• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Вся правда о востоковедах

О том, почему лицеисты выбрали для себя направление «Востоковедение», что дает им изучение восточных языков и что такое Восток, – вы узнаете от них самих.

Вы идете по лицею, а навстречу – ОН. С виду обыкновенный человек – две ноги, две руки и голова. Но стоит ему остановиться и заговорить, начав произносить все эти странные «Коничива», «Ахлан уа сахлан» и «Нихау», вы понимаете, что перед вами ВОСТОКОВЕД. Сразу после знакомства он начнет грузить вас восточной философией, позовет есть суши и расскажет про красоту Корана. Ваша голова уже будет готова взорваться и вы начнете обдумывать план побега… Но не тут-то было! Ваш новый знакомый исполнит для вас весь репертуар корейских поп-групп, станцует невероятный японский танец с веерами, процитирует Омара Хайяма...

Наверное, многие представляют нас именно так. Кто же мы на самом деле?

Начнем с того, что все востоковеды делятся на четыре группы, в зависимости от изучаемого языка: китаисты начинающие, китаисты продолжающие, японисты и арабисты. Среди нас обитают еще и кореисты, но группы корейского языка пока в лицее нет. 

Выбор направления для каждого происходил по-разному. Для некоторых большую роль сыграла Школа юного востоковеда. Другие уже много лет увлекаются восточной культурой или учат восточные языки. Но есть и те, кто пришел сюда «ради интереса».

Полина Гусева, китайский язык, начинающая группа: «Я до этого года никакого отношения к восточной культуре не имела, но, когда представилась такая возможность, решила попробовать начать изучать китайский язык. Думаю, что это очень перспективное направление».

Для многих Восток — не просто предмет изучения, но и особый стиль жизни.  Что-то загадочное, необъяснимое, со своей культурой, религией, менталитетом. А само направление – особый коллектив, где каждый кажется близким и родным. 

Хотя направление существует недавно, о востоковедах в лицее уже ходят мифы:

Миф первый: «Все востоковеды помешаны на корейских сериалах, аниме, манге и прочей непонятной культуре».

Нужно признать, что значительная часть действительно любит к-поп, дорамы (корейские, китайские и японские сериалы) и японские мультфильмы (аниме). С другой стороны, как можно говорить о погружении в культуру, не зная её современных тенденций? Тем более если это дополняется немалым интересом к историческому развитию страны, традициям и ценностям разных поколений. Как сказала одна лицеистка: «Не смотреть же только фильмы про Конфуция». Хотя, признаться, Конфуция мы тоже любим.

Миф второй: «Арабисты – будущие агенты ФСБ, нефтеторговцы, жены шейхов...».

Все это глупые выдумки. Арабский язык был выбран многими из любопытства, из-за симпатии к восточной мудрости, из-за необычной каллиграфии, из-за желания познакомиться с необычным менталитетом. Сейчас говорить о роли этого языка в нашем будущем ещё очень рано, но то, что после знакомства с ним меняется мироощущение, – это точно.

Миф третий: «Востоковеды – странные».

Очень спорное заявление. Не отрицаем, что мы очень громко говорим, много смеемся, читаем на «непонятном» языке, но разве быть весёлыми это плохо? Разве русский язык не кажется иностранцам непонятным? Мы – первооткрыватели этого необычного мира, мы стремимся постичь особую философию Востока, мы любим это дело. И если вы считаете, что любовь к своему направлению – это сумасшествие, то пусть так и будет. 

Всем «ма ‘ а саляма», «дзай дзиэнь» и «саёнара».