Лицей — это... твоя первая лаборатория!
Обучение в Лицее — это больше, чем обычные пары и контрольные работы. Практикумы, факультативы и элективы — занятия на них помогают лицеистам превращать полученные теоретические знания в реальные навыки и получать полезный опыт в различных сферах.
Сегодня мы предлагаем познакомиться с практической стороной обучения по направлению STEM!
STEM (сокр. от Science, Technology, Engineering and Mathematic) — это модель, объединяющая естественные науки и инженерные предметы в единую систему. В Лицее эта модель используется на направлениях, имеющих технический и естественнонаучный уклоны.
О том, как проходят практические занятия на трёх направлениях — «Естественные науки и психология», «Математика и физика» и «Информатика, инженерия и математика», — рассказываем в этой публикации. Поехали!
«Естественные науки и психология»: больше лабораторий, больше экспериментов
На направлении все профильные предметы — химия, биология, география, психология (10-11 класс) и биология и химия (8-9), — которые изучают ребята на направлении, сочетают в себе теорию и практику.
Валентина Павловна Бородулина, руководитель направления «Естественные науки и психология»
Блоки теории подкрепляются отработками на практикумах и в лаборатории. Сложно представить изучение объектов и явлений исключительно по учебникам, не так ли? Кажется, это уже что-то из разряда невозможного! Именно поэтому работа в химической лаборатории, биологические практикумы и групповые задания по психологии — это полноценная часть учебного процесса ЕНиП, и это всё ждет лицеистов только на нашем направлении.
В 2020 году в Лицее появилась настоящая химическая лаборатория, в которой ребята своими руками проводят синтезы, а также могут сами предложить идеи для экспериментов. Также лицеистам с ЕНиП доступна биологическая аудитория с современными микроскопами и, конечно, запущенная в этом году биологическая лаборатория, в которой есть все необходимое оборудование для практикумов и самостоятельных исследований.
Но и это еще не все! На направлении проходят олимпиадные факультативы, которые невозможно представить без практической части, а специально для 8-ых и 9-ых классов специализации «Естественные науки» был разработан элективный курс «Естественно-научный эксперимент», в рамках которого ребята постигают азы научной деятельности, постановки эксперимента и обработки данных.
«Математика и физика»: теория + практика = результат
На направлении стараются сочетать базовые основы теоретической и практической подготовки. Углубленно изучаются основные законы физики и их применение в задачах, проводятся классические и олимпиадные эксперименты на углубление знаний в конкретной области, а также познаются принципы работы различных приборов, которые встречаются в большой науке и в быту.

Кроме того, «Математика и физика» известна различными факультативами и элективами, на которых учащиеся могут выполнять более сложные практические работы и даже паять собственные микросхемы!
Немало внимания уделяется, конечно же, практикумам, которые позволяют качественнее погружаться в сложные темы. Например, на занятиях физического практикума лицеисты проверяют теоретические модели, изученные на семинарах, экспериментальными методами. Первостепенная цель — убедиться в достоверности изученной физической закономерности, а после этого найти отклонения опытных данных с теорией и объяснять их с помощью методов обработки результатов измерений. Однако не всё удаётся описать известными нам методами — это рождает исследовательский вопрос, который часто превращается или в новую практическую работу, или даже в тему для ИВР!

Как правило, за одну пару лицеисты успевают подобрать метод и сделать прямые измерения, а уже дома выполняют расчет лабораторной работы. Уже на следующем занятии их ожидает защита работы перед преподавателем.
Каждый раз у ребят есть выбор из нескольких практических работ, которые они могут выполнить, — можно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, развить свой интерес и углубить знания в понравившихся разделах физики.
Например, в этом году лицеистка группы 10м, Варвара Савинкова, в процессе выполнения работы по определению скорости движения катушки с намотанной ниткой, заинтересовалась темой вращательного движения твердых тел и выбрала своей темой для ИВР «Определение лучших аппроксимацией момента инерции для игрушек йо-йо и спиннер».
«Информатика, инженерия и математика»: покоряем IT-индустрии
На Матинфо основное внимание уделяется приобретению конкретных навыков, которые будут полезны ребятам в будущем как в вузе, так и на работе. Конечно, теоретические занятия на «Информатике, инженерии и математике» помогают также готовиться к ЕГЭ и дают знания, которые затем успешно применяются на реальной жизни.
Отличительная особенность направления — расширенные элективы (2 пары по 2 академических часа), сочетающие в себе многие направления, по которым работают сегодня в IТ-индустрии. Лицеисты могут выбрать элективы по основам анализа данных и ИИ, по веб- и мобильной разработке, по алгоритмам и структурам данных и даже по инженерии. Электив по основам анализа данных и ИИ в этом году разделился на 3 подгруппы: машинное обучение, анализ данных и группа для тех, кто только делает первые шаги в этих областях. Все элективы ведут преподаватели, имеющие непосредственный опыт в индустрии.
Александр Александрович Купцов, руководитель направления «Информатика, инженерия и математика»
Содержание предметов нашего нового учебного плана подталкивает ребят всё-таки больше к тому, чтобы они делали проекты, прежде всего, в области IT. Но должен сказать, что у нас довольно высокие требования: мы допускаем до защиты полнофункциональные приложения или веб-сервисы и всю работу ребята должны проделать самостоятельно. Для выполнения проектов они могут воспользоваться навыками, которые мы даем на элективах по мобильной и веб-разработке, а также на занятиях в рамках Факультетского дня (ФКН и Т-Банк в первую очередь).
Факультативы дополняются элективами: на «Математике, информатике и инженерии» есть занятия по олимпиадному программированию и по подготовке к ЕГЭ по информатике, курсы по анализу данных. Кажется, что это повторяет учебный план, однако на факультатив по анализу данных ходят ребята и с других направлений, а также одиннадцатиклассники Матинфо, у которых этот предмет заканчивается в конце первого полугодия и которые занимались еще по двухчасовой программе.
В целом, учебный план направления одновременно очень вариативен и очень логичен: его можно выстроить так, чтобы уделить время какой-то области на углубленном уровне и участвовать в соответствующих олимпиадах, соревнованиях и конкурсах, при этом «заходя» и в другие направления.