У каждого события современности есть глубокие исторические корни
— Татьяна Петровна, историю на базовом и углубленном уровне изучают во многих школах. В чем особенность содержания этих курсов в лицее ВШЭ?
— Главная особенность связана с тем, что у нас нет отдельных курсов отечественной и всемирной истории. Исключение составляют цивилизации Египта и Месопотамии, а также история греко-римской античности и раннего Средневековья. Далее мировая история рассматривается параллельно с историей Отечества: Киевская Русь изучается в сопоставлении с государствами средневекового Запада и Востока. При этом мы рассуждаем с лицеистами об особенностях хозяйственной жизни, социальной структуры и государственно-правовой организации европейского средневекового общества. Таким же образом изучаем историю нового и новейшего времени.
Подход, принятый в нашем лицее, позволяет показать, с одной стороны, единство мирового исторического процесса, а с другой — его специфику у разных народов
Обычно в школах строят курс иначе: российская история преподается изолированно от мировой. Такой подход вряд ли целесообразен: то, что происходило в прошлом на территории Восточной Европы, невозможно понять без учета исторических процессов, происходивших к западу и востоку от Руси. Подход, принятый в нашем лицее, позволяет показать, с одной стороны, единство мирового исторического процесса, а с другой — его специфику у разных народов. Мы можем сравнить, как строятся отношения, скажем, светской и церковной власти у нас и в Западной Европе. Или — каковы особенности развития государственности в Московии XVI века и в современных ей зарубежных государствах, как проходил промышленный переворот в России и в Англии.
При этом мы делаем акцент на изучении особенностей той или иной цивилизации. Ведь именно системы ценностей, жизненных установок, мировоззрение людей влияют на ход истории. Внимание школьников концентрируется на человеке, а не на неких абстрактных «институтах». Это тем более важно, что в некоторых школах по-прежнему господствует формационный подход, восходящий к марксистко-ленинской традиции. Он предполагает минимальное влияние личности на ход исторического процесса, в котором решающую роль играют «объективные» факторы, не зависящие от человека. При этом забывается, что согласно самому Карлу Марксу экономика — это система отношений между людьми. Это и есть пресловутый «базис» социально-экономических формаций.
Организация учебного процесса в лицее позволяет часть занятий проводить в музеях города
Многофакторный подход в преподавании истории в лицее позволяет уйти от акцентирования политической истории, лицеисты получают представление о повседневной жизни людей, о развитии науки и искусства, правовой культуры, религиозных учениях.
Организация учебного процесса в лицее позволяет часть занятий проводить в музеях города. После посещения выставки «Прерафаэлиты: викторианский авангард» в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина лицеисты высказали много интересных и глубоких мыслей в эссе «Что нового я понял и почувствовал, познакомившись с творчеством прерафаэлитов». За прошедший учебный год хорошо знакомым для лицеистов стал и Государственный исторический музей. Учебные экскурсии позволили ребятам познакомиться со многими уникальными экспонатами музея, приобщили к богатейшему культурно-историческому пространству, способствовали формированию способности лицеистов к межкультурному диалогу и бережному отношению к культурному наследию. Не случайно многие лицеисты сформулировали исторические темы индивидуальных проектов, используя межпредметные связи дисциплин социально-гуманитарного цикла, и выбрали научными руководителями ведущих историков факультета истории ВШЭ.
— Можете привести пример, как вы показываете школьникам важность понимания ценностей?
— Яркий пример нам дает эпоха Ивана Грозного. Многие историки сейчас отмечают, что некоторую роль в проводимой им политике сыграли своеобразная религиозность царя и всплеск апокалиптических настроений в обществе. Люди тогда в очередной раз ожидали скорого конца света. Иван Грозный полагал, судя по всему, что его миссия на Земле — подготовить грешных людей к грядущему Апокалипсису. Земные страдания должны искупить совершенные ими грехи. Только так, испытывая муки на этом свете, они смогут получить вечное блаженство. По этой причине многие элементы его репрессий носят глубоко символический, ритуальный характер. Разумеется, нельзя сводить всю политику Ивана Грозного к этому. Однако отслеживать такие моменты необходимо: они дают возможность понять логику поступков этого деспота, существенно отличающуюся от логики современного человека. Помимо всего прочего, это позволяет школьникам лучше понять «другого» — а вместе с тем и самого себя.
Мне представляется важным, чтобы, участвуя в групповой или индивидуальной исследовательской работе, лицеист научился критически оценивать источник, понимать причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать свои взгляды и не бояться ошибиться
Еще пример: на занятиях мы подробно рассматриваем церемонию венчания на великое княжение Дмитрия-внука и изменения придворного этикета, которые имели место при московском дворе после женитьбы Ивана III на Софье Палеолог. Это время, когда власть московского великого князя начинает приобретать сакральный характер, и мы с лицеистами внимательно изучаем средства, с помощью которых московский правитель превращается в «законного» царя — в противовес «беззаконным» ордынским «царям»-ханам. Потом рассматриваем венчание на царство Ивана Грозного. Оно является важным этапом в процессе сакрализации власти «государя всея Руси». Ребята анализируют детали церемонии, разработанные митрополитом Макарием, и пытаются понять их символическое значение. Они осознают, как много значили подобные моменты в глазах современников, начинают понимать, чтó было важно для наших далеких предков и как это сказывалось на их жизни.
— В чем заключаются сходства, а в чем различия в преподавании истории на базовом и углубленном уровне?
— И на базовом, и на углубленном уровне одна из моих главных задач — научить ребят работать с информацией. Далеко не все лицеисты, изучающие историю даже на углубленном уровне, связывают свое будущее с профессией историка. Однако экономисту и математику, правоведу и журналисту — всем нужно научиться искать нужную информацию, оценивать степень ее достоверности и релевантности. Я хочу, чтобы, читая документ или рассматривая произведение искусства, мои ученики спрашивали себя: на какую аудиторию автор рассчитывал, что хотел до нее донести и какими приемами при этом пользовался. Мне представляется важным, чтобы, участвуя в групповой или индивидуальной исследовательской работе, лицеист научился критически оценивать источник, понимать причинно-следственные связи, самостоятельно формулировать свои взгляды и не бояться ошибиться.
Что же касается различий, то на углубленном уровне мы изучаем более сложную для восприятия информацию. Причем анализируем ее более детально. Это естественно: на базовом уровне у нас три урока истории в неделю, на углубленном — шесть. Больше времени и больше возможностей.
Например, сословная политика Екатерины II рассматривается и на базовом, и на углубленном уровне. Но на углубленном школьники знакомятся с разными точками зрения историков на этот вопрос. При этом мы обращаем внимание на то, почему современные историки придерживаются различных точек зрения, как они аргументируют свою позицию, о чем умалчивают, на чем делают акцент. Параллельно на углубленном уровне мы с ребятами изучаем документы екатерининской эпохи: пытаемся разобраться, как и почему современники оценивали политику императрицы так, а не иначе.
И на базовом, и на углубленном уровне, помимо всего прочего, заметное место отводится анализу произведений искусства соответствующего периода. Знакомство с ними позволяет ребятам лучше понять людей изучаемого времени, делает исторический материал «своим», придает ему «лицо». Так, изучая екатерининскую эпоху, я обращаю внимание ребят на вроде бы второстепенную деталь — короткую надпись на Медном всаднике: «Петру Первому — Екатерина Вторая». Мы с лицеистами рассуждаем, с какой целью императрица поставила памятник, что она хотела сказать этой надписью. Важно показать, как в этой, казалось бы, мелочи Екатерина характеризует себя как продолжательницу дела Петра — дела европеизации России. А заодно она, как бы говорила этой надписью: «Петр завоевал для России Балтику, а я — Черное море».
В создании курса истории для лицея принимали участие ведущие специалисты факультета истории ВШЭ — декан факультета Александр Каменский, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки ВШЭ Игорь Данилевский и другие
Или, например, на углубленном уровне мы изучаем «прелестные письма» Емельяна Пугачева. Ребятам очень важно понять, на кого они были рассчитаны, почему Пугачев вообще мог выдавать себя за покойного императора. Для наших современников такие претензии смешны и странны, но для людей того времени это было вполне серьезно. Даже будущий император Павел I одно время подумывал о том, чтобы признать самозванца своим отцом, императором Петром III.
В лицее учатся замечательные ребята, умные и мотивированные, ответственные и умеющие аргументировано отстаивать свою точку зрения, что вызывает уважение и желание соответствовать их требованиям и ожиданиям. Это новое поколение людей, воспитывающееся в духе демократических ценностей современного общества. С ними очень интересно работать, и общаться, и многому у них учиться, получая удовольствие от совместных открытий и побед. Обстановка сотрудничества и сотворчества лицеистов и преподавателей — это факт, а не просто красивые слова.
— Как вы используете ресурсы ВШЭ в преподавании истории?
— В создании курса истории для лицея принимали участие ведущие специалисты факультета истории ВШЭ — декан факультета Александр Каменский, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки ВШЭ Игорь Данилевский и другие. Я тесно общаюсь со слушателями магистерской программы «Информационные ресурсы исторической науки» — моими коллегами, учителями истории. Наконец, у нас читают лекции профессора факультета истории ВШЭ. Скажем, недавно Игорь Данилевский прочел лекцию об опричнине Ивана Грозного, в которой дал характеристику разных современных подходов к изучению этого явления.
— С какими трудностями вы сталкиваетесь, когда преподаете историю в лицее?
— Мне не нравится обезличенная история, хочется ее немного «очеловечить». Я всегда стараюсь показать, что за каждым историческим процессом стоят люди — с их сильными и слабыми чертами, с их убеждениями. Это непросто. Чтобы достичь этой цели, я больше внимания уделяю биографиям знаменитых людей того времени. Показываю, как убеждения людей менялись под воздействием обстоятельств.
Скажем, пока французское Просвещение оставалось просто философией, Екатерина II им очень увлекалась, переписывалась с Дидро, поощряла свое окружение читать Вольтера, Руссо и других просветителей. Но как только под лозунгами Просвещения произошла французская революция, императрица запретила некогда любимые книги и надела траур по казненному Людовику XVI. Или — когда мы говорим о церковном расколе XVII века, я стараюсь уделить больше внимания биографиям патриарха Никона и вождя раскольников протопопа Аввакума. И, говоря об их непримиримом противостоянии, не забываю рассказать об их дружбе — когда они оба начинали свою деятельность в кружке «ревнителей древнего благочестия».
И, наконец, важно показать ребятам, как история влияет на современность. Скажем, рассуждая об отношениях светской власти и Православной церкви в России, мы обязательно говорим о том, что происходит в этой сфере сейчас. Или, когда мы говорим о завоевании Крыма Екатериной II, невозможно не затронуть присоединение Крыма к России в апреле этого года. У каждого события современности есть глубокие исторические корни, и, мне кажется, наши лицеисты это понимают.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ