• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пожелания на фоне сильных сторон. Развитие ситуации

Метод сильных сторон и пожеланий нацелен в том числе на учёт популярных сил в работе с популярными пожеланиями. Происходит это на следующем за анализом этапе – в процессе общения представителей групп актёров в ходе работы над пожеланиями. Для этого группы должны быть готовы обсуждать спорные вопросы и участвовать в их решении, если это требуется. Но уже сейчас можно обратить внимание как минимум на корреляцию самых популярных сил и самых популярных пожеланий.

Следующая логика предлагается методом сильных сторон и пожеланий для дальнейшей работы:
1. Если пожелание связано с популярной силой, появляется возможность развить и укрепить важную в сообществе силу.
2. Популярные силы могут поддерживать развитие, и необходимо искать способы, как существующая сила может работать на пожелания. 
3. В первую очередь стоит работать именно с самыми популярными пожеланиями, которые соотносятся с популярными силами. Иначе у школы не хватает ресурсов обратиться сразу ко всему предложенному в ходе семинаров.

Приведём примеры применения такой логики.

1. Некоторые пожелания к Лицею на тему консультантов соотносятся с силами о свободе выбора и самостоятельности лицеистов в организации работы, так как с консультантами лицеисты связываются сами. Интенсивность этих сильных сторон подтверждена анализом, и правильно с точки зрения метода работать в первую очередь с пожеланиями, которые помогут их развить. Например, с пожеланием об упрощении поиска консультантов. Так как была отмечена полезность сайта и других материалов, можно осуществить данное пожелание, доработав уже существующие платформы передачи информации. Заодно стоит учесть, что родители говорят о создании списка консультантов онлайн, хотя такие списки есть. Работая над удобным поиском консультантов, необходимо помнить о том, что до этого родители не считали, что списки существуют. Соответственно, что-то должно измениться с технической или с информационной стороны, а, возможно, с обеих.

Похожим образом можно разрешить ситуацию с пожеланиями к кураторам быть в курсе дел и разобраться в процессе. Материалы, которые кураторы могли бы для этого использовать, уже существуют. Но либо они не подходят кураторам, либо кураторы по другим причинам не всегда оказывают информационную поддержку в отношении ИВР. Это необходимо обсуждать.

2. Сама формулировка важного 10-классникам пожелания «Помогите выбрать тему!» вместо, например, «Дайте тему!» отсылает к разделяемой многими сильной стороне – свободном выборе темы. Преподаватели, которые выступают в роли консультантов и учителей-предметников, также отмечают ценность этой силы. Соответственно, возможно распространение среди преподавателей и консультантов методик по помощи школьникам с выбором темы. Такие методики используются на НИПС и частично описаны в материалах онлайн и офлайн. Как и материалы сайта, НИПС и его компоненты выделяются отдельными группами, но явно требуют продолжения развития как силы.

К тому же среди сильных сторон есть такие, которые отсылают к исследовательским и проектным умениям и компетентностям (постановка темы относится к ним напрямую). Для укрепления этих сил кажется необходимым обратить внимание на усиление исследовательского и проектного компонентов на уроках, о чём звучат и пожелания. Обмен методиками, которые являются ежедневной практикой для многих коллег, мог бы стать основой такого развития.

3. Среди самых популярных сил были названы такие, которые связаны с ИВР как общелицейской темой, фишкой и источником для мемов. 11-классники как раз не разделяют это мнение, но среди самых важных пожеланий формулируют снижение психологического давления от культа ИВР. На фоне упомянутых сил очевидно, что есть инструменты для смещения акцентов так, чтобы пожелание было исполнено: давления стало меньше, а общая тема зазвучала более положительно. Тем не менее такая работа требует активного обсуждения с самими лицеистами, в частности, с уточнением цели и задач.

4. Хотя  деятельность кафедры  не была выделена как сила всеми актёрами, часть участников процесса эту сильную сторону активно поддерживает. Преимущественно это преподаватели, подчёркивающие энтузиазм коллег. В то же время высока интенсивность пожелания кафедры  перевести часть процессов с кафедры на других преподавателей, и это пожелание можно обсуждать с коллегами, учитывая положительные отзывы части из них о работе кафедры. С другой стороны, невозможно представить себе развитие этого вопроса, а также ряда других пожеланий  без обсуждения с администрацией. Очевидная мотивация для различных актёров Лицея обсуждать вместе подобные вопросы может строиться на блоке сил, который касается высокой значимости проектной и исследовательской деятельности лицеистов для их развития и будущего. Для поддержания таких важных сил необходимо создавать или дорабатывать существующие условия.

5. С другой стороны, можно выделить т.н. проблемные пожелания. Такими являются, например, пожелания, относящиеся к сфере защит. Организация защит не является очень важной силой в представлении всех групп актёров, тогда как пожелания на этот счёт есть в нескольких категориях. Примером другого типа проблемного пожелания может служить пожелание об определении консультанта (тем более руководителя) каждому лицеисту на постоянной основе. Оно входит в конфликт с разделяемыми всеми группами актёров силами о самостоятельности и свободе.

***

Анализ пожеланий в отношении работы с ними в будущем позволяет разделить их на группы по типам задач и путям решений. Для некоторых пожеланий уже есть решение, но группа актёров об этом не знает (что не означает, что ситуацию с информированием не нужно исправить), либо решение в процессе выполнения. Большая часть таких задач относится к сфере деятельности кафедры, поддерживается участниками голосования и не требует каких-то дополнительных обсуждений. Таковыми являются:

- Создать список преподавателей-консультантов/ упростить поиск консультантов
- Смягчить критерии и сделать более понятные и разделяемые всеми критерии
- Создание перечней документов для проектных заявок
- Техническая подготовленность преподавателей на защитах
- Состав комиссии на защите известен заранее
- Не такое строгое оценивание на защитах
- Равномерно распределить обязанности на кафедре
- Общее, разделяемое администрацией, понимание проекта и его границ
- Более интенсивное взаимодействие представителей кафедры и лицеистов с администрацией
Порядок следования пожеланий здесь и в следующем списке основан на том, насколько можно соотнести пожелание с силами; насколько эти силы и пожелания популярны. Окончательное решение по тому, в каком порядке работать с пожеланиями, принимать ответственным за их реализацию.

Ко второй группе пожеланий, как т.н. проблемным (см. выше п. 5), так и более простым в работе, относятся такие, которые необходимо обсуждать внутри Лицея как сообщества. Связано это с рядом факторов. Во-первых, разными группами были выражены разные позиции в отношении и сильных сторон, и пожеланий. Во-вторых, может не быть решения обозначенной проблемы потому, что решение выходит за сферу деятельности всех групп актёров. В-третьих, многие пожелания обращены не к кафедре и администрации Лицея, что предполагает обсуждение пожеланий теми, к кому они направлены. Решение части вопросов не предполагает участие кафедры, часть из них можно свести к встречам двух групп актёров и т.д. Такими пожеланиями являются:

- Исследовательская модель урочной деятельности, проектные и исследовательские задания на уроке (к преподавателям)
- Давать свободу и не вмешиваться (к родителям)
- Снять культ ИВР - снизить психологическое давление
- Личные конфликты не должны влиять на оценивание (к преподавателям)
- Помощь с выбором темы (к консультантам)
- Разобраться в теме ИВР (к кураторам)
- Задавать больше вопросов и быть активными в поиске ответов на них (к лицеистам)
- Быть в курсе всего, что касается ИВР (к кураторам)
- Оказывать поддержку, когда у лицеистов возникают вопросы (к кураторам)
- Учитывать отсутствие опыта у лицеистов (к консультантам)
- Читать сайт (к лицеистам)
- Мотивировать работу консультантов
- Не давить (меньше нагрузки) на лицеистов в неделю дедлайна (к преподавателям)
- Не отказывать в консультировании и интересоваться ИВР (к преподавателям)
- Перевод части процессов с кафедры на других
- Не настраивать против ИВР (к преподавателям)
- Создать возможность апеллировать экспертный критерий
- Тест на исследовательскую адекватность при приёме на работу
- Понимать вопросы лицеистов (к консультантам)
- Не откладывать всё на последний день (к лицеистам)
- Читать и обсуждать работы (к консультантам)
- Больше проектных консультантов
- Не превращать творческие работы в мини-ИВР (к преподавателям)
- Мыслить критически и поддерживать лицеистов (к консультантам)
- Быть готовыми попинать (к кураторам)
- Не бояться ошибиться в своей деятельности (к лицеистам)
- Поддерживать детей морально и эмоционально (к родителям)
- Понимать, что ИВР и Лицей должны занимать всё время (к родителям)
- Не переживать так сильно (к родителям)
- Больше поддержки лицеистов по ходу работы
- Отвечать быстро и подробно (к консультантам)
- Следить за прогрессом (к кураторам)
- Нужен консультант/ руководитель каждому лицеисту на постоянной основе
- Помочь в выборе направления и консультанта (к преподавателям)
- Усилить контроль над выполнением этапов (к консультантам)
- Расписать индивидуальный план работы (к кураторам)
Готовы ли участники образовательного процесса обсуждать вместе в т.н. переговорных мастерских пожелания и вопросы, будет решающим для развития рассмотренной на встречах общелицейской тематики.

***

Другие пожелания не вошли в список Топ-5. Логика применяемого метода предполагает, что этим вопросам не стоит уделять внимание до того, как будут реализованы или рассмотрены пожелания, обозначенные выше. Насколько инициативные актёры согласны с тем, что эти вопросы не требуют первостепенного внимания, решать им с учётом данных анализа. Несколько примеров пожеланий, которые не вошли в список самых популярных, но постоянно звучат в общении представителей Лицея:

- Участники комиссий точно читают работы до защиты
- Отмена видеозаписи на защитах и возможности апеллировать критерии, связанные с выступлением
- Развитие взаимодействия с ФД
- Учёт в итоговой отметке промежуточных результатов оценивания, а не только отметки на защите
- Изменение информационных писем (короче, реже и чётче)

Точно так же при обсуждении сил на семинарах повторялись такие, которые остались нераскрытыми в итоговом анализе самых популярных позиций. Например, сильные стороны, связанные с социализацией, открытостью, творчеством.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.