• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лидерство, групповая солидарность и самооценка подростков — как ИВР вносят вклад в «портрет лицеиста»

Лидерство, групповая солидарность и самооценка подростков — как ИВР вносят вклад в «портрет лицеиста»

В конце ноября прошли защиты исследовательских и проектных работ одиннадцатиклассников (ИВР). Мы попросили лицеистов, получивших максимальный балл за свое исследование или проект, рассказать о своей работе. В этом материале речь пойдет об ИВР по психологии и социологии.

Алёна Борисова
Исследование в области психологии — «Особенности лидерства в группе подростков 16-17 лет, обучающихся в Лицее НИУ ВШЭ»

Наблюдение и жизненный опыт показывают, что у подростка мало возможностей проявлять лидерские качества в реальных ситуациях, так как он живёт в системе строгих иерархий. Поэтому я заинтересовалась этой темой и решила рассмотреть развитие групповой динамики в Лицее НИУ ВШЭ и выявить факторы, которые могут влиять на развитие лидерства в группе подростков.

Проведенное исследование позволило сделать  вывод, что у лицеистов более чёткое и конкретное представление о лидерстве. Обучающиеся группы демонстрируют готовность взять на себя роль лидера и ответственность при необходимости. На это могут влиять как внутренние факторы, такие как уровень притязаний, так и внешние — особенности организации образовательного и воспитательного процесса.

Чтобы прийти к таким результатам, я провела эмпирическое исследование на группе лицеистов и, для сравнения, на группе учащихся общеобразовательной школы. Мной был проведён метод социометрии для выявления лидеров в группах, авторское анкетирование для выявления субъективного представления о лидерстве участников групп, а также анализ документов образовательных организаций по организации воспитательного и образовательного процесса. Эти инструменты позволили выявить взаимосвязь между наличием образовательных возможностей и развитием лидерства.

 То есть, сначала я выявила групповую динамику, а потом изучила факторы, которые на это влияют. Например, из-за того, что в Лицее есть рейтинг, в его среде сильнее выражена конкуренция, что приводит к стремлению стать лидером. И, как следствие, идет развитие лидерских качеств.

Полина Карасева
Исследование в области психологии — «Взаимосвязь между уровнем потребности в одобрении и самоотношением старшеклассников»

В конце ноября прошли защиты исследовательских и проектных работ одиннадцатиклассников (ИВР). Мы попросили лицеистов, получивших максимальный балл за свое исследование или проект, рассказать о своей работе. В этом материале речь пойдет об ИВР по психологии и социологии.

Исследование в области психологии — «Взаимосвязь между уровнем потребности в одобрении и самоотношением старшеклассников»

Пожалуй, самый необычный результат моего исследования — чем выше самоуважение у старшеклассника, тем выше его уровень потребности в одобрении. Я думаю, это объясняется тем, что в старшем школьном возрасте происходит формирование идентичности с помощью социального сравнения, а ещё стабилизируется отношение к себе. Получается, что чем выше у старшеклассника самоуважение, тем больше он обращается к социальному сравнению и одобрению окружающих, чтобы стабилизировать уже имеющееся отношение к себе и подтвердить его.

Думаю, я выбрала данную тему потому, что считается, что самоотношение и потребность в одобрении играют важную роль в жизни старшеклассника, но при этом не было проведено никаких научных исследований, направленных на выявление связи между этими явлениями.

Мне показалось, что результаты могли бы получиться довольно значимыми для психологического консультирования старшеклассников.

Анна Жеймо, руководитель направления «Психология»

Эмпирическая часть исследования по психологии чаще всего предполагает взаимодействие с живыми людьми. Поэтому выборкой в таких исследованиях чаще всего становятся сами лицеисты. Я с большим интересом читаю и слушаю подобные работы, так как грамотно проведенное исследование в этой области позволяет мне как сотруднику узнать больше об общем «портрете» лицеиста. 

Год от года качество исследовательских работ по психологии в Лицее растет: происходит движение от «житейского» понимания психологии к построению исследований в рамках научно-психологического контекста. Две представленные работы — яркий пример владения исследовательской логикой, корректного применения методов, понимание научного контекста и владения терминологией в сочетании с оригинальностью исследовательской задумки.

Уровень работ впечатляет еще и потому, что их авторы — старшеклассники, которые пока имеют относительно ограниченный запас знаний по психологии и выполняют работу по большей части самостоятельно (имея, конечно, возможность консультироваться со специалистом в своей области).

Надежда Петрова  
Исследование в области социологии — «Совместное курение школьников как средство формирования групповой солидарности (на примере учащихся 11 классов Лицея НИУ ВШЭ направления "Экономика и социальные науки")»

Я исследовала, как курение способствует формированию групповой солидарности. Для этого я проводила наблюдения в курилках и интервью с курящими. В ходе исследования выяснилось, что большинство лицеистов, так или иначе, чувствуют общность с курящими. Основным местом, где «производится» солидарность стали курилки. Так как это место знакомств и общения, в восприятии курильщиков складывалась своя «тусовка», а общение в рамках совместного курения отмечалось как особый род коммуникации. В курилках гораздо проще было начать общаться с незнакомыми ребятами, с лицеистами с других направлений. В этих компаниях сложились наиболее тесные доверительные отношения.

Также я интересовалась, как они относятся к контролю курения со стороны руководителя направления соцэков Марины Рафаэловны, которая иногда посещала курилки и заставляла писать объяснительные. Ожидалась резко негативная реакция, формирование солидарности на основе общего врага, так скажем, но мнения разделились. Хотя и была негативная реакция, большинство с пониманием относятся к контролю, но считают его неэффективным. Они не прекратили бы курить, даже если меры контроля в Лицее усилились бы (допустим, перестали бы выпускать на переменах), многие отнеслись к этому как к предательству лицейских принципов (например, свободы).

Ксения Антонова, преподаватель обществознания

Работа Надежды интересна изучением «позитивных» функций определенной формы поведения, которая обычно оценивается «негативно»: оказалось, что для части лицеистов совместные практики курения стали важным механизмом сплочения, возможностью отвлечённо пообщаться на откровенные темы, избегая стеснения, поскольку единственным ограничением здесь выступит время, пока догорает сигарета.

Хотелось бы отметить активное применение Надеждой метода включённого наблюдения, который позволил выявить специфику взаимодействия в зонах курения, некоторые из которых обрели собственную «легенду места», ценную для самих лицеистов, но по понятным причинам скрываемую от руководства.

Также лично для меня было приятно обнаружить в интервью лицеистов своего рода «осознанное» отношение к курению. Так многие участники исследования впоследствии отказались от курения, посещая курилки исключительно для того, чтобы пообщаться со знакомыми.