Форум «Стань выше с Вышкой!»: как это было в Лицее?
Суть «бирюзовой» модели управления организацией
Суть этой модели описана Фредериком Лалу, консультантом, партнером McKinsey и обладателем степени MBA, в его книге «Открывая организации будущего». Согласно теории Фредерика Лалу, «бирюзовой» называется организация, которая основана на принципе распределенного контролируемого управления. В ней каждый сотрудник имеет возможность участвовать во всех происходящих процессах и каждый стремится к достижению общей цели. На примере Лицея Дмитрий Ефимович Фишбейн рассмотрел ключевые элементы «бирюзовой» организации.
О распределенном управлении
Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея
Организация, которая пытается быть «бирюзовой», работает точно не по принципу иерархического управления, а скорее горизонтального и распределенного. То есть вообще, как мне кажется, идея того, что у школы или какой-то другой организации есть один лидер, который все знает, все решает, — это двадцатый век. А двадцать первый век о том, что мир очень сложный, поэтому в организации должно быть много людей, которые будут проявлять лидерство в разных сферах.
Администрация Лицея (директор и его заместители) отвечает за корректную трансляцию ценностей и соблюдение универсальных правил. Общелицейские институциональные практики обеспечивают работу учреждения как единой организации, однако каждое направление имеет свои особенности, которые необходимо учитывать. Чтобы обеспечить разнообразие предметов и сохранить специфику направлений, появились руководители направлений и заведующие кафедрами. Они выстраивают систему работы преподавателей с учетом особенностей отдельных групп лицеистов.
О возможном развитии и росте
Преподаватели и сотрудники Лицея имеют возможность участвовать в различных проектах: кураторство или сопровождение лицеистов в рамках индивидуальной выпускной работы, например. Также всегда можно создать еще не существующий проект — инициативы всегда приветствуются.
Дмитрий Ефимович Фишбейн
В моем понимании, идея бирюзовости в основном в том, чтобы давать людям возможность на своем рабочем месте принимать какие-то решения самостоятельно, по сути выращивая в них лидерскую историю.
О кураторстве
Поскольку в 10-11 классах возникает индивидуальный учебный план в рамках направления обучения, по сути разрушается понятие класса: «русский и литература у меня с одними, математика — с другими». Тогда направление обучения (например, направление Гуманитарные науки, на котором учатся 125 человек) делится на кураторские группы по 20-25 человек. За каждой такой группой закрепляется куратор. Он отличается от классного руководителя: его задача заключается не в создании коллектива, а в индивидуальном сопровождении этих 25 человек.
Дмитрий Ефимович Фишбейн
Когда ребенок приходит в Лицей и узнает, что здесь он может поменять свой учебный план, направление обучения; определяется с факультетским днем и программой; решает, участвовать ему в грантовом конкурсе или нет; пытается разобраться, в какой проект записаться — для всего этого нужен человек, с которым можно будет просто поговорить, посоветоваться и обсудить все то, что ему непонятно.
О детях: взросление, ответственность и сопровождение взрослыми
Говоря об организации среднего образования, нельзя не затронуть тему детей и взросления. Ведь цель общая — выпустить ребенка не только с багажом знаний, но и с умением самостоятельно принимать решения. Помогают в этом взрослые: кураторы, преподаватели и другие сотрудники Лицея. Например, каждый лицеист в рамках Юрьева дня может изменить свой учебный план или поменять направление обучения.
Дмитрий Ефимович Фишбейн
За любым выбором следует ответственность. Взросление не происходит без проб и ошибок. Мы три года назад, кажется, посчитали количество перевыборов, которые были у ребят в Юрьевы дни. 725 человек за 2 года — кто-то ноль, а кто-то много, — сделали 440 «перевыборов». И нам кажется нормальным и правильным, когда ребенок в 15 лет в конце 9-го класса не знает, кем хочет быть.
Лицеист учится отстаивать свою позицию, принимать решения и расставлять приоритеты, учась по своеобразной системе оценивания с накопительной формулой.
Дмитрий Ефимович Фишбейн
Такая система увеличивает власть ребенка и уменьшает власть учителя.
Для чего была организована встреча?
Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея
Мне кажется важным и правильным приглашать разных людей из образовательной сферы и обмениваться с ними опытом. То, что было сегодня, — это, с одной стороны, история о том, как Вышка и Лицей показывают, что они делают вместе, а с другой стороны, явный интерес извне к этому. При этом считаю не менее важным по окончании форума придумывать какие-то практико-ориентированные «послевкусия». Мало просто пообщаться и обменяться опытом. Желательно потом пойти в реальные совместные проекты. Мне кажется, если появятся школы, которым станет интересна модель Лицея и возможность ее перенесения в каких-то аспектах, и не просто интересна, а они будут готовы как-то изменить себя и свою структуру под показавшуюся им, предположим, более инновационную историю, тогда, я считаю, форум точно удался для всех.