• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Тиражирование Лицея — возможно ли?

19 октября в Лицее произошло сразу два важных события: презентация книги о Лицее и открытие экспертного клуба теоретиков и практиков, в рамках которого будут проходить встречи-обсуждения проблем школы. Что такое старшая школа? Можно ли масштабировать модель школы, Лицея в частности? Что вышкинского в Лицее? О том, как всё прошло, в ярких цитатах участников дискуссии и фотографиях.

Тиражирование Лицея — возможно ли?

В День лицеиста, 19 октября, прошла первая встреча экспертного клуба теоретиков и практиков, на которой Я.И. Кузьминов, А.Г. Каспржак, Д.Е. Фишбейн, К.С. Серёгин и Т.В. Малинникова обсудили модель Лицея НИУ ВШЭ с точки зрения структуры и особенностей старшей школы, а также возможности масштабирования этой модели. За 10 лет существования Лицей вырос до 4 корпусов зданий, 10 образовательных направлений, 2000 лицеистов. Это первое в Москве учебное заведение, которое стало работать по новому стандарту среднего образования. 

Подробнее об особенностях.

   

Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея

Ключевая идея Лицея — в прозрачных, всем изначально известных правилах игры. Есть формула, есть правило, есть принцип.

Например, в Лицее работает своеобразная система оценивания с накопительной формулой: она изначально всем видна и понятна. Как только выстраивается такая система оценивания, школьник имеет возможность буквально самостоятельно влиять на то, что у него выйдет в итоге. По словам Дмитрия Ефимовича, это решает две генеральных проблемы. Первая заключается в том, что «уважаемая нами Марья Ивановна говорит, что больше тройки Вася не заслужил». А второе противоречие состоит в том, что практически любая учебная деятельность в отметке весит одинаково: ответ у доски, выполненная домашняя работа, контрольные и самостоятельные. Эта система оценивания позволяет задавать разные коэффициенты.

 

Ярослав Иванович Кузьминов, основатель, первый ректор и научный
руководитель НИУ ВШЭ

Школа со всеми ограничениями, которые у неё есть, должна быть площадкой выбора. Неталантливых и неспособных не бывает. Есть люди, которых просто загнали в тупик, игнорируя их способности и показывая им примеры успешных людей с абсолютно другими способностями.

По словам Ярослава Ивановича Кузьминова, вариативность и выбор реализации треков, персонально ориентированных на способности и возможности учащихся, — один из вызовов не только подавляющего большинства российских, но и многих мировых школ. Вместе с тем — отсутствие воспитания академической честности и прозрачности образовательных практик, отсутствие креативных предметов, обучения навыков работы в команде и проектной работы — все это не готовит ребенка к будущему.

Компенсация всех этих вызовов осуществляется или за пределами школы: разные репетиторы, программы дополнительного образования, школы олимпийского резерва, — или частными школами. И то, и другое доступно не всем. Мне кажется, основной вклад в Лицей заключается в компенсации большинства вызовов и в ее доступности для каждого.

Лицей работает как самоорганизующаяся структура, сотрудники которой вправе принимать решения, улучшать учебное заведение и влиять на него.
 

   

Анатолий Георгиевич Каспржак, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ

В конце 1980-х годов я работал директором школы. В канун Нового года мне звонят и говорят, что в школе прорвало трубу. Я молниеносно принимаю решение и вот, мы уже встречаем праздник вместе с коллегами, школьным коллективом, выгоняя воду с пятого этажа фанерными щитами на лестницу. Все недовольны. Проходят праздники, я начинаю анализировать произошедшее. Значит, решение принял? Принял. Задачу решил? Решил. Выговор выговором: директор хотя бы раз в неделю должен его получать. Если выговора нет — считай, неделя прожита зря. Но может быть, можно было с кем-то посоветоваться? А с кем можно было? Только с тем человеком, который был директором школы, причем не какой-либо школы, а именно этой. Но ведь такое место одно. Тогда я впервые задумался о директорском одиночестве. Глубоко одинокая профессия.

 

Вопрос о масштабировании подобной модели школы остался открытым. После выступления ученых и практиков коллеги из разных регионов высказывали свою точку зрения, задавали вопросы. А на память каждому авторы книги вручили ее печатную версию.

 

Павел Станиславович Терехов, директор школы «Покровский квартал» 

Я соглашусь с коллегой, который начал своё выступление с фразы: «Раз не разрешили говорить “спасибо”, скажу, что, находясь здесь, я получил большое удовольствие!» Это главное впечатление. Потому что методические десанты, встречи с интересными людьми — это то, на что мы в какой-то такой рутине, к сожалению, уделяем очень мало времени. Поэтому эта встреча сегодня — некий глоток свежего воздуха, прекрасный мотиватор для дальнейшей работы. И я очень хочу верить, что, как сказал Анатолий Георгиевич Каспржак, эта история будет регулярной. Наверное, это самое главное пожелание.

 

Татьяна Валерьевна Резниченко, первокурсница магистерской программы
«Управление образованием» ВШЭ

Сегодняшняя встреча была для меня особенно интересной, поскольку на ней присутствовали люди, которые выросли из этой программы и стали наставниками, а где-то даже основателями. И, конечно, тема того, как Лицей Высшей Школы Экономики может быть полезен в какой-то мере скопирован и тиражирован в других школах — это действительно большое поле для фантазии, для новых управленческих решений директоров, которые здесь присутствовали, особенно из других регионов. 

 

Любовь Сергеевна Быковская, первокурсница магистерской программы
«Управление образованием» ВШЭ

Было здорово увидеть, что модель Лицея Вышки находит свое продолжение. Реакция коллег, которые здесь были, говорит о том, что это интересно, есть куда развиваться. И с точки зрения магистерской программы, я однозначно что-то возьму из этой встречи: какие-то образовательные модели, которые можно переложить на мой проект. 

***

Коллеги, а как вы считаете: возможно ли масштабировать модель старшей школы, Лицея в частности? 

Предлагаем ознакомиться с электронной версией книги о Лицее: её можно найти здесь.