История
Salve!
Наверняка многие вдохновлялись историей разных эпох: блестящими рыцарями, прекрасными дамами, вероломными пиратами, героями Великой отечественной войны и так далее. Викинги и рыцари, замки и крепости, легионеры и германцы, кельты и друиды, балы и маскарады, военная и социальная история – вариантов для исследования огромное множество.
Как_написать_исследование_по_истории_Ч1
Как_написать_исследование_по_истории_Ч2
Примеры ИВР по истории:
1) Артем Козловских “Влияние ревизионистского марксизма на идеологию РСДРП в 1898 – 1903 годах” 30/30
Литобзор (https://disk.yandex.ru/i/aQgzf0hBnj1drA)
Текст (https://disk.yandex.ru/i/TTBDx2iUicRedg)
2) Мирослава Торовцева “Репрезентация Карибского кризиса 1962 года в советских и американских карикатурах 1960-х годов” 30/30
Литобзор (https://disk.yandex.ru/i/hPrxWruo84fmfQ)
Текст (https://disk.yandex.ru/i/AUg4x6mdLAEelg)
-
План-проспект
1. Тема
Выбирая исследовательскую тему, в первую очередь руководствуйтесь своими интересами. Это поможет сохранять заинтересованность и мотивацию на протяжении всего периода подготовки ИВР.
Проверьте интересующую вас тему на историчность. История как наука изучает человека в прошлом. Следовательно, вы можете исследовать только завершенные хронологические периоды, действия и события, брать биографии только умерших людей. “Хорошие” исторические сюжеты можно найти в Древнем Риме, Наполеоновской Франции, войне Севера и Юга США, Гражданской войне в России и так далее.
“Плохие” исторические сюжеты касаются современных событий, то есть они начались в 2000-м году и длятся до сих пор. Как правило, проблемы современности изучаются политологами, социологами и представителями других смежных дисциплин.
Формулируйте тему максимально четко, лаконично и проблемно. Например, тема “Гражданская война в России” слишком обширна, не очень понятно, что конкретно вы будете изучать. Если же написать: “Исход войск П.Н. Врангеля из Крыма в воспоминаниях современников”, тема приобретает конкретику. В ней появляется проблема, территориальные и хронологические рамки, намечаются источники.
Проверяйте доступность источников и литературы. Исследовательская литература, учебники, интервью с учителем истории, Википедия – это не источники и не литература. Для исследования вам понадобятся документы изучаемой эпохи, а также научные статьи и монографии. Важно сразу проверить их доступность вам (например, поискать в Google.Scholar, e-library), чтобы потом не столкнуться с трудностями при написании текста. Вы можете использовать только те источники и литературу, которые читали сами! Не ставьте ссылки на недоступные в Сети архивные документы, поскольку никто не поверит, что вы действительно там были. Согласно российскому законодательству, право работать в читальных залах архивов граждане получают по достижении 18-летнего возраста.
Скорее всего, эта исследовательская работа – первая в вашей жизни. Поэтому важно получить профессиональное сопровождение, выбрав научного консультанта – специалиста по выбранной вами теме или, как минимум, преподавателя истории/студента-будущего историка. Многолетняя практика показывает, что исследовательские работы, написанные без консультанта, по качеству хуже, а оценка за них, к сожалению, ниже ожидаемой.
2. Цель и задачи
Цель работы показывает ваши исследовательские намерения, то есть что вы конкретно хотите сделать в рамках ИВР. Цель всегда одна, она формулируется через глагол, например выявить, сравнить, реконструировать. Не желательно использовать неконкретные глаголы по типу изучить или проанализировать, поскольку, читая любую статью в Интернете, вы уже что-то изучаете и анализируете. Совсем “грешно” формулировать цель при помощи слов узнать, рассказать, расширить мои знания. Научное исследование это все же не реферат и не популярная лекция, чтобы было, что узнавать и рассказывать :)
В отличие от цели, задач всегда несколько. Если цель глобальна, то задачи более направленны. Как правило, это 3-5 логических процедур, которые приводят вас к достижению поставленной цели и “раскладывают” ее на более “мелкие” части.
Пример:
Тема: Репрезентация Карибского кризиса 1962 года в советских и американских карикатурах 1960-х годовЦель: Реконструировать образ Карибского кризиса в советских и американских карикатурах 1960-х годов
Задачи: 1. Выявить советские и американские карикатуры на тему Карибского кризиса;
2. Провести сравнительный анализ;
3. Определить особенности карикатур, которые хотел передать автор.
Примеры формулировок цели есть здесь: https://school.hse.ru/nis/temaikv
3. Источники
Основа исторического исследования – источники. По выражению Марка Блока, источником можно считать “все, что человек говорит или пишет, все, что он изготовляет, все, к чему он прикасается”. То есть источник создан в изучаемый вами период, он несет в себе необходимую для исследования фактическую (не оценочную!) информацию. При этом любой источник фрагментарен и субъективен. Вы не можете написать достойное исследование, опираясь только на одно письмо или на одну стенограмму. Для хорошей работы потребуется несколько источников, в идеале разных видов. Это необходимо для того, чтобы сравнить полученную информацию между собой и сделать исследовательский вывод.
Подробнее об исторических источниках, их типах и видах читайте здесь:
- Источниковедение [Текст] : учеб. пособие / И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др.; отв. ред. М.Ф. Румянцева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 685 с. (https://disk.yandex.ru/i/Fcoaf8hsAmGULg)
- Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А.К.Соколов и др.; под ред. А.К. Соколова. — М.: Высш. шк., 2004. – 687 с. (https://disk.yandex.ru/i/VsGr_PbQCBkE2w)
4. Литература
Литературой являются научные исследования по вашей теме. Это могут быть доступные вам статьи и монографии признанных специалистов. Статьи с популярных сайтов (например, Арзамас или ПостНаука) могут использоваться вами, но они не являются литературой.
Ссылаться в работе можно только на ту литературу, которую вы читали. Ссылки на недоступные вам лично исследования, которые вы переписали из третьих работ, являются дурным тоном и снижают впечатление от вашей работы.
Ссылки на статьи из Википедии и баз данных рефератов недопустимы!
5. Методы
Исследовательский метод — это инструмент, который вы используете для работы с определенными группами источников. Историческая наука методологически всеядна. По этой причине она активно использует достижения смежных социо-гуманитарных наук для получения нового знания. Более подробно с минимальным набором возможных методов вы можете ознакомиться здесь (https://disk.yandex.ru/i/wC9hRHFYnIKsWg).
В методологическом разделе введения указывайте только те методы, которые вы реально используете в своем исследовании. Зачем писать красивое иностранное слово “дискурс-анализ”, если его нет в тексте? Только ради потери баллов по неапеллируемому критерию С2 :(
Избегайте таких “методов” как анализ, синтез, дедукция, индукция – это мыслительные операции, которые вы используете в быту, а не только в научном исследовании. Также не стоит упоминать принципы историзма и научной объективности, хронологический метод и метод анализа источников. Это базовые постулаты исторической науки, которые часто выдаются за методы. Вряд ли вы будете писать хронологически инвертированную работу без источников.
Также о плане-проспекте вы можете прочитать здесь: https://school.hse.ru/nis/plan
-
Теоретическая часть
Теорчасть представляет собой обзор литературы по выбранной теме. Впоследствии он станет частью введения к ИВР, поэтому отнеситесь к литобзору внимательно.
На первом этапе вам нужно отобрать необходимые для исследования статьи и монографии, затем сгруппировать их по темам и проанализировать в рамках получившихся групп. Анализируя литературу, вам нужно ответить на следующие вопросы. Решались ли ранее задачи, сформулированные вами? Как они решались? К каким выводам пришли историки? В конце необходимо сделать свой вывод о том, каково место вашей работы среди существующих исследований: вы открываете что-то новое или уточняете уже имеющуюся информацию.
Текст должен быть логичным, связанным и аргументированным.
Все упоминания исследований должны сопровождаться правильно оформленной подстрочной сноской (сокращенной). ГОСТ для оформления можно посмотреть здесь: https://school.hse.ru/nis/gost
Также о литобзоре можно прочитать здесь: https://school.hse.ru/nis/litobzor
-
Эмпирическая часть
Эмпирическая часть в исследованиях по истории предполагает анализ информационных возможностей источников: вашу работу с ними и выводы, которые станут результатом исследования. Это еще одна часть будущего введения и одновременно важнейшая составляющая работы историков. Подробную информацию смотрите здесь: https://school.hse.ru/nis/empiricalhistory
-
Итоговые материалы
Перед отправкой работы проверьте ее на:
● Логичность. Введение, основная часть и заключение не противоречат друг другу. Поставленные цель и задачи выполнены. Все высказываемые тезисы доказаны с опорой на источники.
● Научность языка. В тексте используются необходимые термины исторической и смежных наук. Фразы по типу “все люди”, “народ”, “все общество” отсутствуют.
● Единообразность оформления. На каждой странице должны стоять правильно оформленные подстрочные сноски, в конце должны быть списки источников и литературы
Также проверьте свою работу на соответствие критериям (https://school.hse.ru/nis/criteria), именно на них будут ориентироваться члены комиссии, оценивая вашу работу.
Эксперты проверяют итоговые материалы по формальным критериям: не обрывается ли текст, есть ли список литературы и титульный лист, пройден ли Антиплагиат. За помощью с вычиткой текста, исправлением логических и фактических ошибок лучше обратиться к научному консультанту.
Готовясь к защите, структурируйте доклад: кратко опишите архитектуру исследования, но основное внимание сосредоточьте на полученных результатах. Именно они придают вашей работе ценность!
Не забудьте подготовить презентацию. Она должна быть лаконичной, выдержанной в едином стиле, с минимумом текста и визуальным материалом. Отрепетируйте выступление заранее, следите за таймингом (7–10 минут), не читайте, говорите уверенно и без спешки.
Спокойно реагируйте на вопросы. Они являются признаком того, что вас слушали и поняли. Большинство вопросов, как правило, носит уточняющий характер. Цель членов комиссии – не “завалить” вас, а лучше понять вашу работу, прояснить детали. Также не стоит нервничать из-за возможных комментариев. Они демонстрируют заинтересованность в вашей теме и желание помочь улучшить ее в дальнейшем.
По всем возникающим вопросам вы можете обращаться к экспертам области.
t.me/soho_san; tgureva@hse.ru; gurieva.0.tatiana@gmail.com
tmpetrova@hse.ru
vvpopova@mail.ru
ateplyakov@hse.ru
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.