Лицей и Саммерхилл: школы, у которых гораздо больше общего, чем кажется
Уже 11 лет осень становится для Лицея особым сезоном: в это время в его двери входят десятки новых учеников — «начинающих» лицеистов, которым только предстоит познакомиться с Лицеем, его правилами, особенностями и возможностями. Этот путь ежегодно проходят не только ученики, но и сотрудники, — мыслями об этом делится Анастасия Михайловна Жбанова.
Анастасия Михайловна Жбанова, преподаватель русского языка и литературы на направлении «Футуритет»
В Лицее я уже три года: два из них в роли лицеиста, всего один (но очень насыщенный!) — в роли преподавателя. Между этими периодами была большая Вышка и мечта учить в Лицее, так что мысленно я здесь все семь лет.
Сейчас преподаю русский и литературу девятиклассникам, и я бы даже назвала этот процесс творением. Мне кажется, мы вместе с лицеистами постоянно открываем что-то новое: тексты, интерпретации, эмоции. А после занятий иду в преподавательский клуб созидать вместе с коллегами.
Хотя я и не успеваю использовать все возможности Лицея, мне очень важна наша атмосфера, которая позволяет профессиональному и человеческому крепко переплетаться. Лицей для меня — это сцена искреннего, живого взаимотворчества лицеистов и преподавателей. Это пространство, которое всегда за твои новые идеи и за тебя настоящего.
Конечно, чаще всего мы, люди Лицея, говорим о свободе. И за тридевять земель есть Саммерхилл, где тоже только о ней и говорят. Но вот одинаково ли мы понимаем свободу? Какие формы она принимает? Вдруг ещё большая свобода может сковать лицеиста по рукам и ногам?
Сейчас, в октябре, когда первый адаптационный месяц уже позади, образ Лицея становится для наших «новых» лицеистов всё ярче. Мы предлагаем к прочтению эссе Анастасии Михайловны, в котором она попыталась ответить на свои вопросы о свободе, сравнив Лицей и Саммерхилл.
Вышкинская ворона на острове Развлечений: лицеист — в Саммерхилл?
Представим, что лицеист больше не в силах выдерживать многочисленные констатирующие, дедлайны по модульным работам и участие в социально-полезной деятельности. Спать по три часа в день больше не для него: хочется хорошенько отоспаться и наиграться. И тут подобно тому, как было в любимом «Незнайке», на глаза попадается реклама... школы Саммерхилл, и благо, что она чуть ближе лунного острова Развлечений. Предположим, у лицеиста есть желание, деньги и привыкшие к самостоятельности ребенка родители — можно двинуться в Англию. Однако всё не так просто. Ученик, не лишённый критического мышления, сначала должен разведать обстановку: сильно ли лицейская атмосфера отличается от саммерхилльской?
О родном Лицее ученик знал не понаслышке, но всё же, как настоящий исследователь, решил прочесть пару научных работ. И вот перед ним коллективная монография «Новая российская школа: предуниверсарии». Оказывается, Лицей — самая крупная старшая школа России по количеству учеников, и все — старшекласснику это польстило — мотивированные, высокоинтеллектуальные: прошли конкурс от пяти до семи человек на место [5, С. 11–12]. Согласно авторам монографии, «в малом коллективе <...> у молодого человека меньше шансов из индивида, включённого в малой школе в заданную, давно сложившуюся систему отношений, превратиться в личность. Замысловатое переплетение <...> отношений людей в большой школе дает шанс на формирование человека, не похожего на других» [5, С. 13]. О таком лицеист никогда не думал, потому решил вернуться к этой идее в ближайшем будущем. Учащийся Лицея характеризуется здесь как «образовательный авантюрист»: юный, амбициозный, хорошо подготовленный, предрасположенный к риску и готовый взять на себя ответственность влиять на свое образование в рамках правила «свобода в обмен на обязательства» [5, С. 16]. Наш герой молча согласился: проспав в клубе лицеистов очередную физкультуру, он лишился заветного автомата. В Лицее все равны, и это способствует быстрой адаптации в дальнейшем. О пространстве образовательного учреждения здания говорят лучше, чем авторы монографии. Нужно подчеркнуть одно: это не только пространство физическое, но и интеллектуальное. Каждый из лицеистов формирует атмосферу своего направления, а каждое направление — атмосферу здания. Границы преодолимы во время «Юрьевых дней», а оставшиеся вопросы разрешаются при помощи чудесного сайта [3]. Значение итоговой выпускной работы подробно раскрывается в другой статье [1, С. 13–18]. Оказывается, научная актуальность для ИВР не так уж важна!
Опешив, лицеист решил переключиться на другой вид деятельности и раскрыл книгу А. Нилла «Саммерхилл — воспитание свободой». Что больше всего впечатлило ? Сетования автора по поводу того, что «обучение в школе очень мало связано с жизнью за ее пределами» [4, С. 3] и установка на воспитание «в счастье» [4, С. 6], полное отсутствие страха перед взрослыми [4, С. 11]. Что уж там, есть даже целый раздел о личных уроках в Саммерхилле — душевных разговорах у камина [4, С. 26–32], всем бы такие психологические сеансы! Ещё один неоспоримый плюс для прогрессивного лицеиста — отсутствие предубеждений насчёт совместного проживания мальчиков и девочек, юношей и девушек. Хоть кто-то понимает, что, если не превращать взаимодействие между полами в запретный плод, он перестанет быть запретным. «Школьное образование должно быть совместным, потому что жизнь совместна» [4, C. 40] — золотые слова, так что даже сам интернатный тип обучения нацелен на подготовку к существованию в реальном обществе, а не способствует возведению формальных границ между людьми. Что еще лицеист записал в плюсы? Конечно, саммерхилльский театр! Ученик уже несколько месяцев состоял в труппе «Бургундский отель» Елены Витольдовны Мирецкой, потому ему важно было найти аналогичную площадку для самореализации.
Разумеется, лицеист прочёл ещё пару исследований о чудесной школе. Среди них статья А. Богдановой о самоопределении саммерхильцев. Особенно близкой оказалась идея о том, что альтернативное образование основывается на теории «естественного человека» Ж.-Ж. Руссо [2, С. 23]: и на литературе, и на истории обсуждали, а оказалось, что подобное действительно приложимо к жизни! Автор статьи также провел интервью с девятью выпускниками школы, из которых все, кроме одного, были рады учиться в Саммерхилле [2, С. 26] — хороший знак. Наконец, выяснилось, что некоторые ученики узнали о школе, ознакомившись с фильмом.
«Школа «Саммерхилл» британского режиссера Джона Иста [6] подтвердила всё, что вычитал лицеист. Необязательные занятия, уютное жилье, собрания, игры, театральные выступления (да на какие вызывающие темы!), дружеские отношения со взрослыми, прекрасные деревья, на которые можно залезть. Правда, скривило от написания некролога самому себе, но, возможно, следует проще относиться к смерти, не вдаваться в экзистенциализм.
После добросовестного ознакомления с источниками лицеист понял, что пора переходить к обобщению. Он заварил себе чашечку кофе, открыл гугл-док и принялся оформлять сопоставительную таблицу на основании известной ему информации. Вот что получилось в итоге:
Исходя из составленной таблицы, лицеист понял, что в обоих учебных заведениях важными оказываются установка на развитие у учащихся самостоятельности (в первую очередь — умения регулировать своё время), взаимное уважение учеников и преподавателей, возможности для самовыражения в академической или творческой деятельности. Нет скудоумию и излишней бюрократии — похвально! Но есть и значимые различия. В Саммерхилле можно не учиться вовсе и чуть ли не сызнова формировать учебную среду, что в большом Лицее невозможно. Лицеист подумал о том, что это однозначный недостаток родного учебного заведения — теряться на фоне тысяч ярких лиц. Ученик уже хотел было паковать чемоданы и отправляться на остров Развлечений, как вдруг понял, что энтузиазм сыграл с ним злую шутку. Что же заставило нашего героя спуститься с небес н землю?
Если в Лицее ты можешь гордиться своими академическими успехами, то в Саммерхилле вероятнее оценят не твою способность решать уравнения, а мастерство в изготовлении какого-нибудь деревянного ялика. О, ремесло! Лицеист уже давно привык к искусству. Он каждодневно шевелит извилинами, но руками ничего не делал вот уже несколько лет: в средней школе решил раз и навсегда сбежать от труда, где его преследовала несправедливая, но честная четверка. Поёжился. «Ну уж нет, с отчислением повременю... а информацию про Саммерхилл припасу для ИВР — не пропадать же добру!» — подумал лицеист и подмигнул плюшевой вороне.
Список использованных источников и литературы
Дополнительная литература по теме
— «Лицей НИУ ВШЭ. Десятилетний опыт и возможности масштабирования» (под редакцией Д.Е.Фишбейна, 2022);
— «Новая российская школа: предуниверсарии» (под редакцией А.Г.Каспржака, 2023);
За идею и помощь в подготовке публикации благодарим Алексея Яковлевича Орловского, руководителя направления «Юриспруденция» Лицея НИУ ВШЭ.