Исследовательская деятельность в лицее: фундамент заложен, впереди еще много работы
Три дня, с 28-го февраля по 2-е марта, в Лицее НИУ ВШЭ учебный процесс преобразился в одну большую исследовательскую и проектную конференцию. Ни в одном из трех зданий не велись уроки, преподаватели вместе с научными сотрудниками факультетов Вышки слушали и оценивали доклады лицеистов по результатам их учебных исследований.
В этом году, как и в прошлом, исследования численно доминировали над проектами. Однако ситуация постепенно меняется. В прошлом году проектных работ защищалось всего несколько, в этом году – уже более 70. А в следующем мы ожидаем около 200 проектных выпускных работ. Однако о проектах речь в отдельной статье, а сейчас поговорим об исследованиях.
Зачем нам исследования
Причин, по которым мы в лицее этим занимаемся, несколько. Во-первых, значительной части педагогов лицея интересна работа с исследованиями учащихся, и мы считаем исследовательские навыки важными для развития в старшей школе. Во-вторых, лицей считает исследовательскую компетентность одним из трех ключевых образовательных результатов, на развитие которых мы работаем, наряду с проектной компетенцией и развитием у учащихся ответственности. Данные три приоритета зафиксированы в программе развития лицея два года назад. В-третьих, лицей пилотирует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего общего образования. Это означает, что приоритеты, зафиксированные в стандарте и обязательные к реализации во всех российских школах с 2020 года, в лицее реализуются уже сейчас. Помимо ряда других сюжетов, пилотирование нового ФГОС означает обязательное выполнение каждым учащимся нашего лицея своего индивидуального исследования либо проекта.
Небезосновательный подход
Скепсис в отношении самой возможности школьников заниматься исследовательской деятельностью – популярная повестка как экспертных дискуссий, так и кухонных разговоров. Наш оптимизм в этом вопросе базируется на двух столпах. Первый – опыт школ международного бакалавриата, все учащиеся которых реализуют свой Personal Project, причем начиная со ступени средней школы. Он хорошо описан вот в этой статье.
Второй столп – опыт отечественных школ, практикующих исследовательскую деятельность учащихся. В книге А.В. Леонтовича и А.В. Савичева «Исследовательская и проектная деятельность школьников» (ее фрагмент можно прочитать по ссылке), описано, как реализуется этот процесс в большинстве из этих учебных заведений.
Те требования, которые мы сегодня предъявляем к исследовательским работам лицеистов, составлены с опорой на эти два массива наработок. Мы всегда стоим на плечах гигантов, это облегчает старт, но и повышает ожидания от нашей работы одновременно.
Требования – это 15 критериев, по которым оцениваются тексты и доклады лицеистов по результатам их индивидуальных исследований. Критерии опубликованы на сайте лицея, т.е. любой абитуриент и родитель может с ними ознакомиться еще до поступления в лицей.
Сейчас через горнило защит по этим критериям прошел второй выпуск, первый был вдвое меньше по численности и имел фактически вдвое меньше времени на подготовку исследования. Проще говоря, мы все еще на этапе строительства системы. Фундамент заложен, спасибо двум упомянутым столпам, основная конструкция возведена и дважды продемонстрировала сейсмоустойчивость, однако работы остается еще очень много.
Итоги текущего года
Чтобы не зарываться глубоко в нюансы внутренней кухни, обозначу несколько наиболее важных, на мой взгляд, содержательных изменений, которые мы увидели по результатам защит в сравнении с прошлым годом.
Лицеисты стали внимательнее относиться к нормам академической культуры, оформления и презентации своих результатов. Как следствие, снизилось число проваленных попыток защиты: мы поставили менее 5% неудовлетворительных отметок от общего числа защищавшихся. Граница между удовлетворительной и неудовлетворительной отметкой проходит на уровне корректного оформления и подачи своего исследования. Проще говоря, серьезная проработка содержания для «тройки» не обязательна.
Снизилась острота проблемы широты и неподъемности тем, за которые берутся лицеисты. Хотя полностью эту проблему решить пока не удалось.
Сохраняются, к нашему сожалению, проблемы слабой методологической проработанности исследований лицеистов, низкого качества работы с литературой и с источниками, а также дефицита эмпирических данных в условиях отсутствия у лицея экспериментальной и экспедиционной базы. Мы надеемся, что частично эти проблемы решит для нынешних десятиклассников их работа на научно-исследовательских семинарах, которые проходят на факультетах Вышки в рамках программы факультетского дня.
Для тех, кто сейчас защищался, факультетский день не был еженедельным, и методологическая поддержка сотрудников факультетов носила, как следствие, фрагментарный характер. При этом мы видим на отдельных кейсах, насколько сильно и позитивно сказалась на качестве работы плотная индивидуальная работа конкретных лицеистов с конкретными научными консультантами с факультетов Вышки.Это внушает оптимизм.
Сергей Баринов, заведующий кафедрой исследовательской и проектной деятельности учащихся Лицея НИУ ВШЭ