• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Исследования, метапредметность и котики: олимпиада «Ступени»

«Ступени» — для тех, кто умеет размышлять. На прошлой неделе состоялся заключительный этап олимпиады: организаторы поделились инсайдерской информацией по разработке заданий и советами для подготовки, а одна из участниц — личным опытом.

Исследования, метапредметность и котики: олимпиада «Ступени»

Участница об олимпиаде

Екатерина Колмыкова, Москва, Школа 2054, театральный класс

Про олимпиаду «Ступени» я узнала случайно. Листая сайт Лицея НИУ ВШЭ, наткнулась на рекламный блок, в котором говорилось, что до конца регистрации на первый тур олимпиады остаётся меньше недели. Наверное, страх упустить новую возможность разбудил во мне любопытство, и я сразу же написала двум своим подругам из старой школы с вопросом, знают ли они что-то про «Ступени» и хотят ли поучаствовать в чем-то, в чем я еще сама не разобралась, но что 100% интересном, потому что это олимпиада от Вышки и иначе не может быть. Мои подруги ничего не знали, и в наших школах об этом конкурсе тоже не говорили, поэтому мы решили просто попробовать поучаствовать. Времени на подготовку не было: я успела лишь мельком просмотреть демовариант и приступила к испытанию.

Сразу после первого этапа мы с подругами обсуждали задания и отметили, что олимпиада довольно необычная. Для нее не требуется знание каких-либо областей науки, но нужна способность мыслить и рассуждать. Мы также заметили, что организаторы подобрали задания абсолютно разной тематики, что позволило узнать нечто новое о разных сферах жизни, которые до этого вообще не были нам знакомы. Из всех задачек лично мне особенно запомнился вопрос про исследование, связанное с поведением кошек и котов в присутствии человека. Я думаю, что составители заданий довольно неплохо потрудились, потому что сама олимпиада действительно уникальна и просто не имеет аналогов.

Сложнее всего было переключиться со своего обычного образа мышления, который прививают в общеобразовательных школах. Там довольно редко выдаётся возможность узнать, сделать и попробовать что-то сверх программы или, так сказать, уменьшить масштаб карты и посмотреть на ситуацию шире. Именно этого часто не хватает даже в обычных, перечневых олимпиадах, а «Ступени» как раз дают возможность мыслить масштабнее и рассматривать вопрос со всех сторон.

Организаторы об олимпиаде

                              

Светлана Анатольевна Шаповал         Анастасия Владимировна Шалаева         Екатерина Алексеевна Проценюк

Зачем нужна олимпиада «Ступени»? 

Анастасия Владимировна Шалаева: Исследовательские конкурсы многообразны: это и конференции, и специализированные выезды, и практики на производстве, «в поле» — однако все они предполагают проведение и защиту готового исследования. Такая работа показывает навыки автора при условии, что он вкладывал в нее свои силы, однако часто исследования проводятся коллективами, при помощи экспертов, консультантов и даже родителей — не всегда можно увидеть результат работы самого учащегося. Поэтому и возникла идея олимпиады «Ступени»: проверить и оценить исследовательские умения как таковые, проблематизировать их для автора, не прибегая при этом к написанию большой работы. 

Светлана Анатольевна Шаповал: Олимпиада «Ступени» нужна, чтобы человек мог проверить свое умение работать с информацией, причем в условиях конкуренции и на независимом материале. Особенно это важно для тех, кто собирается заниматься наукой, быть исследователем, войти в академическое сообщество, но на самом деле это универсальные навыки.

Критическое мышление, логика, буквоедская (в хорошем смысле слова) внимательность к формулировкам, выполнение правил, которые приняты в том или ином сообществе, – эти и другие скиллы нужны сегодня каждому, кто умеет читать и писать и собирается учиться дальше. 

Екатерина Алексеевна Проценюк: Я считаю, что участвовать в «Ступенях» нужно для того, чтобы узнать что-то новое о себе и проверить себя: своё умение анализировать, строить гипотезы, аргументировать. Я убеждена, что наша олимпиада – одна из тех, для которых не нужно иметь большой багаж специальных знаний. Да, безусловно, нужно иметь представление о том, что такое исследование, эксперимент, как пишется академический текст. Однако в остальном Ступени, на мой взгляд, про желание рассуждать и решать задачки. 

 

Какую роль вы занимаете в подготовке олимпиады? Кто и как придумывает задания?

Светлана Анатольевна Шаповал: Мы с Мариной Леоновой придумывали самые первые «Ступени», это было в 2015. С тех пор олимпиада очень выросла, и сейчас задания готовит команда, даже две команды – отдельно для 8–9 и для 10–11 классов. Материал для заданий стараемся находить «в жизни» – в реальных научных (в том числе школьных научных) текстах. Каждую задачку сначала решаем сами, ищем подводные камни, обсуждаем, по несколько раз перерабатываем. Ищем что-нибудь новенькое, записываем идеи для новых задачек в течение года – придумывать интересные задания очень увлекательно. 

Анастасия Владимировна Шалаева: Вслед за Светланой Анатольевной Шаповал и Анастасией Олеговной Копыловой в этом году руковожу коллективом олимпиады, распределяю задачи, связываюсь с коллегами и службами университета и Лицея на разных этапах работы. Вместе с коллегами разрабатываю задания, критерии, проверяю работы. Задания для 8-9 и 10-11 классов на обоих этапах разные, они создаются на примерах реальных исследований, мы используем размещенные в открытом доступе темы, цели, задачи, выводы, фрагменты исследовательских работ. 

 

На проверку каких знаний и умений ориентирована олимпиада?

Анастасия Владимировна Шалаева: На олимпиаде проверяется несколько блоков умений, необходимых для проведения исследовательской работы: работа с источниками (от первоисточников и исследовательской литературы до результатов наблюдений и интервью), критическое мышление, особенности научной работы (от выбора и применения метода, описания результатов до академической этики). Умение — знание, которое может быть применено в нужный момент. В первом туре участники решают тестовые задания, проверяющие отдельные умения, а во втором — пишут рецензию на школьное исследование, оценивая его как эксперты. Тем самым участник в мини-формате проходит путь исследователя: от тренировки отдельных умений отличать исследовательскую тему, задачу, метод в тестовых заданиях до комплексного оценивания чужой работы. 

 

Что самое интересное в олимпиаде? Какие задания вас особенно радуют?

Светлана Анатольевна Шаповал: Для меня самое интересное – в какую систему складываются задания первого и второго тура, с одной стороны, и задания для 8–9 и для 10–11 классов, с другой. На первом туре – изолированные задачки, для решения которых надо продемонстрировать отдельные умения, а на втором – экспертиза чужой работы, где проявляются все стороны компетентности в целом. Это похоже, например, на то, как музыканты сначала показывают отдельные этюды, а потом выходят играть концерт.

Очень радует второй тур 8–9 класса – мы придумали такую переходную форму экспертизы, которая под силу начинающему.

Анастасия Владимировна Шалаева: Самое интересное в олимпиаде — идеи участников, ответы, их комментарии и рекомендации, которые они дают во втором этапе, рецензируя чужие исследования. Для меня большое значение имеет возможность создать условия, такой формат заданий, который позволит школьникам проявить исследовательскую самостоятельность, увидеть себя в этой деятельности, проявить свой интерес и пойти за ним, найти свою среду в школе или университете, тему исследования или, наоборот, понять, что исследовательская деятельность «не про меня». Очень интересно придумывать задания: всем вместе искать интересные материалы и формулировки, неожиданные материалы ответа — в этот момент мы сами превращаемся в участников олимпиады, ищем новое и необычное и удивляемся ему.  

Екатерина Алексеевна Проценюк: Самое интересное для меня как для составителя — это непрерывный поиск и непредсказуемость. Вплоть до финальной вычитки мы не знаем, как точно будут выглядеть наши задания: в стремлении к идеальному заданию мы постоянно ищем, что-то меняем, чтобы задание работало так, как мы хотим и как нам нужно. Этот процесс требует полной вовлечённости, и я получаю большое удовольствие от нахождения в этом потоке обсуждений, мыслей, правок; а когда вижу готовое задание, испытываю удовлетворение от проделанной работы.

Одни из самых любимых заданий — это задания про котиков, конечно! 

Примеры из задания про котиков

Что можно делать, чтобы подготовиться к олимпиаде?

Анастасия Владимировна Шалаева: Можно ознакомиться с материалами, которые мы советуем на сайте для подготовки к олимпиаде: это список книг о том, что такое исследование и как его писать. Среди них могу выделить самую популярную и, наверное, самую интересную книгу, «Как написать дипломную работу» Умберто Эко. Автор «Имени розы» и, в первую очередь, исследователь, Умберто Эко, с одной стороны, дает практические советы о выборе темы и консультанта, работе с литературой и написании собственного текста, с другой - рассказывает занимательные истории об исследовательских кейсах из собственного опыта и опыта своих коллег и учеников. Другой совет — читать исследования, современные и не очень, из разных областей, признанные и спорные, как можно больше. Именно опыт разных подходов и практик, разных школ и методов служит основанием для понимания исследовательской деятельности как таковой и для выбора или отказа от собственного исследовательского пути. В качестве вдохновения советую посмотреть на биографии ученых, одна из мои любимых — история Мишеля Фуко, написанная Дидье Эрибоном. В таких текстах ученый, который, как может казаться, живет в другом, «научном» мире, уверенно из него выходит и оказывается простым человеком со своими установками, выбором, трудностями и повседневными интересами. Да, он прикладывает много сил к делу науки, но оно далеко не всегда составляет всю его жизнь, а значит и любой из нас сможет стать исследователем, оставшись при этом человеком. 

Екатерина Алексеевна Проценюк: Здесь мог быть список литературы, но он есть на страничке олимпиады :) Я бы предложила сперва прорешать задания из демоверсий, обдумать их. Будет полезно, на мой взгляд, попытаться понять, что проверяется в том или ином задании, какие мыслительные операции приходится совершать, чтобы зарешать его; анализировать тексты, смотреть исследовательские работы и критически оценивать их, искать противоречия, отмечать удачное.

Вообще, мне кажется, что самое главное — это погрузиться в атмосферу исследований, начать задаваться вопросами, а что почитать — всегда найдётся!

 

Возникли ли трудности при переходе олимпиады в онлайн-формат?

Екатерина Алексеевна Проценюк: Безусловно, трудности были, прежде всего и по большей части технические. Начало первого, заочного, этапа, например, непредвиденно задержалось почти на два часа. Эта ситуация была стрессовой не только для участников, но и для нас, организаторов. И потому особенно тепло становилось от сообщений ребят о том, что все неполадки устранены, и от слов благодарности, (!) благодарности — в такой напряжённой ситуации. Очень радует ощущение, что понимание — важная составляющая любого общения — есть и что удаётся его почувствовать дистанционно через совместное преодоление трудностей. 

Дарья Владимировна Иванова: Учитывая технические трудности во время проведения первого этапа олимпиады, мы заранее проработали упрощенный вход на саму платформу, исключающий неприятные сюрпризы. Второй этап олимпиады проводился с системой прокторинга Экзамус, требующей проверки (и, по необходимости, настройки) оборудования и программного обеспечения участника, отработки входа через Экзамус на платформу проведения состязания. Систему прокторинга Экзамус Лицей использовал впервые и успешно при проведении вступительных испытаний летом 2020 года, поэтому наш выбор пал на нее. Техническими специалистами была разработана подробная пошаговая инструкция по прохождению состязания с системой прокторинга, а мы, команда организаторов, сделали пробное тестирование, чтобы участники могли пройти весь путь от проверки своей техники до отправки выполненного задания. 

Участникам Олимпиады будущих лет хотелось бы сказать - не ленитесь читать инструкции, задавать свои вопросы, проходить пробные тестирования, отметить для себя, куда следует обращаться в случае технического сбоя, зафиксировать в календаре основные дедлайны и требования к предоставлению документов. Небольшая подготовительная работа перед Олимпиадой избавит вас от стресса во время прохождения состязания, и вы сможете в полной мере погрузиться в задания и, надеюсь, получить от них удовольствие.

 

Во втором заключительном этапе организаторы встречались с участниками в Zoom до и после проведения олимпиады: поприветствовать друг друга, разобрать в формате квеста пример исследования, обсудить задания и вопросы. В организации мероприятий помогали лицеисты. 

Александра Шерстнева, лицеистка, ведущая зум-мероприятий для участников второго тура олимпиады

На самом деле, сейчас в Zoom обычно все гораздо менее активны, ведь он очень надоел и хочется проводить встречи лично, офлайн. А тут я даже была приятно удивлена тем, насколько участники были вовлечены. И в самом начале, и в конце, и все время, что я присутствовала в Зуме, я видела, насколько они энергичны, насколько им интересно общаться с нами. 

Со стороны мне кажется, что все прошло практически идеально и трудностей не возникло во многом благодаря аудитории. 

 

Послесловие от организаторов:

В конце 2020 года олимпиада «Ступени» вошла в перечень Минпросвещения, а список программ бакалавриата НИУ ВШЭ, которые учитывают победу или призерство в олимпиаде (до 6 баллов за индивидуальные достижения), вырос почти в три раза по сравнению с прошлым учебным годом и продолжает расти. Мы с коллегами совершенствуем систему заданий и критериев, продолжаем работать над содержанием олимпиады — очень интересно, куда она приведет нас в следующем году!

Страница олимпиады «Ступени»