• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Кто умеет анализировать информацию — тот владеет миром! Как прошла олимпиада «Ступени»?

«Ступени» — метапредметная олимпиада по исследовательской деятельности. Здесь оцениваются навыки и умения, составляющие исследовательскую компетенцию. Рассказываем и показываем, как прошла олимпиада в этом году.

Кто умеет анализировать информацию — тот владеет миром! Как прошла олимпиада «Ступени»?

В 2022-2023 учебном году в олимпиаде «Ступени» можно было принять участие в двух номинациях: 7-9 и 10-11 классы. Все проходило в два этапа: отборочный и заключительный. Заключительный этап прошел очно 2 марта в стенах Лицея только для учеников 7-9 классов. 

Татьяна Николаевна Шутова, преподаватель теории познания в Лицее, организатор олимпиады «Ступени»  

В этом году я впервые занялась организацией Олимпиады «Ступени»: это оказалась очень интересная и мотивирующая во всех смыслах работа. Тем более в компании таких чудесных коллег! Было ужасно весело, но так же сложно и интенсивно. 

Почему я взялась за эту работу? Мне действительно кажется, что сама олимпиада подталкивает ее участников к тому, чтобы больше знать, больше видеть в окружающем мире, удивляться ему, исследовать его, причем в самых разных аспектах. Здесь речь идет о каких-то таких больших умениях, которые позволяют вообще рефлексировать о мире — это с одной стороны. А с другой стороны, речь идет о специальных умениях, которые уже присущи настоящим исследователям. В этом смысле, мне кажется, название олимпиады «Ступени» очень удачно, потому что оно отражает только ту малую часть, которую может проделать учащийся любой школы России на пути к тому, чтобы стать крупным исследователем. 

Означает ли это то, что наши участники — обязательно будущие ученые? Конечно, нет! Не всем впоследствии будет хотеться заниматься разработкой масштабных фундаментальных или прикладных исследований в любых в любых науках. Наверное, речь идет о том, что вообще в нашем мире сейчас крайне важно обладать такими навыками. Это и про критическое мышление, и про те научные методы, которые мы можем использовать для проверки информации, и про то, как строить адекватные суждения по поводу этой информации или любых явлений окружающего мира. В общем, речь идет об одних из самых полезных навыков, которыми, кажется, должен обладать взрослый грамотный человек.

Я крайне рада, что прикоснулась к организации такого крупного события — будем называть это событием, потому что оно включает в себя и определенные мероприятия, и саму подготовку, разработку интересных заданий. Касательно мероприятия, например, мы в этом году встретились с учащимися и родителями самых разных школ России — это было ужасно приятно: олимпиада теперь и географически расширяется! Крайне важно и полезно знать, находясь в Москве, что мы не одни, вся Россия и участники из других школ тоже есть. Потрясающе, что есть такой интерес и к нам, и к самому предмету олимпиады. Здорово, что такие важные умения, которые проверяют «Ступени», интересуют учащихся со всей России. Я хочу порекомендовать участникам олимпиады этого года участвовать и в следующем году, а одиннадцатиклассникам — не бросать свой путь исследователя и исследовать этот мир и дальше.

Ищите себя в альбоме с очного этапа олимпиады

«Ступени» собрали в Лицее сразу несколько городов: на очный этап олимпиады приехали ребята из Владимира, Волгограда и Волгоградской области, Вологды, Владивостока, Владимира, Воронежа, Екатеринбурга, Казани, Кирова, Москвы и Московской области, Мурманской и Нижегородской областей, Новосибирска, Омска, Орловской и Пензенской областей, Пермского края, Санкт-Петербурга, Сочи, Элисты, Южно-Сахалинска, Ярославля.

Всего было 145 участников, и это не считая родителей, которые также пришли, чтобы поддержать ребят :) А 86 человек 10–11 классов присоединились онлайн и решали задания дистанционно.


Екатерина Алексеевна Проценюк, преподаватель словесности в Лицее, эксперт олимпиады «Ступени»

Безумно радостно вернуться в очный формат, пусть и частично. Было очень приятно увидеть горящие глаза детей, которые выходили после олимпиады, обсуждали с нами задания и обсуждали их между собой, активно принимали участие в разборе. Это очень важно для нас, для составителей, потому что всегда интересно, как задания, над которыми мы трудимся, воспринимаются непосредственно участниками, для которых мы стараемся. Олимпиада не проходила очно уже два года, так что возвращение в очный формат было действительно долгожданным!

В «Ступенях» я занимаюсь составлением заданий и, наверное, самое интересное и самое сложное в моей работе — это поиск материала для самих заданий, в том числе полных текстов для рецензирования для заключительного этапа олимпиады. То есть за время подготовки заданий мы просматриваем очень много материала и думаем, что именно подойдет для какого-то конкретного задания, пытаемся найти такие тексты и фрагменты, которые сможем взять целиком без каких-то изменений, чтобы показать, какие на самом деле бывают исследования, темы, гипотезы.

Передаем слово победителям олимпиады:


Антон Александрович Моручков, преподаватель биологии в Лицее, эксперт олимпиады «Ступени»  

Мне всегда интересно участвовать в этой олимпиаде в разных статусах. Необычные задания, не требующие большой знаниевой подготовки, но проверяющие исследовательские скиллы у ребят, — это очень интересная и полезная затея. В этот раз неожиданностью, которая оказалась весьма приятной, стало привлечение родителей во время олимпиады. Денис Сергеевич Подкопаев и я провели небольшое интерактивное исследование самих родителей, и хотя каким-то образом при подготовке опроса я умудрился удалить вариант ответа «отец» при выборе степени родства, получилось вроде бы живо и доброжелательно :) Очень классным результатом было то, что многие родители готовы включаться в жизнь школы в разных форматах: заинтересовал родителей, например, формат съемки видеороликов для ребят: мы это не пробовали сами, но теперь надо бы попробовать :) 

Спасибо большое организаторам олимпиады за приглашение!

Денис Викторович Горбачев, преподаватель английского в Лицее, эксперт олимпиады «Ступени»   

Я должен сразу обозначить, что в Лицее я первый год и, соответственно, первый раз принимал участие в составлении заданий для Олимпиады «Ступени». Меня искренне заинтересовала возможность поучаствовать в этом, так как одно дело — составлять упражнения исключительно по своему предмету, другое — на проверку навыков самого мышления. Работая в образовании уже какое-то время, я понимаю, что решения именно таких задач не хватает учащимся, поэтому внес свою скромную лепту.

Работа над заданиями для «Ступеней» была сложной, ведь каждый составитель предлагал решить внесенное им упражнение своим коллегам и уже вместе велось детальное обсуждение, насколько корректно составлено задание, верно ли сформулированы ответы, — и так происходило абсолютно с каждой задачей.

На этапе проверки, главное, что попросту шокировало меня — уровень участников. Не поймите неправильно, я не хочу данным утверждением кого-либо принизить, скорее наоборот — хвалить и восторгаться. Я и не ожидал, что ребята настолько серьезно и осознанно подойдут к решению олимпиады и был поражен уровнем учащихся.

Что касается моей роли, как уже и говорил до этого, на этапе составления заданий я был крайне рад тому, что мог действительно поучаствовать в такой деятельности, где требовалось, по сути, полностью задействовать все свои академические навыки. На этапе организации я был удивлен тому, насколько слаженно и непринужденно все прошло, как будто и организаторы, и участники действовали по одному плану, и никто не хотел от него отходить. А главное — все получили от этого удовольствие.

Подводя итог, могу сказать, что за все время моего участия в олимпиаде «Ступени» я смог, во-первых, бросить себе интеллектуальный вызов; во-вторых, насладиться работой с великолепными коллегами и, в-третьих, искренне порадоваться за уровень учащихся нашей страны.


Дарья Владимировна Иванова, главный технический специалист олимпиады «Ступени»  

Меня позвали в оргкомитет олимпиады «Ступени» в 2019 году, накануне эпидемии коронавируса, и это был интересный и ценный опыт. Вместо запланированной должности организатора очного и заочного этапов (читай: в основном бумажной работы) мне пришлось быстро перестроиться на полностью дистанционное проведение Олимпиады и перераспределить задачи внутри рабочей группы. С тех пор и по сегодняшний день в «Ступенях» я выполняю роль технического специалиста: отвечаю за проведение отборочного этапа для номинаций и заключительного этапа для 10-11-х классов на платформе; слежу за регистрацией, вношу задания, осуществляю рассылки. Не могу устоять в стороне и при обсуждении заданий: вместе с составителями прорешиваю Олимпиаду глазами ребенка. Во-первых, это безумно интересно и местами очень сложно; во-вторых, это помогает мне сориентироваться в типе заданий и ответов и представить их на платформе в наиболее удобной и понятной форме, совмещаю приятное с полезным. 

Со своей стороны, всем участникам хочу напомнить о необходимости соблюдать сроки регистрации на Олимпиаду, внимательно читать инструкции накануне испытаний, проходить пробные тестирования: каждый год мы сталкиваемся с необходимостью отказывать в участии или, что еще обиднее, аннуляцией результатов тех ребят, которые нарушили правила. При соблюдении всех формальных условий и должной подготовке шансы на победу очень велики. Я всегда радуюсь, когда вижу участников прошлых лет и их результаты. Шаг за шагом, и ты на Олимпе с заветными дополнительными баллами для поступления в Лицей или большую Вышку!

Торжественная церемония награждения победителей прошла в Культурном центре большой Вышки на втором дне конференции «Наука с тысячью лиц»

 

***

Благодарим коллег за вовлеченность, а участников — за участие :)
Будем ждать вас в следующем году!