Более ста финалистов олимпиады «Ступени» получат сертификаты исследовательских умений
Подведены итоги очного тура метапредметной олимпиады по исследовательской деятельности «Ступени», который прошёл 1 марта в здании Лицея в Москве, а также в филиалах НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде и Перми. Впервые участники не только узнают свои баллы, но и получат сертификат с анализом проявленных компетенций, который поможет им улучшить свои навыки.
Сертификат исследовательских умений — документ, где наглядно представлен уровень, продемонстрированный при решении заданий, ориентированных на тот или иной аспект исследовательской деятельности, будь то умение проводить эксперимент и делать выводы или владение академическим стилем.
По замыслу организаторов, визуальное представление результатов и детализация баллов по отдельным умениям помогут участникам понять, каким из них стоит уделить внимание в дальнейшем. Составление сертификата — плод совместной работы кураторов «Ступеней» и кафедры исследовательской и проектной деятельности Лицея и один из шагов в разработке модели диагностики исследовательской компетенции.
Всего в финал прошли более ста участников онлайн-этапа, из них 23 старшеклассника набрали максимальное количество баллов и получат диплом победителя или призера олимпиады, что даст им возможность претендовать на привилегии при поступлении в Лицей или в Вышку.
Сам формат конкурсного задания остался неизменным по сравнению с прошлогодним: ученикам 8-9 классов было предложено оценить замечания рецензента к тексту исследования и обосновать собственную точку зрения по каждому из пунктов, а 10-11 — самостоятельно написать рецензию на научную работу. По словам призера олимпиады, девятиклассника Яна Радивилова, задания олимпиады заставили поломать голову и применить все имеющиеся знания: «Было очень увлекательно отвечать на предложения и замечания, чувствуя себя настоящим цензором и редактором», — говорит он.
Некоторые ребята участвовали в олимпиаде прошлого года и смогли улучшить свой результат. «Благодаря прошлогодней ”репетиции” я сразу смогла включиться в процесс, — делится впечатлениями победительница «Ступеней», одиннадцатиклассница Екатерина Ляхова. — При этом я не чувствовала, что делаю то же, что и раньше: если в прошлом году моя рецензия была положительной, то сейчас мне пришлось выступить с критикой предложенного исследования». Также Екатерина отметила особую атмосферу финала, который проходил в Лицее: «организаторы старались поднять настроение участникам, научить их чему-то новому и при этом никого не оставить голодным!», — говорит она.
Развлекательную программу для участников очного придумывали сами лицеисты. Желающие смогли прослушать лекцию социолога и преподавателя Лицея Антона Бойченко о творчестве рэп-исполнителей, сыграть в Kahoot на лицейскую тематику, продемонстрировать кругозор в викторине, включающей вопросы по областям всех лицейских направлений, и придумать новые слоганы, лучшие из которых могут попасть на значки олимпиады в следующем году.
Юрий Ледовский, лицеист направления «Экономика и социальные науки», член «Ассоцииации волонтеров Лицея»:
На мой взгляд, олимпиадная практика — это очень полезно: вырабатывается полезный навык работы в сжатые сроки, способность концентрироваться в сложной ситуации. Все эти у меня пригодятся потом в университете. Я проводил для участников «Ступеней» онлайн-викторину о Лицее. У каждой команды был лицеист-волонтёр, который водил команду по станциям и помогал отвечать на вопросы.
Я занимаюсь волонтерством, потому что взаимодействовать с другими — это круто. В процессе первичной социализации вырабатывается навык общения с разными людьми — это тот скилл, который поможет нам в обществе, когда мы станем взрослыми. Ведь существуют разные люди и к каждому нужен свой деликатный подход.