• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология

Социологическое исследование – это изучение многообразия повседневного опыта людей. В рамках ИВР по социологии важно сформулировать исследовательскую проблему, охарактеризовать изучаемую ситуацию с позиций нескольких социальных групп, попробовать сопоставить позиции людей или проанализировать логику их поступков с помощью социологических теорий и терминологии.

Если вы готовы проводить исследование в области социологии, познакомьтесь с распространёнными методами!

Тут можно посмотреть краткое содержание тем за 2017-2021 гг. включительно: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1-9WXikdvWjzT8L9F8-Q092na4BqTtE92jCFVFsZ36i4/edit?usp=sharing   

  • План-проспект

    ВЫБОР ТЕМЫ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    Попробуйте самостоятельно оценить, что у вас лучше получается – работать с числами, массивом текста или изображениями? Наблюдать за явлениями со стороны или же принимать активное участие, вовлекая людей в беседы и взаимодействие?

    Формулировка темы должна быть конкретизирована до определённого социологического явления и социальной группы (или групп), представляющей ваш объект интереса.

    Проблема в исследовании по социологии – противоречивая ситуация, имеющая негативные последствия, которые осознаются индивидом или его окружением (например, социальное неравенство). Сам по себе «опрос ради опроса» исследовательской работой считаться не будет. Расхождение во мнениях респондентов должно объясняться структурными различиями, которые утверждает та или иная социологическая теория или термины.

    НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО СОЦИОЛОГИИ

    В область исследований ИВР по социологии входит широкий спектр направлений, среди которых можно выделить:

    Урбанистика – «социология города» (поведение в публичном пространстве, навигация в городе, городская инфраструктура, транспорт и мобильность, сегрегация, туризм, «центр» – «периферия»)

    Социальная психология (групповые и институциональные факторы идентичности, формирование стереотипов, межгрупповые конфликты)

    Демография (уровень рождаемости/смертности, динамика изменения численности населения, миграционные процессы и пр.)

    Социология профессий и образования (например, условия труда или учёбы, work-life-balance, структура профессионального сообщества, доступность образования по регионам, восприятие профессии школьниками или студентами)

    ◦ Экономическая социология (потребление, стиль жизни, неформальная экономика, ведение личного/семейного бюджета, социальное значение денег)

    Социальная политика (НКО, инвалидность и инклюзия, социальная реклама, сиротство, политика возраста, социальная стигматизация, девиантное поведение)

    Медиа и публичная сфера (СМИ, реклама, кино/сериалы, мемы, социальные сети и блогосфера, формирование общественного мнения)

    Исследования ценностей (сравнения разных возрастных групп, ценностная структура личности)

    Социология здоровья и Экология (питание и физическая нагрузка, принципы ЗОЖ и zero waste, экологическая культура, восприятие тела и телесности и т.п.)

    Гендерные исследования (гендерные стереотипы и их репрезентация, формирование гендерной идентичности, социология семьи и детства, гендерное неравенство, гендерные роли, образы феминности и маскулинности)

    МАТЕРИАЛЫ И ЛИТЕРАТУРА

    Материалы – это конкретные данные (массив анкет, расшифровки интервью, видеоролики и т.д.), которые вы будете анализировать в ИВР, а литература – это ваши теоретические источники, на которые вы опираетесь при интерпретации результатов.

    В плане-проспекте нужно указать не менее 5 текстов-первоисточников. Советуем искать их по следующему принципу:

    1) Актуальные (опубликованные не позже 5 лет назад в научных изданиях) исследования по вашей теме или близкой к ней. Например, если вас интересует мнение лицеистов по какой-то теме, то ищем исследования и про «тему», и про «школьников/студентов» в целом, среди них отбираем релевантные.

    2) Классические или современные работы по социологической теории, связанные с вашей темой напрямую (городская социология, стратификация, социология потребления, гендерные исследования и т.д.) или методологически (для анализа данных опроса логичнее опираться на структурно-функционалистские модели объяснения, а для анализа интервью чаще обращаются к теоретикам в области символического интеракционизма и т.п.).

    3) Дополнительные вторичные источники, используемые для обоснования актуальности темы – это могут быть публикации в СМИ или блогах (в т.ч. ПостНаука), результаты опросов ФОМ / ВИЦОМ / Ipsos и пр.

  • Теоретическая часть работы

    СТРУКТУРА

    Теоретическая часть ИВР по социологии состоит из трёх разделов:

    1) Обзор литературы – описание научного контекста вашего исследования, выявление ключевых тезисов из первоисточников, их сопоставление и систематизация.

    2) Теоретическая рамка – список всех ключевых терминов и их определений, которые будут задействованы в анализе данных.

    3) Методология – формулировка и подробное описание методов сбора и анализа данных, характеристика исследовательской выборки, указание ограничений исследования (доступ к данным, конфиденциальность информации и т.п.), результаты пилотажа (опционально).

    ОФОРМЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

    Все 3 раздела будут занимать примерно 10-12 страниц, на этапе сдачи теорчасти достаточно прислать полную версию обзора литературы и короткий параграф по методологии, поскольку при проверке экспертам важно соотнести ваши возможности применения выбранных концепций на практике при последующей работе с полученными эмпирическими данными.

    На все используемые факты, даты и цифры необходимо ставить ссылки.

  • Обсуждение эмпирики

     Этот этап не оценивается в системе 2359 и не является обязательным

    ПИЛОТАЖ

    В социологических исследованиях пилотаж – это пробный вариант исследования перед тем, как собрать основной массив данных. Он нужен для того, чтобы проверить:

    - формулировки вопросов (правильно ли респонденты понимают то, о чём вы их спрашиваете, всю ли тематику охватывает ваша анкета или гайд для интервью),

    - корректность их обработки (понимаете ли вы сами, что делать дальше с собранными данными, дают ли они ответы на ключевой вопрос и задачи исследования).

    РЕФЛЕКСИЯ
    • На данном этапе важно здраво оценить масштаб эмпирической работы. Условно говоря, для анкет будет мало задать всего 6 вопросов, а для интервью недостаточно 5-минутного разговора – следовательно, в обоих случаях нужно расширить пул вопросов, по которым будут собраны данные.

      Ориентируйтесь на 100+ человек для анкетирования на 12-15 и более смысловых вопросов, а также 8-10 человек для интервью продолжительностью от 30 минут и дольше.

      Для визуального и контент-анализа количество единиц будет зависеть от типа данных, с которыми вы работаете, это можно обсудить и с экспертами, и с научным консультантом.
    ЧТО ПРИСЫЛАТЬ

    Если хотите получить обратную связь по вашему инструментарию, заполните шаблон отчёта и отправьте двум экспертам (ksantonova@yandex.ru и tokaari@mail.ru) с пометкой «Пилотаж ИВР» в теме письма.

  • Итоговые материалы

    КРИТЕРИИ

    Перед отправкой проверьте содержание всех критериев оценивания и соотнесите с ним ваш текст. Обратите особое внимание на форматирование текста, наличие всех ссылок на источники во введении и особенно в теоретической части.

    Важно в исследовании по социологии соотнести теорию и эмпирику, интерпретировать данные, а не только описать их количество или качественное содержание. Это интересная творческая работа, которой нужно успеть уделить время, поэтому не откладывайте на вечер перед дедлайном вашу аналитику! Старайтесь обращаться к научным консультантам, чтобы избежать ошибок, от которых потеряются баллы.

    ЧТО ПРОВЕРИТЬ ПЕРЕД ЗАГРУЗКОЙ В 2359

    Работа с людьми подразумевает некоторые ограничения для вас как исследователей. При работе с анализом данных стоит ориентироваться на:

    Правило ответственных высказываний – неразглашение личной информации и сензитивность (триггеры);

    Беспристрастность – исследователь смотрит на изучаемую группу «со стороны», занимает нейтральную позицию, приводит достоинства и недостатки объекта исследования;

    Отсутствие оценочных суждений (аргументация через факты и подтверждённые источники) и академический стиль письма.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Время выступления на защите – 10 минут, поэтому вам нужно успеть показать на слайдах и общую структуру работы, и решение исследовательских задач, и наиболее интересные и примечательные с вашей точки зрения результаты.

    Обращайте внимание на удобочитаемость всей информации на слайдах (шрифты без засечек, подпись всех данных на графиках и настройка осей по 100%), рекомендуем не перегружать слайды визуальным шумом и оставлять «воздух» между блоками текста.

  • Удачи на защите ИВР!

Эксперты области и контакты
Воронкова Анастасия Игоревна

tokaari@mail.ru


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.