• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

История

Salve!

Наверняка многие вдохновлялись историей разных эпох: блестящими рыцарями, прекрасными дамами, вероломными пиратами, героями Великой отечественной войны и так далее. Викинги и рыцари, замки и крепости, легионеры и германцы, кельты и друиды, балы и маскарады, военная и социальная история – вариантов для исследования огромное множество.

 

Вводный семинар по исследованию по истории
 
Презентация с ключевыми понятиями
 
Не забывайте про дедлайны! Их соблюдение - один из залогов успеха на защите. Актуальная лента времени здесь: https://school.hse.ru/nis/timeanddeadline
 

Примеры ИВР по истории:

1)   Артем Козловских “Влияние ревизионистского марксизма на идеологию РСДРП в 1898 – 1903 годах” 30/30

Литобзор (https://disk.yandex.ru/i/aQgzf0hBnj1drA

Текст (https://disk.yandex.ru/i/TTBDx2iUicRedg) 

 

2)   Мирослава Торовцева “Репрезентация Карибского кризиса 1962 года в советских и американских карикатурах 1960-х годов” 30/30

Литобзор (https://disk.yandex.ru/i/hPrxWruo84fmfQ

Текст (https://disk.yandex.ru/i/AUg4x6mdLAEelg)

 

  • План-проспект

    1. Тема

    Выбирая исследовательскую тему, в первую очередь руководствуйтесь своими интересами. Это поможет сохранять заинтересованность и мотивацию на протяжении всего периода подготовки ИВР.

    Проверьте интересующую вас тему на историчность. История как наука изучает человека в прошлом. Следовательно, вы можете исследовать только завершенные хронологические периоды, действия и события, брать биографии только умерших людей. “Хорошие” исторические сюжеты можно найти в Древнем Риме, Наполеоновской Франции, войне Севера и Юга США, Гражданской войне в России и так далее.

    “Плохие” исторические сюжеты касаются современных событий, то есть они начались в 2000-м году и длятся до сих пор. Как правило, проблемы современности изучаются политологами, социологами и представителями других смежных дисциплин.

    Формулируйте тему максимально четко, лаконично и проблемно. Например, тема “Гражданская война в России” слишком обширна, не очень понятно, что конкретно вы будете изучать. Если же написать: “Исход войск П.Н. Врангеля из Крыма в воспоминаниях современников”, тема приобретает конкретику. В ней появляется проблема, территориальные и хронологические рамки, намечаются источники.

    Проверяйте доступность источников и литературы. Исследовательская литература, учебники, интервью с учителем истории, Википедия – это не источники и не литература. Для исследования вам понадобятся документы изучаемой эпохи, а также научные статьи и монографии. Важно сразу проверить их доступность вам (например, поискать в Google.Scholar, e-library), чтобы потом не столкнуться с трудностями при написании текста. Вы можете использовать только те источники и литературу, которые читали сами! Не ставьте ссылки на недоступные в Сети архивные документы, поскольку никто не поверит, что вы действительно там были. Согласно российскому законодательству, право работать в читальных залах архивов граждане получают по достижении 18-летнего возраста.

    Скорее всего, эта исследовательская работа – первая в вашей жизни. Поэтому важно получить профессиональное сопровождение, выбрав научного консультанта – специалиста по выбранной вами теме или, как минимум, преподавателя истории/студента-будущего историка. Многолетняя практика показывает, что исследовательские работы, написанные без консультанта, по качеству хуже, а оценка за них, к сожалению, ниже ожидаемой.

    2. Цель и задачи

    Цель работы показывает ваши исследовательские намерения, то есть что вы конкретно хотите сделать в рамках ИВР. Цель всегда одна, она формулируется через глагол, например выявить, сравнить, реконструировать. Не желательно использовать неконкретные глаголы по типу изучить или проанализировать, поскольку, читая любую статью в Интернете, вы уже что-то изучаете и анализируете. Совсем “грешно” формулировать цель при помощи слов узнать, рассказать, расширить мои знания. Научное исследование это все же не реферат и не популярная лекция, чтобы было, что узнавать и рассказывать :)

    В отличие от цели, задач всегда несколько. Если цель глобальна, то задачи более направленны. Как правило, это 3-5 логических процедур, которые приводят вас к достижению поставленной цели и “раскладывают” ее на более “мелкие” части.

    Пример:
    Тема: Репрезентация Карибского кризиса 1962 года в советских и американских карикатурах 1960-х годов

    Цель: Реконструировать образ Карибского кризиса в советских и американских карикатурах 1960-х годов

    Задачи: 1. Выявить советские и американские карикатуры на тему Карибского кризиса;

    2. Провести сравнительный анализ;

    3. Определить особенности карикатур, которые хотел передать автор.

     

    Примеры формулировок цели есть здесь: https://school.hse.ru/nis/temaikv

    3. Источники

    Основа исторического исследования – источники. По выражению Марка Блока, источником можно считать “все, что человек говорит или пишет, все, что он изготовляет, все, к чему он прикасается”. То есть источник создан в изучаемый вами период, он несет в себе необходимую для исследования фактическую (не оценочную!) информацию. При этом любой источник фрагментарен и субъективен. Вы не можете написать достойное исследование, опираясь только на одно письмо или на одну стенограмму. Для хорошей работы потребуется несколько источников, в идеале разных видов. Это необходимо для того, чтобы сравнить полученную информацию между собой и сделать исследовательский вывод.

    Подробнее об исторических источниках, их типах и видах читайте здесь:

    • Источниковедение [Текст] : учеб. пособие / И.Н. Данилевский, Д.А. Добровольский, Р.Б. Казаков и др.; отв. ред. М.Ф. Румянцева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 685 с. (https://disk.yandex.ru/i/Fcoaf8hsAmGULg)
    • Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А.К.Соколов и др.; под ред. А.К. Соколова. — М.: Высш. шк., 2004. – 687 с. (https://disk.yandex.ru/i/VsGr_PbQCBkE2w)
    4. Литература

    Литературой являются научные исследования по вашей теме. Это могут быть доступные вам статьи и монографии признанных специалистов. Статьи с популярных сайтов (например, Арзамас или ПостНаука) могут использоваться вами, но они не являются литературой.

    Ссылаться в работе можно только на ту литературу, которую вы читали. Ссылки на недоступные вам лично исследования, которые вы переписали из третьих работ, являются дурным тоном и снижают впечатление от вашей работы.

    Ссылки на статьи из Википедии и баз данных рефератов недопустимы!

    5. Методы

    Исследовательский метод — это инструмент, который вы используете для работы с определенными группами источников. Историческая наука методологически всеядна. По этой причине она активно использует достижения смежных социо-гуманитарных наук для получения нового знания. Более подробно с минимальным набором возможных методов вы можете ознакомиться здесь (https://disk.yandex.ru/i/wC9hRHFYnIKsWg).

    В методологическом разделе введения указывайте только те методы, которые вы реально используете в своем исследовании. Зачем писать красивое иностранное слово “дискурс-анализ”, если его нет в тексте? Только ради потери баллов по неапеллируемому критерию С2 :(

    Избегайте таких “методов” как анализ, синтез, дедукция, индукция – это мыслительные операции, которые вы используете в быту, а не только в научном исследовании. Также не стоит упоминать принципы историзма и научной объективности, хронологический метод и метод анализа источников. Это базовые постулаты исторической науки, которые часто выдаются за методы. Вряд ли вы будете писать хронологически инвертированную работу без источников.

     

    Также о плане-проспекте вы можете прочитать здесь: https://school.hse.ru/nis/plan

  • Теоретическая часть

    Теорчасть представляет собой обзор литературы по выбранной теме. Впоследствии он станет частью введения к ИВР, поэтому отнеситесь к литобзору внимательно.

    На первом этапе вам нужно отобрать необходимые для исследования статьи и монографии, затем сгруппировать их по темам и проанализировать в рамках получившихся групп. Анализируя литературу, вам нужно ответить на следующие вопросы. Решались ли ранее задачи, сформулированные вами? Как они решались? К каким выводам пришли историки? В конце необходимо сделать свой вывод о том, каково место вашей работы среди существующих исследований: вы открываете что-то новое или уточняете уже имеющуюся информацию.

    Текст должен быть логичным, связанным и аргументированным.

    Все упоминания исследований должны сопровождаться правильно оформленной подстрочной сноской (сокращенной). ГОСТ для оформления можно посмотреть здесь: https://school.hse.ru/nis/gost

    Также о литобзоре можно прочитать здесь: https://school.hse.ru/nis/litobzor

  • Эмпирическая часть

    Эмпирическая часть в исследованиях по истории предполагает анализ информационных возможностей источников: вашу работу с ними и выводы, которые станут результатом исследования. Это еще одна часть будущего введения и одновременно важнейшая составляющая работы историков. Подробную информацию смотрите здесь: https://school.hse.ru/nis/empiricalhistory

  • Итоговые материалы

    Перед отправкой работы проверьте ее на:

    ●     Логичность. Введение, основная часть и заключение не противоречат друг другу. Поставленные цель и задачи выполнены. Все высказываемые тезисы доказаны с опорой на источники.

    ●     Научность языка. В тексте используются необходимые термины исторической и смежных наук. Фразы по типу “все люди”, “народ”, “все общество” отсутствуют.

    ●     Единообразность оформления. На каждой странице должны стоять правильно оформленные подстрочные сноски, в конце должны быть списки источников и литературы

     

    Также проверьте свою работу на соответствие критериям (https://school.hse.ru/nis/criteria), именно на них будут ориентироваться члены комиссии, оценивая вашу работу.

     

    Эксперты проверяют итоговые материалы по формальным критериям: не обрывается ли текст, есть ли список литературы и титульный лист, пройден ли Антиплагиат. За помощью с вычиткой текста, исправлением логических и фактических ошибок лучше обратиться к научному консультанту.

Готовясь к защите, структурируйте доклад: кратко опишите архитектуру исследования, но основное внимание сосредоточьте на полученных результатах. Именно они придают вашей работе ценность!

Не забудьте подготовить презентацию. Она должна быть лаконичной, выдержанной в едином стиле, с минимумом текста и визуальным материалом. Отрепетируйте выступление заранее, следите за таймингом (7–10 минут), не читайте, говорите уверенно и без спешки.

Спокойно реагируйте на вопросы. Они являются признаком того, что вас слушали и поняли. Большинство вопросов, как правило, носит уточняющий характер. Цель членов комиссии – не “завалить” вас, а лучше понять вашу работу, прояснить детали. Также не стоит нервничать из-за возможных комментариев. Они демонстрируют заинтересованность в вашей теме и желание помочь улучшить ее в дальнейшем.

По всем возникающим вопросам вы можете обращаться к экспертам области.

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.