• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Если у участника работает логика, с «мыслительной» составляющей олимпиады он справится», — создатель «Ступеней» рассказала о секретах олимпиады для исследователей

10 февраля стартует заочный тур метапредметной олимпиады лицея НИУ ВШЭ «Ступени». Что участникам полезно знать об олимпиаде, которая зарождалась в одно время с лицеем? Как подготовиться к заданиям, которых нет в школьном курсе? А также, почему  финалисты получат льготы при поступлении в лицей и НИУ ВШЭ — рассказывает одна из создателей и составителей олимпиады, преподаватель словесности Лицея НИУ ВШЭ Светлана Шаповал.


Как появилась идея олимпиады?

Идея точечно проверять навыки, которые человек использует, когда пишет исследование, вызвала к жизни «Ступени». Это был первый год существования лицея, и тогда был грант от московской образовательной системы на что-то, связанное с одаренностью. Нужно было придумать какую-то программу, и Марина Чубукова (на тот момент преподаватель русского языка и литературы лицея — прим.) предложила провести олимпиаду, которая была бы увязана с исследовательской деятельностью и написанием ИВР (индивидуальной выпускной работы лицеиста). Изначально название олимпиады расшифровывалось как «стратегия и тактика успешного передового научного исследования», но этого уже никто не помнит.

Олимпиада существует уже 5 лет. Изменилось ли ее концепция за это время?

Сама концепция осталась первоначальной, но какие-то изменения все же были. Например, мы отказались от деления олимпиады по профилю: в первый и второй год мы делали задания на знание терминов специально для гуманитариев, математиков, любителей социальных и естественных наук. В итоге мы сделали так, чтобы у нас предметность вообще никак не проявлялась, потому что было много проблем в оценивании. Что касается проведения, на второй год существования «Ступеней» мы придумали «космическое» продолжение: конференцию «Первая академическая ступень» и конкурс «Высший пилотаж», который сейчас существует автономно, но изначально осознавался как часть этой системы.

Какие навыки в основном проверяются на олимпиаде?

С одной стороны, то, что в государственном стандарте называется метапредметными учебными действиями: умение классифицировать, соотносить одно с другим, делать выводы. Здесь нет никакой специфики, потому что в принципе исследовательская компетентность — это когда задействуются все навыки, но в нужном наборе. Он каждый раз уникален, потому что уникальна ситуация, в которой эти навыки применяются. С другой стороны, основы академического письма: для чего существует введение, как соотносится с заключением, как оформляется список литературы и так далее.

В принципе, человек без подготовки может написать и победить?

Трудности возникнут с той самой академической частью: интуитивно человек не может знать, что название книги в списке литературы не пишется в кавычках — только если он читал статьи, листал монографии. Но есть и другого типа задания: когда, например, спрашивается, какой из планов подходит к такому-то названию диссертации. Допустим, в нем есть слова «неологизмы» и «современный немецкий язык». Если ты видишь, что в одном из планов речь идет о немецком языке и неологизмах, но о ХIХ веке, то это явно не подходит. Если у участника работает логика, с «мыслительной» составляющей олимпиады он справится. 

Какой совет по подготовке вы бы дали ребятам, которые будут участвовать в «Ступенях» в этом году?

Для начала посмотреть демоверсию на сайте олимпиады. Еще стоит почитать академические тексты, чтобы понять, как они построены. Попробовать разобрать чужую исследовательскую работу — в олимпиаде есть задание на то, чтобы узнать научный стиль или найти ошибки в реальном академическом тексте, который взят с защит ИВР.

С этого года олимпиада дает льготы при поступлении в Лицей и ВШЭ. Как вы думаете, с чем это связано?

«Ступени» — это модель оптимального устройства учебного процесса по новым государственным стандартам. Это деятельностный подход, решение задач, взятых из жизни. Умение человека справляться с такими заданиями показывает наличие у него общеучебных навыков, на которых можно строить любое обучение.