Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Знакомство с лучшими, или немного примеров ярких исследований и проектов лицеистов

С 27-го февраля по 1-е марта в лицее прошли защиты индивидуальных выпускных работ (ИВР) одиннадцатиклассников. Это была вторая волна защит, в которой больше 520 учащихся представили свои исследования и проекты. В состав комиссий, оценивающих работы ребят, традиционно входят преподаватели лицея и приглашённые эксперты. В этой статье рассказываем о нескольких особенно ярких исследованиях и проектах, отобранных членами комиссий.

Полина Чекрыжова, секция "Культурология"
Тема исследования: "Особенности репрезентации культурной травмы
в музейном пространстве на примере Музея истории ГУЛАГа"

Несмотря на то, что я учусь на направлении «Дизайн», ассоциирующемся у многих с проектной деятельностью, индивидуальную выпускную работу я решила выполнить в формате исследования.

С самого начала работа не давалась мне легко: тему я меняла целых три раза, получила незачет за литературный обзор. При этом я точно знала только то, что она будет по культурологии. В результате, тема пришла ко мне как раз на занятии по истории и теории культуры — мы посещали Музей истории ГУЛАГа во время практики.

Всем, кто решил попробовать себя в исследовательской деятельности, хочу сказать, что это действительно оказалось похоже на настоящее расследование, как нам и говорили в самом начале десятого класса. Не бойтесь задавать возникающие в процессе написания работы вопросы — никто не ждет, что вы придете в лицей, зная, как написать научную исследовательскую работу по академическим стандартам. Вас хотят этому научить.

И напоследок: все бессонные ночи многократно окупаются осознанием того, что теперь ты обладаешь действительно глубоким знанием интересующей тебя темы. И самое главное — это ощущение, что ты, наконец, сам сделал что-то действительно важное.

Елизавета Космидис, председатель комиссии:
Данное направление исследований сегодня является достаточно распространенным и даже в некоторой степени модным. Полине пришлось сделать обзор как уже классических работ, так и обратить внимание на самые последние исследования. Особую ценность исследования составляет использование метода глубинного интервью (Полине самостоятельно удалось получить согласие на интервью с администрацией музея, подготовить качественный гайд и провести разговор), а также бережная и кропотливая работа с теоретической рамкой. Отдельно хочется отметить грамотную академическую речь во время защиты, а также исчерпывающие ответы на вопросы.

 

Рафига Гасымова, секция "История"
Тема исследования: "Репрезентация русского общества
в публицистике 40-х годов XIX века"

Я всегда очень интересовалась XIX веком, его эстетикой, литературой, поэтому, когда мой научный руководитель (А.М.Голицын) предложил мне исследовать эту тему, я была обеими руками «за».

Моя работа основывалась на анализе такого публицистического жанра, как физиологический очерк, зародившемся в России в 40-х годах XIX века. В произведениях этого жанра литераторы делали зарисовки типичных представителей того сословного общества, в котором жили, и потому их работы дают ценный материал о восприятии этого общества самими современниками. Мне удалось выяснить, что большинство авторов того времени уделяли особое внимание именно реалистичному изображению бедных слоёв населения и даже нищеты (раньше об этом никто не смел говорить). Более того, я попыталась объяснить получившийся результат с учетом существовавших в то время условий.

Весь процесс работы был необычайно увлекательным. Я чувствовала, что не только узнаю много нового по интересной мне теме, но и сама создаю некоторое ценное и научное знание по ней. Самым сложным из всей работы для меня было её оформление.

Опыт проведения исследования дал мне очень многое. Я научилась организовывать своё время, получила огромный опыт написания научной работы, что определённо пригодится мне в университете. Моим личным достижением стали сами защиты, когда мне удалось перебороть страх выступлений и красноречиво рассказать о проделанной работе, которой я очень горжусь.

Анастасия Шалаева, председатель комиссии:
В период своего возникновения тексты, которые анализирует Рафига, впервые обратили внимание на современное им общество в различных, в том числе и не самых симпатичных его проявлениях. Анализируя очерки того периода, автор описывает формирование жанра, ключевые социальные типы, которые становятся предметом описания. Внимательно и разносторонне рассматривается новая типизация общества этого времени, новая физиология (социальная структура) города.

 

Елизавета Чистобородова, секция "Экономика"
Тема исследования: "Факторы, влияющие на дифференциацию цен на примере сети розничной торговли Ашан"

Я пришла к этой теме исходя из своего опыта как потребителя. Заметив, что существуют различия в ценах в различных торговых точках, мне захотелось узнать, от чего же это зависит. Поэтому гипотеза моего исследования состояла в том, что причинами различия цен являются транспортные издержки покупателей; плотность населения; предпочтения населения; средние доходы населения; ставки аренды торговых площадей.

По итогам сбора данных мои первоначальные предположения не подтвердились. Это привело меня к необходимости прочитать дополнительную литературу, касающуюся вопроса ценовых стратегий. Я смогла взглянуть на полученные данные с другой стороны и объяснить наблюдаемые различия цен применением целого ряда стратегий ценовой дифференциации.

Наиболее интересным и полезным в дальнейшем, например, при написании олимпиад, для меня было прочтение большого количества специализированной экономической литературы, в том числе статей зарубежных ученых.

Оглядываясь на то, как я писала свою ИВР, могу сказать, что не стоит бояться неожиданных результатов и выводов. Такая ситуация может случиться в ходе любой деятельности, но совершенно не стоит опускать руки. Просто нужно попробовать посмотреть на всю проделанную вами ранее работу под другим углом, и решение обязательно найдется!

Анастасия Калашникова, председатель комиссии:
Оказалось, что цены на товары в гипермаркетах "Ашан" не зависят от расположения магазинов. Сеть скорее проводит политику случайной скидки. Чтобы сделать такой вывод, Лиза сама ездила и собирала огромное количество данных. В своей работе она дала потребителям конкретные рекомендации, что им делать, если они хотят сэкономить. Школьникам обычно сложно проводить исследования по экономике, очень часто работы носят реферативный характер. Исследование Лизы — редкий пример очень качественной работы в этой области.

 

Кирилл Мисник, секция "IT"
Проект: "Мой ГУЛАГ"

ГУЛАГ — это тема, непосредственно коснувшаяся семей многих из нас, поэтому, когда от моего преподавателя Ростислава Яворского поступило предложение поработать с Музеем истории ГУЛАГа, я согласился, не раздумывая.

"Мой ГУЛАГ" — архив видеоинтервью, объединенных темой репрессий. В мою задачу входило написание программного обеспечения, позволяющего осуществлять просмотр этих интервью на специальных стендах в стенах музея. Однако в процессе работы функционал приложения расширялся, и в итоге получился уже весьма серьезный программный комплекс, позволяющий не только управлять воспроизведением видео, но и осуществлять расширенную навигацию по архивам (что немаловажно, учитывая тематику проекта), а также знакомиться с письменными материалами.

Руководство музея предоставило мне достаточно много времени, чтобы я успевал осваивать новые инструменты и учиться применять их прямо в процессе разработки, что дало мне возможность со всем разобраться без ущерба для учебы и предоставить качественный продукт. Многие вещи давались мне нелегко, но, несмотря на сложность работы и мою относительную неопытность, все в итоге оказалось достижимым.И, конечно, ничего из этого не было бы возможным, если бы не лицей, у меня всегда была возможность обратиться за помощью.

Теперь стенд является изюминкой нового дата-центра музея, двери которого открыты для всех желающих.

Александр Купцов и Светлана Сёмина, председатели комиссий:
Кирилл поразил нас масштабностью своего проекта, уровнем знаний и объемом работы. Видно, что всё сделано с большим увлечением, что называется, от души. Более того, мы рады, что проект вышел "за пределы" лицея,  и что созданное Кириллом программное обеспечение востребовано и после защиты ИВР.

 

София Обернихина, секция "Социология"
Тема исследования: "Демонстративное потребление еды
на примере социальной сети Instagram"

В последнее время я очень много времени уделяла Instagram, и поняла, что мое исследование будет связана с изучением именно этой социальной сети. Здесь можно встретить действительно интересные публикации, отражающие современные тенденции в обществе, начиная от политических событий и заканчивая тем, кто, что, где и как ест.

В своем исследовании я рассматривала социальную сеть Instagram как канал демонстративного потребления, служащего для поддержания статуса индивида. В итоге я подтвердила выдвинутую мной гипотезу о том, что для подтверждения статуса личности, люди должны не просто купить определенную еду в престижном месте на глазах у окружающих, но и выложить в социальную сеть, иначе их потребление останется незамеченным. Потребление еды приобрело новые смыслы: если раньше еда удовлетворяла лишь биологические потребности (питательная функция еды), то сейчас она также способна удовлетворять и социальные потребности (поддержание статуса).

Сложнее всего мне было определиться с темой исследования. За все время я сменила тему около трех раз, причем изменения были кардинальные. К каждому дедлайну я сдавала материал по новой теме — литобзор, например, у меня был написан по политическому блогингу.

Интереснее всего мне было проводить эмпирическую часть работы: составлять выборку из фотографий, читать комментарии к снимкам, которые впоследствии послужили базой для анализа, встречать фотографии друзей и знакомых.

Опыт, полученный при написании исследовательской работы, дал мне понять, в каком направлении я хочу продолжать дальнейшее обучение. Я уверена в том, что он мне также поможет и при последующем написании курсовых работ в университете.

Денис Никулин, председатель комиссии:
В своей работе София ярко продемонстрировала, что при ответственном подходе к своему исследованию (равно как и к написанию текста) выполненная в лицее ИВР может быть на порядок сильнее, чем большинство бакалаврских курсовых и дипломных работ. Это еще раз доказывает, что потенциал наших замечательных лицеистов практически безграничен, и нам нужно лишь подтолкнуть их к тому, чтобы реализовывать его на все 100%. Будем очень рады видеть Софию на социологическом направлении уже в Вышке!

 

Ольга Радченко, секция "Право"
Тема исследования: "Применение доктрины снятия корпоративной вуали
в рамках российского права"

Я учусь на юридическом направлении, а потому посчитала, что будет логично сделать исследование в области права.

К теме я пришла случайно, наткнувшись на старую статью про постановления Высшего Арбитражного Суда. Сформулировать ее мне помог преподаватель права Николай Цыганков, а ответить на некоторые возникавшие вопросы — преподаватель обществознания Владимир Тюшагин. В ходе исследования оказалось, что, несмотря на упоминания доктрины в постановлении ВАС РФ и в судебных решениях нижестоящих судов, у нее нет определенной процедуры применения в России.

В целом весь процесс работы был достаточно сложным, однако самым трудным, на мой взгляд, было прочитать специальную литературу и провести тщательный анализ судебных дел по данной теме.

Тем лицеистам, которым только предстоит написание исследования, я бы посоветовала, во-первых, найти себе научного руководителя, во-вторых, начать писать текст по мере прочтения литературы, необходимой для теоретической части (так вы не упустите важные детали), в-третьих, не бояться подходить и задавать вопросы «сторонним» экспертам.

Николай Цыганков, председатель комиссии:
Работа Ольги не единственная в своем роде, однако, мы выделили ее как образцовую для правового исследования-описания. Качество подобранных источников, структура и логика повествования — все на высоком уровне. Отдельно стоит отметить, что Ольга отлично справилась с исследованием случаев из судебной практики и их репрезентацией. Обычно юные авторы либо склонны к излишнему цитированию судебных решений, не умеют коротко выделить суть кейса, либо, напротив, описывают их слишком поверхностно, не раскрывая сути. Работа Ольги же демонстрирует навыки анализа судебной практики, соответствующие уровню студента юридического факультета.

 

Ксения Анохина, секция “Издательское дело”
 Проект: "Брошюра Mind the gap"

Когда пришло время выбирать тему и вид ИВР, я задумалась о том, с какой целью я буду делать работу, помимо желания получить 30 баллов. Я понимала, что последнее вряд ли поднимет меня с постели.

В то же время мне не давал покоя океан невежества, который выливался на мою лучшую подругу из-за ее ментальных заболеваний. Каждый день она проходила через все круги ада из-за непонимания и невидения окружающими ее состояния. Недолго думая, я решила: то, что не дает мне спать, легко поднимет меня даже ранним июльским утром. Так родилась идея моего проекта Mind the gap. Я хотела создать брошюру, которая сделает невидимое видимым, поможет людям понять, а значит, сочувствовать.

Я взяла 11 интервью и проиллюстрировала ощущения и чувства собеседников, выделила две секции с важными вопросами об отношении и обращении за помощью .Самым неприятным было то, что один пункт работы всегда превращался в три, пять или десять подпунктов, из-за чего я вечно нарушала собственные дедлайны.

Однако в этом заключалось и самое важное, так как работа над большим комплексным проектом на протяжении года совершенно не похожа на работу над маленьким или сделанным в спешке. Наиболее ценным опытом для меня стали все маленькие детали вместе взятые: от бесконечного переделывания макетов для типографий до участия в фестивалях и презентации своего детища. Стоять на фестивале, продавая свои брошюры, и осознавать при этом, что год назад ты написала заголовок под уравнением в тетрадке по математике – самое незабываемое чувство.

Екатерина Бровко, председатель комиссии:
Неравнодушный взгляд, смелый замысел, профессиональное воплощение — целый набор признаков выделяет проект Ксюши Анохиной из ряда работ, получивших на защите высокий балл. Вопрос «Как моя деятельность может принести пользу людям, которые мне дороги?» не остался риторическим, а вдохновил на создание брошюры, посвящённой тем «невидимым» проблемам, с которыми ежедневно сталкиваются люди, имеющие ментальные расстройства. Проект живёт: широко распространена электронная версия, издание получает положительные отзывы, а главное – уже несколько человек, прочитав собранные и проиллюстрированные Ксюшей интервью, обратились за помощью к специалистам. Надеюсь, дело Ксюши послужит примером для тех, кто ещё думает о своём проекте: смотрите внимательно вокруг и старайтесь ответить на существующие, а не кем-то придуманные или навязанные вам проблемы.