• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Как кураторы в «16/25» играли: настольная игра Лицея в действии

Кураторы развивали своих персонажей, справлялись с препятствиями, а потом делились впечатлениями и обсуждали с авторами «16/25» роль игры во взаимодействии с кураторской группой. Зачем игра куратору и как будет развиваться «16/25» дальше?

Как кураторы в «16/25» играли: настольная игра Лицея в действии

16/25: инструкция по применению

«16/25» — это первая настольная игра про Лицей. За час игры можно прожить 10 лет: Лицей, университет и взрослую жизнь. В игре все как в настоящей жизни: каждый год подкидывает новые возможности и препятствия, проходя которые каждый игрок получает опыт и переходит на следующий этап своей жизни.

Семинар кураторов по игре «16/25»
Семинар кураторов по игре «16/25»
Фотографии Аделии Гусейновой

Недавно создатели игры провели семинар для кураторов. Коллеги разбирались в правилах «16/25», пытались самостоятельно пройти все этапы, а после — делились впечатлениями и обсуждали роль игры во взаимодействии кураторов с лицеистами. 

Быть куратором — это…

Рассказывает Рустам Фаильевич Байбурин, один из создателей игры

Куратор группы — наверное, один из наиболее значимых для лицеиста взрослых. Куратор одновременно является и точкой входа по всем вопросам, и профессиональным диспетчером информационных потоков, и вдохновителем, и мотиватором, и тем, кто умеет слушать, и тем, кто создает условия для дружеских отношений внутри группы. Но есть и еще одна значимая роль куратора — помогать лицеистам лучше понимать свои собственные цели и задачи в учебе и жизни. Чтобы эту роль удавалось реализовывать успешно, конечно, нужно владеть определенными тьюторскими методиками. Но есть и базовые условия, без которых индивидуальное сопровождение невозможно. Например, куратор должен «знать» своих подопечных. Не только по имени или по оценкам в журнале, но и по ценностным установкам, ожиданиям от Лицея, планам на будущее, личным интересам, приоритетам в жизни и так далее. Скажем прямо, это не самая простая задача. И наше приглашение для кураторов научиться пользоваться игрой «16/25» как раз направлено на возможность не только хорошо затем проводить время с ребятами своей группы, но и лучше их узнавать. А значит — более индивидуально строить общение, давать более персональные советы и рекомендации, задавать более точные вопросы на развитие, то есть становиться еще лучшим куратором!

P.S. Недавно мы задумались о проведении конкурса, в котором внимание будет уделено как раз тому, насколько хорошо куратор знаком со своей группой. Пока это ещё только планы, и мы будем рады обратной связи от коллег по поводу того, что с их точки зрения наиболее важно знать о своих учениках для кураторской работы.

Чек-лист для куратора

Рассказывает Антон Александрович Моручков, один из создателей игры

Идея чек-листа вполне простая. Во время игры в «16/25» у модератора много игровых задач. Надо постоянно фиксировать происходящее в протоколе, обсуждать карточки, считать опыт и так далее. Поэтому постоянно фиксировать в голове наблюдения за ребятами сложно, но мы считаем это важной задачей. Поэтому, чтобы облегчить куратору задачу фиксации наблюдений, решили сделать небольшой чек-лист, в котором по каждому участнику игры можно ставить галочки напротив той или иной формулировки.

Некоторые примеры наблюдений, которые мы поместили в чек-лист:

Стремление к успеху | Избегание неудач

○Рискованные действия | ○Отсутствие риска

Одна стратегия на игру | ○Использование разных стратегий, поиск альтернатив

Увлеченно играет | ○Не проявляет интереса к игре

Активно коммуницирует | ○Действует самостоятельно

Конечно, заранее предусмотреть все ситуации — задача нереализуемая. Мы попытались выделить несколько важных пунктов с точки зрения возможных разговоров о будущем с учениками, а также те нюансы, которые скорее проявляются во время этой игры. В чек-листе будет также поле для своих комментариев, чтобы зафиксировать наблюдения, которые не были нами предусмотрены.

В качестве совета: на первую игру я бы не приглашал больше трех игроков, для того, чтобы понять, успеваете ли вы фиксировать в чек-листе свои наблюдения, параллельно с модерированием игры. Ведь чек-лист, по понятным причинам, индивидуальный, и у куратора будет сразу три листочка при трех игроках.

Будет здорово, если вы попробуете использовать игру для наблюдений и поделитесь с нами как самим впечатлением, так и какими то интересными кейсами.

Почему в «16/25» можно играть лицеистам с Футуритета?

Рассказывает Денис Сергеевич Подкопаев, один из создателей игры, руководитель направления «Футуритет»

Поскольку одна из ключевых образовательных задач Футуритета — помочь сделать самостоятельный и ответственный выбор будущего образования и сориентироваться в нюансах лицейской жизни в целом, игра «16/25» может стать интересным подспорьем в ее решении.

Так, первый этап настолки в 9-м классе превращается в увлекательную «трехлетнюю» экскурсию по всем четырем зданиям Лицея. Игроки узнают о возможностях Юрьева дня, оценке ИВР, рейтинге учащихся, социально-полезной деятельности и о многом другом. Замечательно, что сделать это можно с позиции учащегося профильного направления: в игре есть все десять направленческих ролей.

Каждая карточка игры — любопытный предмет диалога куратора с игроками, а значит, играя в «16/25», можно получше узнать друг друга, усовершенствовать коммуникативные навыки да и просто интересно провести время.

Все фотографии с мероприятия можно найти в альбоме :)

Кураторы делятся своими впечатлениями


Антон Евгеньевич Юрьев

 

Получил море удовольствия от общения с коллегами и процесса игры!

Правила показались сложными многим коллегам, но после начала игры все пошло легко и непринужденно. Кажется, что при основной концепции, близкой РПГ, хотелось бы больше активных ролевых элементов: например, механики, связанной с обсуждением ситуаций на карточках.

Все равно вижу основную ценность игры в том, что это хороший повод собраться с кураторский группой. Кажется, что формат настольных игр мог бы зайти многим сотрудникам в качестве неформальных мероприятий.

Семинар получился отличным завершением трудного дня!


Александр Александрович Купцов

 

Мне понравилось, что до начала игры тебе дают 5 очков и ты должен распределить их по своим навыкам. В жизни, к сожалению, нельзя выбрать, будешь ли ты умным или красивым :) А в игре, например, можно стать супер-коммуникабельным или энергичным еще до начала первого хода.

Сама игра создана в контексте лицейской жизни, поэтому отлично может быть использована для знакомств с реалиями Лицея. Однако отмечу, что даже я, не будучи очень азартным, через какое-то время немного отключился от контекстной информации на карточках и сосредоточился на том, что дает/отнимает выпавший мне ход, и на просчитывании того, какую стратегию лучше всего применять: рисковую или осторожную.

Если играть в эту игру с теми, кто только стал частью Лицея, тут тогда, наверное, нужно не торопиться (мы играли достаточно бойко) и проговаривать какие-то вещи. Возможно, кстати, в качестве бонусов стоит ввести в игру элементы квиза на материале наших реалий.

Еще очень понравилось, что игра дает возможность делиться опытом в игровом мире. Это повышает шансы на победу в общекомандном соревновании (что с нами и случилось, кстати), если с самого начала понять, в какие моменты лучше начинать делиться опытом.

Семинар прошел отлично, как я уже сказал, наша команда выиграла с довольно большим отрывом и мы получили отличные призы (в том числе и саму игру!). Еще рад тому, что увидел некоторых коллег, с которыми удается увидеться только на таких вот вечерних семинарах.

Благодарю всех, благодаря кому этот семинар стал возможен.


Вера Анатольевна Бахтимова


Очень качественно сделанная настолка! Считаю, что кураторам ее можно использовать при знакомстве со своей группой, когда на первых занятиях лицеисты только знакомятся с лицейской жизнью и у них много вопросов: «А что такое ТОК?», «А что такое ИВР?», «А когда Юрьев день?». На более поздних встречах за игрой хорошо планировать учебу в вузе и даже попытаться заглянуть во взрослую жизнь :)

Кураторы уже научились играть и теперь будут учить правилам настольной игры лицеистов, параллельно знакомясь ближе с ребятами, интересами и личностными качествами каждого. 

Шутка о прошедшем семинаре: один из участников признался, что считал предварительный опрос кураторов о любимой начинке пирожков основанием для распределения по командам :)