе темы и материала определенно присутствует, но этико-профессиональные ограничения и неизбежность написания аналогичных работ в университете (курсовая, дипломная, магистерская) вынуждают приучаться к определенному формату уже со школьной скамьи. В Вышке станет учиться в разы легче!

О том, что Ксения Александровна считает важным в работе с ребятами:

Я считаю важным говорить с лицеистами на одном языке. Я сама сижу в интернете, смотрю сериалы так же, как и они. Обожаю «Лигу Мечтателей», а ещё у меня 60-й ранг в геншине. С этой точки зрения мне легко быть с ними на одной волне. Лицеисты — без года студенты, поэтому я отношусь одинаково и к студентам, и к лицеистам: «я вкладываюсь в курс, вы вкладываетесь в домашки и работу на семинарах». У меня нет такого, что «они дети, ничего не понимают,» — это не так. Первые пары всегда с таким скрипом проходят, я чувствую, что говорю с ними на эльфийском, когда начинаю об истории социологической теории рассказывать, зато потом и к массе терминов привыкают, и сами учатся говорить на академическом языке, это все посильно! Так уж получается, что со всех групп, у которых я вела занятия, каждый год пара-тройка ребят мало того, что на ФСН* поступают, так потом ещё и коллеги передают благодарности, что я к ним привела умных и талантливых, заинтересованных студентов.
*ФСН — Факультет Социальных наук (речь конкретно о департаменте Социологии)

Я люблю свою работу! Во время занятий, если удалось «зацепить» темой и дать почву для плодотворных дискуссий, я чувствую себя эмоционально наполненной.

***

Дорогие коллеги, если вы хотите поделиться своими необычными методиками и практиками, будем рады видеть вас в следующем выпуске рубрики!