«Я с благодарностью и уважением отношусь к ребятам, которые стараются воспользоваться всеми возможностями Лицея»
С этого учебного года направлением «Юриспруденция» руководит Алексей Орловский. О своём впечатлении от лицеистов, а также о психологии старшеклассников и свободе выбора в Лицее Алексей Яковлевич рассказал в интервью редакции портала.
О себе
Мое первое высшее образование – исторический факультет МПГУ, где я защитил дипломную работу, связанную с изучением Соборного Уложения 1649 года как исторического источника. Пусть это 17-й век, история московского государства, но все-таки диплом мой был связан с решением правовых вопросов. Любопытные пересечения бывают в жизни, даже с разницей в несколько десятилетий.
Более 20 лет я работал учителем и заместителем директора в Московской городской педагогической гимназии, у которой был ряд совместных проектов с Лицеем. Кроме того, после окончания магистратуры «Управление образованием» Института образования НИУ ВШЭ, я остался там преподавать историю образовательных учений. Можно сказать, сама история взаимоотношений подвела меня к работе в Лицее.
На самом деле руководитель направления «Юриспруденция» не обязательно должен быть связан с профессиональной правовой деятельностью. Лично мне важно было продолжить преподавать историю. Кстати, это один из профильных предметов на направлении.
В моем представлении, руководитель направления – это держатель организационного и содержательного наполнения программы. Его задача – актуализировать учебный план, исходя из текущих запросов и возможностей. Через него происходит взаимодействие ребят, родителей и администрации.
Когда в августе я пришёл в Лицей, то почувствовал опеку со стороны одиннадцатиклассников направления. Ребята сразу вышли на контакт, предупредили, что готовятся встречать десятиклассников в августе, и обозначили следующие шаги. Я с благодарностью это воспринял – не мне пришлось их искать, а они сами посчитали это очень важным и, не потеряв время, сделали первые шаги.
О том, что отличает лицеистов «Юриспруденции» от других старшеклассников, и об игровых судебных процессах
Для меня юристы – люди особенного языка, особой культуры и менталитета. Понятно, что специализация накладывает свой отпечаток на взрослых юристов, но, когда это стало очевидно в отношении ребят, которые только стремятся к юридической деятельности, на меня это произвело впечатление.
Приведу один любопытный пример. В феврале мы с ребятами из 10-х, 11-х классов и «Футуритета» приняли участие в выездных педагогических мастерских гимназии №1505, где я раньше работал. Это образовательный лагерь, в котором ребята разных возрастов готовят с выпускниками и учителями общий проект. Лицеисты предложили организовать в ходе той большой игры свой игровой судебный процесс. На установочной встрече они стали объяснять другим школьникам правила, используя абсолютно привычные для себя термины в области юриспруденции, но остальные участники сначала их не поняли. Пришлось «переводить». Тогда для меня стала очевидна разница в восприятии и языке общения. И там, и там подростки: умные, харизматичные, активные. Но есть различие в некой погруженности, когда пристрастие и увлеченность начинают находить отражение в словах и действиях.
Свою задачу я вижу в том, чтобы создавать как можно больше активностей, в которые мог бы включиться лицеист, рассматривающий юридическую область как перспективную профессиональную деятельность: конкурсы по олимпиадному праву, игровые судебные процессы, встречи с интересными людьми правовых профессий.
В конце апреля прошёл финал конкурса игровых судебных процессов, организованный факультетом права НИУ ВШЭ. Команды лицеистов и учеников школы «Покровский квартал» выступали по Zoom, а судили участников студенты факультета права. Всё было по-настоящему: ребята в течение нескольких месяцев собирали информацию, формулировали аргументы и репетировали выступление – к такому мероприятию просто невозможно качественно подготовиться за два дня. Лицеисты 10-х и 11-х классов шли с небольшой разницей в баллах – предварительная подготовка в какой-то степени уравнивала команды. Ребятам нужно было не только грамотно выступить со своей позицией, судьи задавали участникам различные вопросы, в том числе проверяли на стрессоустойчивость. В итоге победила команда одиннадцатиклассников Лицея – София Подорожная и Иван Кургачёв. На мой взгляд, у старших ребят оказалось больше опыта и навыков быстрого реагирования на ситуацию. Тем не менее, конкуренция была достаточно сильная, что очень радует.
Приятно отметить, что карантин не сбил организаторов, и они смогли провести конкурс на дистанте. После финала была рефлексия – онлайн-встречи с каждой командой, на которой судьи по частям разобрали выступления участников.
До мероприятия факультета права лицеисты при помощи студентов готовились к региональному туру всероссийского конкурса в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Из-за пересечений по датам с олимпиадами получилось так, что в конкурсе факультета права НИУ ВШЭ и в МГЮА выступили разные команды, хотя занимались ребята вместе – так удачно получилось, что все желающие получили опыт игры и опыт выступления.
О подростковом прагматизме и необходимости работать на опережение
В действительности на действия такого рода откликаются далеко не все, достаточно небольшое количество лицеистов. Подростки довольно прагматичны, особенно когда нужно серьёзно вкладываться и тратить на это много личного времени. Я с благодарностью и уважением отношусь к ребятам, которые стараются воспользоваться всеми возможностями, которые дает Лицей. Это же не обязательное действие – участвовать в игровом судебном процессе – оно требует подготовки, времени. Но старшеклассник знает, что хочет познакомиться с профессией и принимает внутреннее решение попробовать. То есть получается, что у него есть к этому интерес.
Мне кажется, одно из главных условий поступления в Лицей – желание интересоваться. Ведь человек, у которого есть желание, очень сильный: он ищет, любопытствует, готов реагировать. Даже если у него были слабые академические результаты, он свое доберет. Когда интерес пересекается с подростковым прагматизмом – рождается инициативность.
Абитуриенты приходят очень разные, с разной мотивацией. Часть ребят, например, может быть ориентирована на поступление в университет и планирует начать знакомиться с профессией только на первом курсе. Но лицеисты, по-моему, как раз те, кто выигрывает на старте, для них это является частью культуры. Поэтому идеальный абитуриент – тот, кто приходит на программу, чтобы взять от нее максимум. Не только обязательные дисциплины и не только академические результаты.
Важно, чтобы лицеист хотел себя проявить, не откладывал это на студенчество.
Тогда даже если он понял, что ошибся, пошел на «Юриспруденцию» потому, что родители юристы, а он вообще-то хочет стать, например, художником, – важно, чтобы он понял это сейчас, а не когда будет вложено много усилий в другом направлении. Да, в таком случае сказать свое слово – это сложный путь через конфликт и взросление. Но в Лицее есть возможность заявить себя и делать то, что хочешь делать. А главное – выиграть во времени.
В начале года было видно, кто из десятиклассников чувствует себя уверенно, а кто – несколько настороженно. Ведь поступают и те ребята, за которых решение приняли родители. Их внутренняя борьба, внутреннее сопротивление отражается на поведении: где-то они замыкаются, где-то выдают негативные реакции. Тут дело даже не в Лицее, дело, мне кажется, в возрасте. Бунтарство, максимализм, желание противостояния – все это уже есть, а ответственность ещё не по силам. Ребята только начинают знакомиться с правилом, что выступаешь против – будь готов предложить что-то свое. Бессмысленно критиковать и ничего не делать. Зато если тебе есть, что предложить, – пожалуйста, Лицей даёт для этого все возможности. Конечно, если бы абсолютно все ходили с горящими глазами – было бы странно. Просто ребятам, которые попали сюда случайно, – им становится еще тяжелее. В обычной школе им, может быть, удалось бы раствориться, а здесь те же родители могут начать требовать присоединяться к олимпиадам или каким-то инициативам – а они к этому не готовы. Для меня неестественным является, когда лицеист, имея право выбора образовательной организации, высказывает негатив в отношении выбранных им условий обучения. По сути, тем самым проявляя неуважение к своему собственному выбору.
Я для себя определился, что направление и Лицей дают возможности, но дальше человек свободен сам принимать решение. Если он хочется идти только по академическим результатам, ни в чем не принимая участие, – его право. При этом он видит, как живут другие лицеисты, и может в любой момент присоединиться, если возникнет такое желание.
О внеучебных мероприятиях
Некоторые юристы проявляют себя в общелицейских проектах. Например, в Ассоциации волонтёров. В этом году председатель ассоциации волонтёров с юриспруденции – это Анна Самохвалова. Председатель Совета лицеистов – Данила Морозов. В ноябре лицеистки направления «Юриспруденция» Анастасия Дмитриева и Елизавета Гончарова организовали юридическое «Что? Где? Когда?». Я, честно говоря, тогда был очень впечатлен – это было для меня первое мероприятие, полностью организованном лицеистами.
На направлении есть активные ребята, которые поступили после «Футуритета». В декабре они организовали встречу с новым набором девятиклассников. Я об этом узнал абсолютно случайно, они сами обо всем договорились и пришли рассказать желающим о направлении. То есть им важно было держать эту связь, у них были идеи и проекты, которыми они хотели поделиться. Мне кажется, это очень ценно. Ребята провели игру-квест, а после этого отвечали на вопросы тех, кто собирается поступать на направление.
Другая такая встреча была на защите дальнейшей образовательной программы – ключевом мероприятии «Футуритета», на котором девятиклассники должны обосновать специальной комиссии свой выбор направления. Глава совета лицеистов Данила Морозов вошел в состав этой комиссии и вместе с другими одиннадцатиклассниками «Юриспруденции» консультировал ребят по поводу выступлений, помогал спроектировать будущие шаги.
В середине февраля мы вместе с ребятами из Совета лицеистов решили организовать экскурсию в МосГорСуд. Оказывается, у Московского городского суда есть свой музей, но попасть туда с улицы невозможно. Так как это корпоративное учреждение, нужно делать официальный запрос Председателю Суда. При этом ребята сами организовали конкурс эссе на определенную правовую тему и сформировали группу (были желающие с других направлений). Это очень классная инициатива, которая, по моему мнению, как раз характеризует их как лицеистов.
Лицеист очень занят в большинстве своем – учеба, подготовка к олимпиадам, но здесь многое зависит от ребят. Я считаю, что создать условия для таких внеучебных образовательных мероприятий – наша основная обязанность. Тогда те, кому это важно, смогут найти время.