• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Апрельские стажировки: школы России в гостях у Лицея

В 2021 году команда Лицея подготовила серию стажировок для руководителей и сотрудников образовательных организаций. Сейчас подходят к концу апрельские курсы: авторы, организаторы, преподаватели и слушатели уже встретились в стенах Лицея и готовы поделиться впечатлениями.

Апрельские стажировки: школы России в гостях у Лицея

Курс «Организация обучения в старшей школе по модели предуниверсария»

Когда: 8-10 апреля — очная сессия

Кто участвовал: административные сотрудники высших учебных заведений, руководители образовательных организаций и заместители руководителей образовательных организаций

Авторский курс Дмитрия Ефимовича Фишбейна открыл серию стажировок, познакомив слушателей с моделью Лицея как предуниверсария НИУ ВШЭ. Слушателями курса стали сотрудники предуниверсариев и университетов, стремящихся создать свои школы. В стажировке приняли участие команда университетской школы ДВФУ, приехавшая из Владивостока, Академическая гимназия ДВФУ, СУНЦ УрФУ, Пушкинская школа №1500 из Распределенного лицея НИУ ВШЭ, а также коллеги из Российского нового университета, Челябинского государственного университета и Российского государственного гуманитарного университета.

В первый день очной сессии участники поговорили о миссии современной школы, необходимости прозрачных внутренних «правил игры», отличии между университетским и школьным преподавателем с проректором НИУ ВШЭ Вячеславом Владимировичем Башевым. Кроме того, слушатели обсудили правовые вопросы реализации школьных образовательных программ с заместителем директора Лицея по организационным вопросам Сергеем Александровичем Ворониным.

 

Садовникова Татьяна Валерьевна, директор института довузовского образования Челябинского государственного университета

Для Челябинского государственного университета действительно интересна система школы внутри вуза: у нас есть подобные проекты и задумки, но не такого масштаба. Хотелось посмотреть, как это реализуется здесь, в Лицее, и понять, насколько опыт Высшей школы экономики приемлем в наших условиях. В итоге было освещено много полезных и интересных моментов, даже сложно выделить что-то одно. Особенно приятно видеть среди спикеров людей, которые горят идеей и способны воплощать ее в жизнь.

 

Во время второго и третьего дня очной сессии слушатели более детально погрузились в структурные и организационные вопросы. Прошли лекции Наталии Владимировны Копытовой о специфике организации учебного процесса в условиях внедрения ФГОС среднего общего образования. Новые подробности о взаимодействии Лицея с университетом раскрыла Анна Владимировна Безукладникова, заместитель директора Дирекции по правовым вопросам НИУ ВШЭ. В заключение Рустам Фаильевич Байбурин, заместитель директора по развитию Лицея, выступил с лекцией о разработке пакета образовательных результатов и подходах к их измерению, а Дмитрий Ефимович рассказал о специфике бюджетирования Лицея и принципах формирования кадрового состава. Вечером второго дня коллеги посетили премьерный показ спектакля «Грибоедов+» лицейской театральной студии «Бургундский отель» в Центре культур НИУ ВШЭ.

 

Еремеева Ольга Николаевна, заместитель директора по учебной работе Университетской школы ДВФУ

Наш визит в Лицей связан именно с тем, что очень интересно понять, как выстроено здесь образовательное пространство: мечтаем, чтобы и наши ученики с таким удовольствием ходили в школу. И, конечно, чтобы они стали конкурентоспособны Лицею: у нас есть случаи, когда ребята прилетают сюда, поступают в Высшую школу экономики.

Очень здорово, когда появляется единое образовательное пространство от Москвы до Владивостока.

 

Дмитрий Ефимович Фишбейн, директор Лицея

Уверен, что для Лицея проведение стажировок и курсов для коллег из вузов и школ России очень важно, потому что увидеть практическую значимость разработанных образовательных практик самим зачастую сложно. Надеюсь, что содержание мероприятий дало коллегам понимание реальности реализации в образовании инновационных подходов к построению модели старшей школы, в том числе и в составе вуза.

 

Курс «Персонализированное образование: проектирование и реализация образовательного процесса (практика Лицея НИУ ВШЭ в соответствии с ФГОС основного и среднего общего образования)»

Когда: 15-17 апреля — очная сессия

Кто участвовал: руководители образовательных организаций, заместители руководителей образовательных организаций, методисты, преподавательский состав основного и среднего общего образования

Авторский курс Наталии Владимировны Копытовой, заместителя директора по учебно-методической работе, раскрыл для слушателей особенности персонализированного подхода в образовании, фокус которого — личность учащегося, его самостоятельность, ответственность и способность принятия решений о собственной образовательной траектории. Курс состоял из трех модулей: 

Модуль 1. Эффективное управление разнообразием образовательной среды; 

Модуль 2. Пять шагов от учебного плана к персональной траектории учащегося; 

Модуль 3. «Умные» технологии отбора и построения содержания образования.

Слушателями также стали сотрудники образовательных организаций из разных точек страны: в Лицей приехали команды из школ Воронежа, Белгорода, Калининграда, Краснодара, Новороссийска и Троицка.

 

Наталия Владимировна Копытова, заместитель директора по учебно-методической работе

Очная сессия курсов получилась очень насыщенной.

Слушатели познакомились с практиками внедрения в образовательный процесс элементов персонализированного обучения, а также с их теоретическими основаниями.

Удалось подробно остановиться на формировании персональной траектории учащихся, уделив особое внимание вариативности учебных планов профилей, а также вопросам эффективной логистики образовательного процесса для построения индивидуального расписания. Была проведена экспертиза учебных планов СОО и ООО образовательных организаций слушателей.

Заведующие кафедрами Лицея НИУ ВШЭ Александр Андреевич Гиринский, Наталия Кирилловна Иконникова, Антон Александрович Моручков поделились опытом разработки и реализации авторских учебных курсов, в том числе онлайн-курсов смешанного обучения.

Слушателям были продемонстрированы практики внедрения форматов смешанного обучения (Blended Learning), где фокус не на деятельности учителя по представлению нового учебного материала (instruction, teaching), а на стимулировании собственной учебной деятельности учащегося (learning), практики обучения через исследование (inquiry-based learning), через практическую деятельность.

Ведущим экспертом кафедры «Исследования и проекты» Лицея НИУ ВШЭ Анастасией Владимировной Шалаевой представлены подходы к организации и содержанию выполнения индивидуального проекта или исследования учащимся и цифровые решения по сопровождению этой деятельности на примере готовых цифровых сервисов на платформе Лицея НИУ ВШЭ.

Значимо, что курсы прошли в конструктивном диалоге со слушателями. Коллеги приехали из разных регионов страны, объединенные общей задачей формирования среды амбициозных целей, учебных возможностей, положительных эмоций учащегося.

 

Что будет дальше?

Анастасия Олеговна Лепетюхина, руководитель проекта по взаимодействию с образовательными организациями

Прошедшие курсы во многом были ориентированы на административных сотрудников университетов — в частности, курс Дмитрия Ефимовича, — и образовательных организаций, школ – курс Наталии Владимировны. Некоторые коллеги приехали к нам с достаточно конкретными запросами, а у других эти запросы возникали уже во время курса. Хочется надеяться, что полученные ими знания о лицейских практиках удастся реализовать в школах. 

В дальнейшем — а именно в июне и осенью — планируются курсы, которые посвящены отдельным системообразующим элементам Лицея. Будем ждать и новых коллег, и уже знакомых, ведь одна из важных целей курсов — выстраивать продолжительное сотрудничество с другими образовательными организациями.

Радует, что уже по итогам первых двух очных сессий такие контакты появились, так что надеемся на новые встречи: возможно, даже поедем в гости к коллегам, например, во Владивосток к ДВФУ, или в Екатеринбург к СУНЦ УрФУ!

Следующая серия курсов стартует в июне. Команда Лицея надеется, что во многом они станут продолжением апрельской сессии, и уже знакомые коллеги вновь присоединятся к курсам, чтобы еще детальнее познакомиться с лицейскими практиками. 

Курсы в июне:

Преподавание «Теории познания» в старшей школе,

«Индивидуальный проект» ФГОС среднего общего образования: сопровождение самостоятельной исследовательской и проектной деятельности,

Сопровождение ученика старшей школы: выход за пределы академического контекста


Узнать подробнее о предстоящих курсах и зарегистрироваться на них уже сейчас можно на официальной странице.