• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Метод сильных сторон и пожеланий и текущая ситуация в школе

Метод разработан Доротеей Шютце и Маркусом Хильдебрандтом и в том числе активно использовался в рамках программы „Demokratie lernen und leben“1 с 2002 по 2007 гг., после чего стал частью практики демократического развития школы в Германии.

Краткое описание: в очных встречах с представителями всех групп участников образовательного процесса (актёров) определённым образом обсуждаются и затем выводятся сильные стороны и пожелания в отношении каких-то вопросов. Результаты сопоставляются, выделяются приоритеты, проблемные моменты и реальные возможности для развития.

В основе метода лежат понятия сильных сторон и пожеланий. В этой модели определение сильных сторон является источником энергии для последующих изменений, т.к. поддерживает самосознание школы и культуру взаимного признания в ней. Акцент не на слабые, а на сильные стороны не демотивирует и не останавливает процесс развития. В свою очередь, и пожелания направлены на развитие и благодаря логике процесса формулируются конкретно и конструктивно. Сильные стороны и пожелания рассматриваются не отдельно друг от друга - в последующих шагах по развитию школы в первую очередь происходит работа с пожеланиями, которые служат укреплению уже существующих сильных сторон; а сильные стороны определяют, в какой последовательности и под каким углом имеет смысл реализовывать пожелания. Поэтому в ходе анализа и сильные стороны, и пожелания представляются в приоритетной последовательности. Это в том числе экономит силы в процессе школьного развития – к примеру, если явления или деятельность не определяются участниками образовательного процесса как сила, энергию предлагается направить на иные вопросы.

Открытая работа с отдельными группами актёров представляет собой рамку для применения метода. Одной из целей является узнать, что эти группы понимают под хорошей школой2, а также донести их мнение друг до друга. В итоге получается обширное представление о мнении участников процесса, а последующий анализ сводит их в единую картину. Метод служит созданию условий для будущего диалога в атмосфере взаимоуважения, и это достигается не в последнюю очередь тем, что каждая из сторон понимает, что её мнение услышано.

К другим преимуществам метода относится возможность обсуждения в ходе очных встреч, которое в зависимости от целей и ситуации может превратиться в этап разработки или проработки какого-то вопроса. Встречи проходят в условиях диалога, и работа ведётся интерактивно, что создаёт особую динамику.

Таким образом, применение метода преследует основные цели: открытого анализа текущей ситуации с соотнесением мнений всех групп актёров; подготовки развития ситуации; подготовки последующего взаимодействия участников образовательного процесса.

 


[1] Программа «Учиться демократии и жить демократией», которую проводила Комиссия федерации и земель по образовательному планированию и поддержке исследований. Через программу прошли сотни немецких школ. В ходе программы с целью развития школы были опробованы различные методы, собрано большое количество данных, разработаны и опубликованы теоретические и практические материалы.

[2] Если речь идёт о развитии всей школы. Предмет рассмотрения можно сузить до отдельного участка или явления школьной жизни.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.