• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Внутри направления: о Дизайне

Направление, на котором всегда царит творческая атмосфера. Сообщество ярких, уникальных, изобретательных и креативных ребят. Рассказываем про направление «Дизайн»!

Внутри направления: о Дизайне

Дизайн — это про кого?

2014
год открытия направления
10-11
классы обучения
150+
лицеистов на направлении

Дизайнер — одна из самых востребованных современных профессий. Сегодня все больше внимания уделяется образованию и выпуску высококвалифицированных специалистов по дизайну. Задача направления — дать лицеистам знания и навыки в области дизайна, искусства, современных информационных технологий и проектной деятельности, применимые на практике и в процессе дальнейшего обучения по направлению. Ребята свободны в реализации своих задумок и идей. 

Знакомьтесь, Виола Гинтаро Жябраускайте — руководитель направления!

Собираем учебный план

На направлении углубленно изучается литература, так как хорошие результаты именно этого экзамена нужны абитуриентам при поступлении в Вышку и в большинство других вузов по специальности «Дизайн». Русский язык также изучается на углубленном уровне.

Мировая художественная культура, Исследования современной культуры — это элективы, то есть предметы по выбору (лицеисту необходимо выбрать один из предметов). Эти предметы, на первый взгляд, похожи, но по своей сути сильно отличаются. МХК — это теоретическая база по истории искусств: ребята учатся проводить искусствоведческий анализ произведений изобразительного искусства и знакомятся со всеми основными вехами его развития. Дисциплина Исследования современной культуры ориентирована больше на исследования современных социокультурных особенностей и феноменов, с использованием культурологического подхода.
*Возможны небольшие изменения в учебном плане. Следите за официальной страничкой направления на сайте Лицея. 

Элективы в учебном плане можно менять, но только в определенный момент — в Юрьев день. В 10-м классе их три, в 11-м — всего один. В Юрьев день также можно поменять направление обучения на любое другое.

Иностранный язык преподают на продвинутом уровне, как на всех других направлениях большого Лицея: можно выбрать из английского, немецкого, французского и испанского. Теория познания является обязательной дисциплиной к изучению: пары по этому предмету посещают все лицеисты 10-11-го классов. 

«Теория познания», или ТОК (от англ. Theory of knowledge), — это метапредметный курс, основной задачей которого является развитие критического мышления. На курсе рассматриваются теоретические проблемы и явления не предметно, а метапредметно. Например, в разговоре о трансформации представлений о политической жизни общества акцент делается не на самих политических процессах, а на их взаимосвязях с процессами в сферах экономики, культуры и науки.
*Подробнее о кафедре Теории познания можно прочитать в книге.

Факультетский день: почувствуй себя студентом большой Вышки

Раз в неделю лицеисты ближе знакомятся с образовательными программами Вышки. На каждом направлении ребятам предлагаются свои программы. Этот день называется Факультетским. Работа на ФД оценивается, а оценка потом идет в аттестат выпускника. Лицеисты-дизайнеры проводят его в кампусе Школы Дизайна НИУ ВШЭ. Ребята в здании университета занимаются арт-практикой, изучают историю искусств и посещают научно-исследовательские семинары.

Факультетский день или ФД (прим. ред., сленг лицеистов) — это возможность почувствовать себя студентом университета, ведь занятия проходят в корпусах Вышки вместе с преподавателями и учащимися старших курсов этого факультета. 

На Дизайне есть два варианта ФД, ориентированные на образовательные программы: Дизайн и Мода. Различие заключается в занятиях по арт-практике.

Куратор: надежное плечо, наставник и просто друг

На месте привычного классного руководителя — куратор. Он отвечает на все организационные вопросы, помогает разобраться в формальных вещах — таких, как работа электронного журнала, оформление справок. Но помимо этого с ним можно просто поболтать :) А если есть сомнения по поводу Факультетского дня или правильности выбора направления или элективных курсов, также всегда можно обратиться за помощью и советом к своему куратору. Им может быть преподаватель или любой другой работник Лицея. Куратор — это консультант во всех вопросах: он помогает осознать свой образовательный путь, выбрать методы достижения своих целей, поддерживает советом в случае непростых ситуаций, при необходимости устанавливает связи лицеиста с другими членами команды преподавателей, психологов и одноклассников.

Индивидуальная выпускная работа

Индивидуальная выпускная работа или ИВР (прим.ред., сленг лицеистов) — еще один важный опыт, который переживает каждый лицеист старшей школы. В рамках выпускной работы можно создать свой проект или написать исследование на любую тему. Ребята пишут работы на уровне университетских курсовых и дипломов. 

По статистике, большинство лицеистов на направлении в качестве выпускной работы выбирают проектную область «Дизайн», что вполне логично. Делая свой дизайн-проект, они попадают в условия, приближенные к реальной деятельности дизайнера и на практике осваивают навыки взаимодействия с заказчиком, проектирования и проведения предпроектного визуального исследования. В качестве ИВР ребята могут, например, спроектировать интерьер, разработать айдентику для бренда, придумать собственную fashion-коллекцию. Если говорить о других областях, ребята также часто выбирают исследования по культурологии, проекты в области медиа или издательском деле.

Социально-полезная деятельность: когда идеи и мечты превращаются в реальность

Ребята любят включаться в общелицейские мероприятия, присоединяются к работе Медиакоманды и ведут группу направления в ВКонтакте. Все дизайнерское сопровождение различных мероприятий внутри Лицея ребята берут часто на себя. Так, например, многие лицеисты с направления участвовали в придумывании образов для показов на одних из самых ярких лицейских мероприятий — NEO и SELF.

Внеучебная жизнь: как лицеисты проводят свободное время?

Вместе ребята не только создают проекты и организовывают тематические мероприятия, но и часто собираются своей группой на чаепития, прогулки, в поездки. Лицеисты-дизайнеры любят вылазки в город: они смотрят архитектуру, изучают интересные исторические факты и байки, заходя во дворы и переулки исторического центра. Но и окраины ребята не оставляют без внимания: там в их дискурс добавляется еще и урбанистика :)

Лицеисты бывшие и нынешние: о жизни на Дизайне