• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

4 вопроса новому руководителю Матинфо Юрию Быкову

Мы поговорили с новым руководителем направления о запланированных нововведениях, отличии от других специализаций лицея с высоким уровнем математики, а так же о том, что позволит Матинфо конкурировать с сильнейшими физматшколами Москвы.

 


Юрий Быков окончил специалитет Московского института электроники и математики (с 2012 года присоединен к НИУ ВШЭ и является ее инженерным крылом), параллельно обучаясь в Московском независимом университете. Затем — магистратуру математического факультета НИУ ВШЭ. Преподавал математику студентам МГТУ им. Баумана. В лицее работает с 2013 года, в том числе и куратором на направлении «Экономика и математика» (Матэк). В начале декабря выиграл конкурс на нового руководителя направления «Математика, информатика и инженерия» (Матинфо).

Почему со следующего года направление будет переименовано в «Информатика, математика и инженерия»?

Название —  элемент самоидентификации. Кто мы? Чем отличаемся от Матэка и нового направления «Математика»? Матэк и Матинфо похожие направления в плане математической нагрузки — близки учебные программы. Но мы, при высоком уровне математики, будем ориентировать детей на навыки, связанные с IT и инженерией. Акцент на программировании, инженерии означает, что выпускники смогут идти не только в математику, но и в IT, инженерные специальности.

У нас сильные преподаватели математики, многие из них работали в Вышке или других вузах. Но наше основное направление инженерное, поэтому на этапе факультетского дня мы ориентируемся скорее на профильные факультеты НИУ ВШЭ: компьютерных наук (ФКН), бизнес-информатики, МИЭМ.В следующем учебном году запланирован запуск инженерной лаборатории. В ней лицеисты смогут развивать практические навыки, готовиться к JuniorSkills (международные презентационные соревнования). Это естественный вектор развития для инженера и современный тренд, на который мы ориентируемся.

Инженерное направление становится все более востребованным, даже если судить по публикациям в СМИ. У инженеров не было проблем с трудоустройством и 5 лет назад, когда я работал в Бауманке на факультете энергетического машиностроения. Из моих бывших студентов кто-то собирает самолеты, одна выпускница работает в концерне Renault во Франции. Сейчас таких возможностей стало еще больше, не говоря уже о востребованности IT-специалистов среди работодателей.

Как изменится работа с профильными факультетами ВШЭ?

Наши профильные подразделения ВШЭ: ФКН, МИЭМ, бизнес-информатики, матфак, образовательная программа «Компьютерная лингвистика». Ребята делают выбор по факультетскому дню, и, как показывает практика, факультет компьютерных наук, самый желанный. Буквально на днях получили обратную связь от ФКН по факультетскому дню: мне сказал, что в этом году наши лицеисты гораздо сильнее, чем в прошлом. Это было неожиданно и приятно. МИЭМ несколько менее популярен. Хотя я знаю, что там есть новые современные лаборатории, которые могут вызвать большой интерес у ребят: лаборатория интеллектуальных систем управления и робототехники, лаборатория 3D-визуализации и компьютерной графики. Я думаю, мы будем работать над  форматом факультетского дня. Инженерное направление Вышки необходимо подтягивать. В том числе, налаживая связи с МИЭМ.

Факультет математики, магистратуру которого я окончил, ставит очень  высокую планку для абитуриентов. Они могут себе позволить на нас не ориентироваться, собирать сливки с  57-й школы, 179-й школы и других сильных матшкол. Это их основной контингент. Поэтому здесь мы должны показать конкурентоспособный уровень и делаем шаги в этом направлении: ведем факультативы и олимпиадные кружки, работаем с девятиклассниками. На Матэке, с которого я перешел, есть ребята, поступившие в Российскую экономическую школу (РЭШ) — там очень высокий уровень математики. Их не очень много, но, скорее всего, они смогли бы учиться и на ФКН или матфаке Вышки, судя по уровню математической подготовки. Я согласен, что пока нам тяжеловато конкурировать. Опять же, большие надежды я возлагаю на девятиклассников. Это лишний год, когда педагоги могут поработать с лицеистами. Надеюсь, он принесет плоды.

Как вы планируете развивать направление?

У Матинфо, несмотря на то, что многое можно развивать, уже есть ряд плюсов. При поступлении можно выбрать основное и резервное направление и очень многие абитуриенты указывали его как предпочтительное. Приятно, что нас выбирают не по остаточному принципу. Это хороший показатель — ребята знают, что хотят попасть именно сюда. Такая заинтересованность повышает спрос на олимпиадное программирование среди лицеистов, другие факультативы.

Существует классический соревновательный формат физматшкол, когда ребята объединяются в команды и решают задачки на скорость. У программистов есть свой аналог таких соревнований — хакатон. В этих факультативных боях  принимает участие большое количество лицеистов, значит это им интересно, они готовы в этом развиваться. Мы планируем делать такие состязания регулярными, а потом приглашать на них участников других сильных школ. С одной стороны, это возможность посмотреть на других и показать свои результаты, такая проба сил. С другой — здесь есть хорошая пиар-составляющая. Ведь одно дело, если о нас будут говорить просто «лицей при НИУ ВШЭ», другое — «лицей  при НИУ ВШЭ, в котором мы выиграли/проиграли в матбоях». Это повысит узнаваемость. Поэтому в ближайшие игры мы отладим организационные моменты и будем выходить на межшкольный уровень. Моя задача сделать этот классический  формат масштабным и регулярным.

Как обстоят дела с кураторством и внеучебной деятельностью на направлении?

Еще одна хорошая традиция физматшкол — это проведение математических соревнований. На направлениях, связанных с математикой,  учителя не только в поездки с детьми ездят — что, безусловно, важно. Но и проводят матбои, математическую регату, хакатоны, экскурсии. Это хорошее индивидуальное сопровождение детей, когда куратор все время что-то по своей инициативе придумывает. Например, мы ежегодно проводим выезд детей на летнюю школу математического факультета в Черноголовке. У наших преподавателей единое информационное пространство по темам математики и программирования, из которого мы узнаем, что происходит, обсуждаем и по возможности участвуем.

То, что кураторы все хорошо между собой общаются — на мой взгляд, далеко не самая последняя вещь. Для нас многое значит оперативность, особенно когда речь об организационных вопросах. Если детей нужно поставить в известность очень быстро, и куратор может оперативно донести информацию — это значит, у него налажена коммуникация с его группой. Ведь претензии со стороны родителей связаны обычно как раз с тем, что ребенок что-то вовремя не узнал и не сделал. Поэтому это большой плюс.

Мы еще будем знакомиться, но в целом, по моим впечателния, ребята очень живые и общительные. Кого-то я уже знаю по летним практикам по ОБЖ, когда мы ездили в город Теберда Карачаево-Черкесской Республики и жили там на территории заповедника, среди красивой природы. Многие мероприятия лицеисты генерируют сами. Когда от меня требуется только материально-техническое  обеспечение, а дальше я прихожу в актовый зал и принимаю участие, например, в математической викторине. Многие из них участвуют в Совете лицеистов, в Волонтёрском движении и других активностях лицея. Я знаю кучу групп в социальных сетях с мемами Матинфо. Кроме шуток, это дает некую обратную связь. Не всегда там, к сожалению, форма корректная, но какие-то мысли есть, и они понятны.