• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Россия — мои горизонты: о профориентации и не только

Новый курс для лицеистов 8-ых и 9-ых классов, направленный профориентацию

Россия — мои горизонты: о профориентации и не только

В расписании у лицеистов 8-ых и 9-ых классов появился новый курс внеурочной деятельности «Россия — мои горизонты». Рассказываем в публикации о его особенностях и даже о первых впечатлениях ребят от занятий!

«Россия — мои горизонты» — это курс внеурочной деятельности, который введён в рамках федеральной программы «Профминимум». В зависимости от уровня и направления обучения, в Лицее он идет у лицеистов 8-ых и 9-ых классов один раз в неделю весь учебный год, либо два раза в неделю в течение полугода.

Курс, разработанный кафедрой Теории познания, нацелен на формирование осознанного выбора и  знакомство с различными типами деятельности и образовательными траекториями, а также поддерживающе работает на подготовку к ПДО в 9-ом классе. Команда курса прилагает максимальные усилия, чтобы занятия были полезными и содержательными в первую очередь для ребят. 

«Горизонты» — это профориентационный курс, по итогам которого лицеисты:  

— осваивают инструментарий для создания картины своих интересов и склонностей  (на основе материала профессиональных проб),

— фиксируют результаты своих профпроб и рефлексию в онлайн портфолио;

— решают возникшие вопросы и проблемы вместе с опытными взрослыми, с которыми познакомились на встречах с экспертами из разных сфер деятельности,  

— ориентируются в образовательных возможностях Лицея, а также НИУ ВШЭ и используют их для планирования и реализации собственной образовательной траектории.


Татьяна Андреевна Мясникова, преподаватель Теории познания в Лицее

«Горизонты» помогут лицеистам внимательно и осознанно посмотреть на себя, свои способности и планы сквозь призму всех возможностей большой Вышки. Нам важно индивидуально с каждым учащимся проанализировать его личностные особенности и траекторию дальнейшего обучения так, чтобы усердная учеба привела к любимому делу.

В век цифровизации одна из самых сложных задач (и не только для подростков) — расставить приоритеты так, чтобы гармонично совместить «lifelong learning» (прим. ред. обучение всю жизнб) и «work-life balance» (прим. ред. баланс работы и жизни). Чем больше учащийся будет знать о мире профессий, тем быстрее и легче он сможет выстроить баланс между этими ценностями в будущем.

На занятиях «Горизонтов» лицеисты встречаются с экспертами из разных областей, чтобы узнать суть той или иной деятельности изнутри, попробовать себя в роли действующего профильных специалистов в уникальных интерактивах, разработанных специально для занятия, и, конечно, задать все интересующие вопросы.

Например, 25 сентября лицеисты встретились с экспертом в области международных отношений, Артёмом Евгеньевичем Ищенко. Ещё во время учёбы он дважды стал призером ВсОШ по истории (2018 и 2019 годы), а сейчас — выпускник МГИМО, специалист по международным отношениям и студент магистратуры по направлению «Международное, частное и публичное право».

На встрече лицеисты смогли узнать о самых востребованных иностранных языках, знаниях, необходимых для липломатов, и навыках, которые необходимо развивать, чтобы стать успешным: чем жертвуют и что приобретают специалисты этой профессии? Однако больше всего ажиотажа собрало обсуждение важных для будущего языков, профессий после обучения на «Международных отношениях» и влияния геополитических сложносей на работу «международников».

Многие ребята поблагодарили за такой формат занятий, а часть из них даже сразу захотела попробовать себя в этом направлении! Ну и конечно, все получили ответы на интересующие их вопросы.

Однако курс не окончился занятием по международным отношениям — наблюдаем дальше! 14 октября бразды правления были переданы Александре Гусевой, студентке и выпускнице Московского городского педагогического университета и Восточного Ляонинского университета, а также дипломированными педагогу по китайскому и английскому языкам. В обычно жизни Александра работает переводчиком и экскурсоводом, а также логистом и экспертом по таможенному делу в работе с Китаем. 

Как выбрать востребованное направление, когда душа ни к чему не лежит? Как работать НЕ по специальности, прокачивая основную профессию? Как начать работать до выпуска из ВУЗа? Как и зачем получать образование за границей? Как справиться с многополярностью в карьере («мне одновременно нравится всё и ничего») — эти и многие другие вопросы Александра обсудили с лицеистами. 

Не обошлось и без интерактива — им стала «Своя игра». Ребята разделились на команды, после чего их ждало четыре направления кейсов. К каждой задаче необходимо было предложить самое быстрое и при этом рабочее решение. Таким образом, лицеисты искали пути выхода из сложных ситуаций в следующих темах:

  • педагогика иностранных языков;
  • логистика;
  • перевод;
  • экскурсионная деятельность.