• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Есть идея? Давайте обсудим! Что происходило с индивидуальными исследованиями и проектами в лицее в I-м полугодии

Как преобразовать процесс приготовление соуса в модель проектной деятельности? Какими методами исследовать статую собаки на станции метро «Площадь революции»? И можно ли защитить индивидуальную выпускную работу (ИВР), если она разрастается в большой проект с участием нескольких человек? Эти вопросы ставят перед учащимися преподаватели кафедры проектной и исследовательской деятельности, а учащиеся — перед кафедрой.

Два события, не предусмотренные в основной сетке расписания на первый семестр текущего учебного года, изменили привычный ход занятий в лицее: курс научно-исследовательских и проектных семинаров (НИПС) у 10-х классов и защита ИВР у 11-х.

Соус как проект

Погружение в проектную и исследовательскую деятельность на специальных еженедельных семинарах в первые два месяца учёбы — новшество в практике лицея. Здесь можно было всерьёз обсуждать, какие исследовательские вопросы поставят перед собой историк, религиовед и биолог-бактериолог при виде потока людей, прикасающихся к носу собаки на станции метро «Площадь революции». А на дом получить задание: придумать и приготовить соус, применив проектную логику. Наметить цель, оценить ресурсы, составить план действий, а в самом конце провести сравнение между идеей и её реализацией. Стоит ли говорить, что следующий семинар начался с дегустации приготовленных блюд и просмотра видеороликов о рождении кулинарных шедевров!

Главное лицеисты уяснили: мысль о деле, способном увлечь всерьёз и надолго, может родиться в самых простых и повседневных ситуациях, а в лицее, да и в «большой Вышке», можно найти людей, готовых помочь.

Ориентиры: интерес и реалистичность

В день первой волны защит ИВР одиннадцатиклассниками, 30-го ноября, лицей превратился в большую конференцию.

«Лицеисты выбрали действительно заинтересовавшие их темы: для кого-то это был скейтбординг, для кого-то — корейская поп-музыка. Бросалось в глаза, что исследования проделывались с большим энтузиазмом. Прекрасно, что лицей не ограничивает лицеистов, даёт им возможность идти за своими интересами», — считает Владимир Бродский, преподаватель кафедры ТОК, участник комиссии «Культурология».

В то же время, наряду с заинтересованностью, важна реалистичность. Так, во многих случаях сужение тем сработало на повышение качества исследований, делится наблюдениями заведующий кафедрой ТОК Александр Гиринский.

Говоря о проектах, руководитель направления «Дизайн» Мария Мирская отмечает разнообразие работ: это и организация практики по ОБЖ, и проект по обучению детей-сирот финансовой грамотности, и собственный интернет-магазин.

«Есть несколько работ совершенно не школьного уровня, отдельным ребятам удалось получить стороннюю поддержку для реализации проекта. Есть и проблемные пункты: некоторым учащимся нужна помощь специалистов на этапе постановки задач», — указывает она.

А вот универсальная рекомендация от Владимира Бродского для тех, кому ещё предстоит защищать ИВР: обращайте больше внимания на требования к оформлению ссылок и регламенту процедуры защиты! Обидно, когда хорошо проделанная работа не может быть оценена высоко из-за подобных упущений.

В первую волну, к тому же против течения

Можно ли выбрать ИВР, не соответствующую профилю направления? А как поступить, если проект требует участия нескольких человек? На эти вопросы отвечают лицеисты, уже успешно представившие свои работы в первую волну.

Алёна Власенко (направление «Востоковедение», секция «Естественные науки»)

Я с детства интересовалась биологией, зоологией и астрономией, однако, увидев мою склонность к языкам, родители отправили меня учить китайский, что со временем привело меня на востоковедение в лицей. Выбирая ИВР, я хотела поработать с чем-то абсолютно новым, поэтому решила писать исследование на естественнонаучную тему, связанную со сбором и анализом образцов воздуха в здании лицея в Лялином переулке.

Через родителей я вышла на консультанта из Института биохимии РАН. Мы вместе наметили план действий, и все осенние каникулы, после сбора проб и культивирования бактерий, я под чутким надзором консультанта работала в лаборатории. Мы занимались микроскопированием, а потом, при помощи методов, применяемых в генной инженерии, определяли принадлежность бактерий к тому или иному виду и роду. Всё это отразилось в итоговом тексте.

Думаю, успешно защитить работу мне помогли правильно расставленные приоритеты (учёбу на время пришлось отложить) и тщательная проработка каждого аспекта исследования. В результате я уверенно выступала перед комиссией и не боялась вопросов.

Екатерина Хромова (гуманитарное направление, секция «Медиа»)

ИВР — ночной кошмар каждого лицеиста. Но, скажу честно, не мой! Да, в первые полгода я не могла даже сформулировать тему, но потом мы с одногруппницами пришли к идее группового медиапроекта  Afilyce.

Наша команда образовалась случайным образом: для выполнения группового задания на факультетском дне мы объединились просто потому, что помнили имена друг друга. За пять минут до представления темы было решено делать онлайн-афишу и писать статьи в формате «ликбез». В первое время все действительно делалось в последний момент, и сработаться у нас никак не получалось.

Вопрос лидерства и распределения ролей в команде оставался где-то на периферии, но в апреле именно он стал главной проблемой: в лицее наш проект не принимали как ИВР, потому что наша работа была групповой. После споров и ссор мы разделили между собой обязанности, немного расслабились, но вместе с этим испортили отношения. Помирило нас общее желание продолжать работу, потому что Afilyce перерос из того, что делать надо, в то, что хочется!