Фестиваль ИВР: научно-исследовательский и проектный, но не семинар
Фестиваль представлял собой 26 уникальных маршрутов, по количеству областей: культурология, менеджмент, инженерия, IT, политология, менеджмент, математика и другие. Каждый лицеист мог выбрать свою траекторию, а также успеть познакомиться с разными областями. Следуя по программе, ребята знакомились с Грантовым конкурсом ИВР, лицейской Конференцией «Наука с тысячью лиц», конкурсом «Высший пилотаж», электронными ресурсами библиотеки Вышки, проходили диагностику исследовательских умений, а также посещали площадки по областям.
В этот день в Лицее собрались эксперты кафедры, сопровождающие ИВР, выпускники, практикующие специалисты, доктора наук и профессора из разных университетов, а также научные и проектные консультанты. Предлагаем узнать больше о каждой части Фестиваля!
Площадка Грантового конкурса ИВР
На этой площадке координаторы конкурса рассказали про суть и тонкости получения гранта на ИВР, проекты его участников, ошибки и проектные риски. Однако преподаватели решили сделать это не в лекционном формате, а провести для лицеистов квиз и дать кейсы: им нужно было угадать стоимость существующих выпускных проектов. Благодаря игровому формату ребята активно участвовали в обсуждении, продвигали свои идеи и в процессе понимали, как воплотить их в жизнь.
Предлагаем и вам сыграть в эту игру и угадать стоимость проектов выпускников!
Татьяна Николаевна Шутова, преподаватель теории познания, ведущая площадки
На площадке Грантового конкурса ИВР было очень приятно видеть «заряженных» ребят. Слышала, что есть уже идеи, которые очень хочется воплотить в жизнь. В какой-то момент я просто представила себя лицеисткой, которая за несколько часов узнала, сколько возможностей есть вокруг. Горящие глаза, идеи, возможности, выбор, поддержка… Мне кажется, это то, что делает наш Лицей самим собой. Здорово, что просто один день может об этом так живо напомнить!
Денис Викторович Горбачев, преподаватель английского, ведущий площадки, координатор конкурса
На самом деле, это был очень необычный опыт: я первый раз участвовал в такого рода мероприятии и был крайне удивлен тем, как быстро лицеисты включились в работу. Они очень живо реагировали, отвечали, участвовали на протяжении всего события. После проведения каждой площадки лицеисты подходили уточнять какие-то детали — а это значит, что у нас получилось их заинтересовать. В целом, нас, ведущих, это тоже зарядило: каждое из четырех мероприятий мы проводили бодро, что необычно для повторяющихся активностей.
Мастер-класс от директора Лицея
Следующей активностью, подготовленной для ребят, стала встреча с Валерием Вячеславовичем Пазыниным, директором Лицея. В течение беседы ребята узнали больше об этапах исследовательской деятельности и поиске идей для нее. На этой площадке лицеисты активно вступали с Валерием Вячеславовичем в дискуссию, задавали большое количество вопросов и смело делились своими мыслями.
Валерий Вячеславович Пазынин, директор Лицея
Мне показалось важным так построить разговор, чтобы это была не лекция, а беседа, в которой каждый участник может изменить ход обсуждения, добавив свое понимание или задав свой вопрос — и во многом это получилось. Мы поговорили о пути исследователя, то есть о тех этапах исследовательской деятельности, которые необходимо пройти, чтобы получить научный результат. Вторая часть разговора была о том, где взять идеи для исследования в области языкознания, что может стать предметом исследования. К счастью, языкознание — одна из тех областей науки, где порог базовых знаний для вхождения в исследование не настолько высок, и для старшеклассников выполнить реальное исследование, результат которого будет интересен и будет содержать долю научной новизны, вполне реально. И это, в принципе, возможно на любом уровне системы языка, в синхронном или диахроническом аспекте, будь то в области функционирования одного языка или межъязыкового взаимодействия. Оказалось, что у многих уже есть идеи, что они хотели бы исследовать, и мы даже успели эти идеи обсудить. Так что разговор явно удался!
Площадка Конференции «Наука с тысячью лиц»
Лицеистам, приходящим на площадку, предлагалось сыграть в игру «Стань участником Конференции», предложить свои идеи для исследований и обсудить их не только с другими лицеистами, но и с преподавателями.
«Наука с тысячью лиц» — это лицейская научно-исследовательская Конференция, предоставляющая лицеистам и педагогам пространство для проведения лекций и дискуссий, презентации проектов и получения исследовательских компетенций. Конференция объединяет множество областей исследования, поднимает актуальные темы и обеспечивает обмен знаниями и навыками между всеми участниками.
Атмосфера, как и везде, была комфортной и располагающей к разговору. Кажется, именно это стало ключевой особенностью Фестиваля — все площадки проходило не только интересно, но и в дружелюбной атмосфере!
Елена Александровна Тютина, преподаватель истории, руководитель проекта Конференции
Площадка Конференции прошла очень динамично — мы предложили ребятам предложили сыграть в игру! «Как же так? Конференция — это же про науку и исследования, какие игры?». Мы уверены, что первый серьезный шаг в науку для большинства наших десятиклассников должен пройти в комфортной обстановке. Именно такую цель и ставят себе организаторы Конференции: создание поддерживающей среды увлеченных наукой людей, где именитые ученые будут делиться своими открытиями наравне с новичками. Надеемся, что в этом году у нас будет целая плеяда восходящих звезд на Конференции!
Мастер-класс от выпускников Лицея
Своими знаниями об ИВР и ее особенностях поделились не только сотрудники, но и выпускники Лицея, которые уже успешно защитили эту работу. Ребята с ИВР из самых разных областей пришли к десятиклассникам, чтобы рассказать больше о своих проектах и ответить на все интересующие вопросы.
Алина Хингава, выпускница Лицея, автор выставки современного искусства «Равнодушие» в качестве ИВР в области Организация событий
Как мне кажется, это мероприятие стало отличной возможностью для десятиклассников понять, что они хотят делать, и я уверена, им было полезно услышать опыт других людей. Приглашение разных спикеров, особенно выпускников, защитивших ИВР в прошлые годы, — это то, что нужно, чтобы понять ИВР и то, как она может пригодиться в будущем. Например, моя до сих пор сильно помогает, так как я сейчас организую разные стартапы, инвест-проекты, бизнес встречи, в том числе работаю продюсером для организации коммерческих съемок для брендов. Умение договариваться с людьми, организовывать разные события и мероприятия — это очень важные для жизни качества, а у меня они находят отклик еще и в работе!
Андрей Юдин, выпускник Лицея, автор подкаста «Эпоха просвещения» в качестве ИВР в сфере Медиа
Изначально ко мне обратились с просьбой рассказать о своей ИВР, которая на момент создания была уникальна и не подходила под рамки стандартного проекта в сфере Медиа — это подкаст «Эпоха просвещения», в рамках которого я разговаривал с ремесленниками из разных областей культуры: режиссерами, культурологами, блогерами и философами. Однако в своем выступлении я хотел рассказать не столько про работу над ИВР, сколько про поле для своей самореализации в Лицее в целом. Было неожиданно, когда ребята начали задавать вопросы не про «Эпоху просвещения», а просили помочь своей экспертизой для их идей. Я думаю, Лицей как раз про это — про передачу опыта и экспертизы.
«Анализ рынка не только для маркетологов»
Чтобы показать ребятам важность исследовательской деятельности за пределами ИВР и Лицея в целом, организаторы Фестиваля пригласили не только выпускников, но и специалистов из различных сфер. Одним из них стал Дмитрий Валерьевич Тюрин, член Совета Гильдии маркетологов, доктор экономики, профессор. Он провел для лицеистов лекцию о значимости проведения маркетинговых исследований в современном бизнесе, а также кратко рассказал о целях, видах и методах проведения исследований в компаниях.
Дмитрий Валерьевич Тюрин, исполнительный директор компании «Tubar Trading», член Совета Гильдии маркетологов, доктор экономики, профессор
Очень приятно проводить занятия в заинтересованной среде слушателей. Собрался практически полный актовый зал, что говорило о неподдельном интересе лицеистов к данной теме. После лекции меня обступили ребята, было масса индивидуальных вопросов. Надеюсь, что это мероприятие поможет им написать их научно-исследовательские работы, а также обратить внимание на такое перспективное направление профессионального развития, как маркетинг, в рамках принятия решения о специализации их дальнейшего высшего образования.
Мастер-класс от Библиотеки НИУ ВШЭ
Большая Вышка тоже не осталась в стороне — у нее точно достаточно компетенций и полезных ресурсов, которые могут помочь в исследовательской деятельности. Один из них — огромная база совершенно разной литературы, которую может предоставить Библиотека НИУ ВШЭ. Лицеисты смогли познакомиться с ней на Фестивале и поучаствовать в мастер-классе от сотрудников Библиотеки, на котором они узнали о доступных ее пользователям услугах и возможностях. Менеджеры Библиотеки — Анна Тохова и Екатерина Устюгова — представили обзор электронных ресурсов, инструментов для поиска научной информации, способы ее анализа и обработки.
Екатерина Устюгова, менеджер Библиотеки НИУ ВШЭ
Учащиеся Лицея проявили большой интерес к выступлению, а ведущие, в свою очередь, были рады познакомиться с ребятами, посодействовать исследовательской деятельности ребят и пригласить их в читальные залы!
Подведем итоги?
Дарья Павловна Мирная, заведующая кафедрой ИВР, одна из организаторов Фестиваля
Как результат Фестиваля, лицеистам предлагалось подумать над своими идеями, набросать несколько вариантов своих собственных тем ИВР. Именно вдохновить лицеистов на собственное исследование или проект было главной задачей всех организаторов и ведущих Фестиваля!
Николь Николаевна Сукиасянц, руководитель направления «Востоковедение», одна из организаторов Фестиваля
Фестиваль ИВР — первое подобное мероприятие в Лицее, которое мы с коллегами решили организовать. Лично меня результат очень сильно вдохновил — мероприятие получилось насыщенное смыслами, идеями, проектами и экспертами! Участники получили возможность еще раз подумать о своем проекте и исследовании, ознакомиться с опытом старших коллег и стать на шаг ближе к успешной защите своей работы! Очень надеюсь, что в следующем году мы повторим этот фестиваль, а о своем опыте на нем будут рассказывать уже ребята, которые за этот год воспользуются всеми полученными знаниями и навыками!
Все фотографии с Фестиваля можно найти в альбоме