• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология



Если вы готовы проводить исследование в области социологии, познакомьтесь с распространёнными методами!

Социологическое исследование
– это изучение многообразия повседневного опыта людей. Жизнь в обществе можно рассмотреть на разных уровнях:

  • Межличностные взаимоотношения (дома, в школе, с друзьями и близкими или коллегами по работе и т.п.);
  • Социальные взаимодействия внутри групп и между группами (сотрудничество, конкуренция, взаимопомощь);
  • Взаимодействие индивида с социальными институтами (семья, образование, культура и т.д.).

 

Исследовательская деятельность начинается с постановки проблемы, обоснования её значимости и актуальности. Проблема в исследовании по социологии – противоречивая ситуация, имеющая негативные последствия, которые осознаются индивидом или его окружением. 

В работах встречаются проблемы разного масштаба:

  • Внутренние (потеря идентичности)
  • Внешние (внутри- и межгрупповые конфликты)
  • Глобальные (бедность, неравенство, воздействие человека на окружающую среду)

 

В рамках ИВР по социологии важно выбрать один из трёх предложенных выше уровней социальных проблем, охарактеризовать изучаемую ситуацию с позиций нескольких социальных групп, попробовать сопоставить позиции людей или проанализировать логику их поступков с помощью социологических теорий и терминологии. 

 

Работа с людьми подразумевает некоторые ограничения для вас как исследователей. При выборе темы стоит ориентироваться на:

  • Правило ответственных высказываний – неразглашение личной информации и сензитивность (триггеры);
  • Беспристрастность – исследователь смотрит на изучаемую группу «со стороны», занимает нейтральную позицию, приводит достоинства и недостатки объекта исследования;
  • Отсутствие оценочных суждений (аргументация через факты и подтверждённые источники) и академический стиль письма.

 

В область исследований ИВР по социологии входит широкий спектр направлений, примеры которых представлены ниже. На них можно ориентироваться при выборе темы исследования! 

1. Междисциплинарные области, в которых нужно делать уклон в сторону социологических теорий и терминологии:
 
Урбанистика – «социология города» 
  • поведение горожан в публичном пространстве
  • общественный транспорт
  • доступность инфраструктуры (сервисы доставки, навигация)
  • отношения с соседями
  • сегрегация («элитные» и спальные районы, различение центр-периферия)
  • туризм и «освоение» улиц города
Социология образования – рассмотрение образования как социального института
  • социализация подростков (школа как агент социализации)
  • изменение структуры образования (курсы, репетиторы, факультативы, дистанционное обучение)
  • доступность образования (анализ статистики по регионам)
Социальная психология 
  • взаимодействие (и конфликты) социальных групп и особые черты их поведения (паттерны)
  • социальные нормы (роль социального контекста в поведении человека)
  • эффективность коммуникации
  • стереотипы (их формирование и функционирование)
Демографияанализ статистических данных по уровню рождаемости/смертности, динамика изменения численности населения и пр.
 

2. Темы, по которым сделано очень много ИВР, и высок риск плагиата :
  • Девиантное поведение (преступность, самоубийства)
  • Субкультуры
  • Ценности лицеистов НИУ ВШЭ
  • Социология свободного времени (досуговая деятельность)
  • Социология здоровья (ЗОЖ и экология)
  • Социальные сети (инстаграм, ВК) и Интернет-коммуникация
  • Социология потребления (бренды, книги, музыкальные предпочтения)

3. Сензитивные темы, требующие особого доступа к полю и ограничений по выбору объекта исследования:
  • Социальные движения (избегать идеологического воздействия группы)
  • Социология морали и социальная политика (инвалидность, детские дома, колонии для подростков и пр.)
  • Социология религии 

4. Актуальные направления исследований

Социология профессий 
  • формирование профессиональных траекторий 
  • условия труда 
  • баланс жизни и труда
  • профессиональное сообщество как референтная группа
Социология моды 
  • формирование социальной идентичности через одежду, гаджеты, стиль жизни
  • репрезентация социальных групп в масс-медиа
Социология публичной сферы (реклама, кино и сериалы)

Социология мемов

Социология эмоций 
  • социальные аспекты мотивации
  • межличностные отношения
  • самооценка
  • анализ стыда, чувства вины, гордости и эмпатии
Социология семьи 
  • социализация и воспитание 
  • отношения детей и родителей
Социология мобильности 
  • маятниковая миграция (маршрут «дом-работа», «дом-учёба»)
  • академическая мобильность (стажировки, поступление в университет)
  • транспортная мобильность (метро, такси, личный автомобиль

Если вы готовы проводить исследование в области социологии, познакомьтесь с распространёнными методами!

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.