• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Информация о семинарах в Лицее НИУ ВШЭ, 2018-2019

Семинары 

В качестве тематики для апробации метода сильных сторон и пожеланий была выбрана ситуация с индивидуальной исследовательской и проектной деятельностью лицеистов. Эта деятельность в Лицее традиционно ассоциируется в первую очередь с индивидуальной выпускной работой (ИВР)1. Курирует данную проблематику кафедра исследовательской и проектной деятельности (далее – кафедра).

Пять встреч с представителями групп актёров прошли с конца декабря 2018 до середины марта 2019. Это были – в хронологической последовательности - семинары с 10-классниками, 11-классниками, участниками кафедры, преподавателями и представителями администрации, родителями. Были проведены два интервью с сотрудниками Лицея, не входящими ни в одну из групп, но активно взаимодействующими с лицеистами и преподавателями на тему исследований и проектов.

В соответствии с логикой метода для очных встреч желательно участие как можно большего количества заинтересованных2. На семинары были приглашены все преподаватели, от каждой кураторской группы - до трёх лицеистов и двух родителей. На всех встречах участников не хватало (см. Прим. 1). В том числе поэтому голосование за приоритеты было проведено в режиме онлайн в тех случаях, когда организаторы встреч посчитали это возможным и эффективным.

Таб. 1. Статистика по количеству участников

 

Участвовали очно

Голосовали
за сильные стороны

Голосовали
за пожелания

10 класс

13

27 (10 групп)

139 (20 групп)

11 класс

14

14 (9 групп)

166 (28 групп)

Кафедра

10

19

16

Преподаватели

18

18

14

Родители

24

147 (41 группа)

147 (41 группа)

 

Работа с сильными сторонами и пожеланиями

Сбор мнений. Каждая группа в ходе обсуждений на встрече называла в отношении индивидуальной работы лицеистов над исследованиями и проектами то, что считает удачным и важным - сильные стороны или силы; и то, что нужно изменить и чего не хватает – пожелания. Последние данные при этом делятся между категориями, к которым они относятся, - в основном это те люди, к кому пожелания обращены. Категории предлагались организаторами семинаров, но участники могли предложить свои.

По возможности после сбора сил и пожеланий на семинаре происходило более глубокое обсуждение ситуации. Все данные подсчитывались и сводились в списки (см. таблицы). 

 

Таб. 2. Количество сил и пожеланий

 

Сильные стороны
(получившие голоса)

Пожелания
(получившие голоса)

10 класс

41 (27)

27 (27)

11 класс

37 (21)

61 (55)

Кафедра

35 (20)

50 (37)

Преподаватели

37 (25)

38 (22)

Родители

36 (33)

74 (72)

 

Голосование. Применяемый метод построен на ранжировании данных, для чего участникам необходимо расставить приоритеты. Либо во время встречи (в том числе с использованием онлайн-чатов), либо после встречи в режиме онлайн происходило голосование за самые важные каждому силы и пожелания. При голосовании онлайн можно было предложить свой вариант или отказаться голосовать, если пожеланий в категории не было.

В случае если список в категории был длинный (сильные стороны от каждой группы; пожелания внутри одной категории), организаторы встречи принимали решение о том, сколько голосов каждый участник мог отдать в таком списке. В остальных случаях голосовать можно было одним голосом.

Ранжирование. Были подсчитаны голоса каждой группы и установлена интенсивность сил и пожеланий внутри каждой группы актёров. Интенсивность высчитывалась на основании популярности пожелания или силы в общих списках, где самая популярная позиция получала значение 1. Так были установлены самые важные 5 сил и 10 пожеланий (Топ-5 и Топ-10) для каждой группы (см. Прим. 2).

Сравнение. Данные от каждой группы были соотнесены друг с другом: как внутри списков сильных сторон и пожеланий, так и между ними. Процедура описана в других разделах при подробном анализе сил и пожеланий.

                                            pic введение 10 класс

Примечания

Примечание 1. Так как участников очных встреч было мало, нельзя говорить о том, что удалось получить полноценную картину о текущей ситуации, особенно в отношении сильных сторон. Но в рамках применяемого метода это именно та информация, которая доступна на данный момент, а количество отказавшихся от участия во встречах – один из исследовательских результатов. При этом нельзя не отметить вопрос о значении для школьного сообщества силы, за которую проголосовал 1 человек из 14 присутствовавших и 721 не участвовавших.

Обратная связь по участию в семинарах собиралась в онлайн-формах, и был проведён эксперимент по обращению ко мнению потенциальных участников: преподавателей и лицеистов попросили указать причину, по которой не удастся принять участие в семинаре. 2 группы лицеистов и 4 преподавателя объяснили незаинтересованность во встрече разными причиными. Остальные не мотивировали своё отсутствие.


Примечание 2.
 В каждом случае применения метода решение о количестве анализируемых сильных сторон и пожеланий принимается отдельно, на основании их интенсивности и содержания. При рассмотрении общей ситуации в школе от каждой группы обычно отбирается 10 как самых популярных сильных сторон, так и самых популярных пожеланий.

Сильные стороны. Топ-5. Так как в Лицее анализировался лишь один тематический раздел, предполагалось, что подробно будет рассмотрено меньше 10 сил. При сравнении интенсивности самых популярных сил было решено остановиться на тех, интенсивность которых была бы не ниже 33%. Таких позиций было от 5 до 14 в разных группах. Так как минимальное число было 5, во всех группах были рассмотрены первые 5 позиций.

В одной группе на 5-й и на 6-й позициях находятся силы с одинаковой интенсивностью, и в соответствии с методологией была выбрана та из них, которая более выгодна с точки зрения анализа, а именно была похожа на озвученное в других группах. Так же было сделано с пожеланиями, которые имели одинаковую интенсивность и занимали позиции 10-11 в 4 группах. При сложном выборе учитывалось и пересечение с сильными сторонами.

Пожелания. Топ-10. Допустимо было с учётом результата отбора сильных сторон остановиться на 5 самых популярных пожеланиях каждой группы. Но были рассмотрены следующие моменты: 1) в четырёх группах процент пожеланий, за которые был отдан хотя бы 1 голос, был намного выше, чем процент таких же сил; в пятой группе показатели сопоставимы; 2) три группы выделили от 1,4 до 2 раз больше пожеланий, чем сил; ещё в одной группе показатели почти равны (см. Таб. 2); 3) на очных встречах отмечалась высокая потребность лицеистов и родителей во внимании Лицея к пожеланиям. На этом фоне было решено отобрать 10 пожеланий от каждой группы. Интенсивность их оказалась в подавляющем числе случаев больше 50%, и лишь в случае 2 пожеланий опустилась ниже 33%.

 


[1] ИВР является отражением обязательного компонента индивидуального учебного плана старшеклассника «Индивидуальный проект» в формате учебного исследования или проекта (ФГОС СОО).

[2] Обычно это как минимум один представитель каждой группы примерно до 30 человек (класса, кафедры и пр.). Желательно участие 2-3 представителей такой группы. В случае с отдельным семинаром для небольшой группы, какой был проведён для участников кафедры, необходимо участие не менее половины представителей.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.