• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Результаты

Метод сильных сторон и пожеланий даёт возможность не только получить данные о текущей ситуации, но и подготовить развитие ситуации с последующим взаимодействием участников образовательного процесса. В ходе применения метода важно оценить и уровень готовности актёров образовательного процесса участвовать в школьных процессах, высказывать своё мнение и обсуждать его с другими.

Количество участников, взаимодействие внутри Лицея и вовлечение в общелицейские процессы. Количество участников семинаров не позволяет говорить о том, что получена исчерпывающая информация по всем деталям текущей ситуации. Особенно в случае, когда было принято осознанное решение не участвовать в семинарах и голосовании, у представителей сообщества Лицея могут быть иные идеи и потребности, нежели те, которые удалось проанализировать.

Так как с информационной и организационной точки зрения семинары было доступны большому количеству потенциальных участников, а также на основании комментариев в онлайн-формах и устных беседах, можно говорить о том, что у потенциальных участников семинаров была свобода выбора. В случае метода сильных сторон и пожеланий важен результат, что большинство сделало выбор не в пользу участия в оценивании текущей ситуации. На данный момент именно эта ситуация доступна для анализа в рамках метода.

Таким образом, низкое количество участников очных встреч в меньшей степени повлияло на качество результатов голосования. В большей степени оно свидетельствует о недостатке культуры взаимодействия в образовательном пространстве среди основной части актёров и/или о дефиците возможностей для вовлечения в решение вопросов.

Выбор приоритетов. Участникам голосования в рамках применяемого метода необходимо расставлять приоритеты. Это не значит, что остальные формулировки не будут учитываться в последующей работе. Но метод сильных сторон и пожеланий уделяет внимание ресурсам школы и её представителей - подборка самого популярного помогает понять логику дальнейщей работы и по возможности сэкономить ресурсы.

Предполагается в первую очередь уделять внимание тем пожеланиям, которые могут укрепить важные силы, а также тем, которые могут быть поддержаны существующими силами. Графики можно изучить (силы,пожелания), возможности реализации описаны здесь.  

С какими пожеланиями предстоит работать в первую очередь, будут решать ответственные за их реализацию с учётом данных анализа, условий, в которых применялся метод, и результатов переговорных мастерских (см. ниже). Важно помнить, что общий список пожеланий намного длиннее, чем тот, который был проанализирован в рамках метода; и что могут появиться новые мнения в более конкретном обсуждении. Очевидно, что кафедре необходимо учитывать в своей деятельности и те позиции, которые не вошли в список самых популярных.


Общая картина. 
Разные группы актёров имеют достаточно цельное и схожее представление о ситуации с индивидуальными исследованиями и проектами в Лицее. Были названы близкие друг другу сильные стороны. Пожелания достаточно легко объединяются в тематические группы.

Общие блоки сил, выделенные всеми группами актёров, касаются академической тематики, самостоятельности, свободы выбора и информирования. Минимум три из пяти сил от каждой группы находят значительную поддержку других групп. Общие пожелания посвящены консультированию, взаимодействию друг с другом (готовность помочь), пониманию общей повестки.

Отмечаются и специфические акценты внутри групп актёров. Например, среди того, что разные группы называют самым полезным результатом исследовательской и проектной деятельности в школе. В то же время не все согласны с тем, что отдельные группы считают удачным. Эти нюансы необходимо использовать в работе над улучшением ситуации.

В двух группах при онлайн-голосовании от 24% до 66% участников не согласились с требованием голосовать за ограниченное количество пожеланий. Пожеланий в этих группах было значительно больше, чем сильных сторон. Эти данные могут свидетельствовать о том, что в группах 11 класса и родителей особенно выражена потребность в решении большого количества вопросов. Что подтверждается комментариями, полученными в ходе встреч.

Интервью с представителями Лицея, которые не относятся ни к одной из групп актёров, дополнили общую картину, и их пожелания были учтены в итоговом анализе. При этом не было обнаружено серьёзных противоречий с данными от участников семинаров.

Исследования и проекты. Когда при обсуждении сил делалось различение на исследования и проекты, исследование чаще становилось предметом разговора (в два раза, если судить по спискам сил). Это отражает общую тенденцию в Лицее больше освещать исследовательскую тематику и может быть проявлением того, что исследования представлены в общей повестке лучше, чем проекты. В то же время звучали пожелания об уточнении границ и рамок проекта, уравновешивании трудозатрат при выполнении разных типов ИВР и др., которые свидетельствуют о необходимости уделить проектам дополнительное внимание. 

Будущая совместная работа. Одним из результатов семинаров в рамках применяемого метода должно являться решение о продолжении совместной работы над развитием ситуации в переговорных мастерских (см. ниже). Из общения с участниками встреч и комментариев в онлайн-формах следует предварительный вывод о том, что не все согласны или считают неэффективным формат работы в школьных условиях, который предполагает обсуждение и донесение позиции до других групп актёров. 

Важно отметить и противоположную тенденцию. На семинарах с лицеистами из 10 и 11 класса более половины участников положительно отнеслись к идее продолжения общения с целью решения спорных вопросов и вызвались участвовать в таких событиях.

 

Работа с пожеланиями в рамках мастерских. Проанализированные пожелания можно разделить на те, которые могут быть реализованы кафедрой исследовательской и проектной деятельности без дальнейшего масштабного обсуждения с другими актёрами; и те, которые требуют участия представителей других групп (подробнее). В таких обсуждениях возможно не только разрешить конфликт интересов разных групп и найти способы решения спорных вопросов; но и учесть мнения, которые не были высказаны на семинарах. Насколько такое взаимодействие реально и необходимо, решать сообществу Лицея.

В этой связи кафедра предлагает следующие переговорные мастерские. 1. Встречи с преподавателями на тему развития ситуации на уроках (начиная с мая 2019). Ранее вопрос подробно обсуждался с заведующими кафедрами; на семинаре в феврале 2019 началась конкретная работа в этом отношении. 2. Встречи с администрацией и кураторами по блоку пожеланий к кураторам (начало 2019-2020 уч. г.). 3. Встречи с лицеистами с приглашением администрации и преподавателей по нескольким блокам пожеланий (начиная с октября 2019). 4. Встреча с родителями с приглашением администрации и лицеистов по нескольким блокам пожеланий (ноябрь-декабрь 2019). 5. Иные встречи, которые участники образовательного процесса посчитают правильным организовать после ознакомления с данными анализа по методу сильных сторон и пожеланий.

Возможности для дальнейшего анализа. Опубликованные данные возможно использовать для различных целей в кураторской, преподавательской, административной, консультационной деятельности. Анализ по кураторским группам и направлениям не обязательно приведёт к обобщающим выводам из-за количества участников, но может пригодиться в отдельных случаях. 

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.