• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Меню

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

На коллоквиуме направления «Математика» лицеистам рассказали про 10-адические числа

19 февраля математический коллоквиум десятиклассникам провел заведующий кафедрой алгебры МПГУ, основатель международных математических олимпиад Александр Александрович Фомин.

Александр Александрович известен своими научными работами по тензорному произведению абелевых групп без кручения, а также статьями об истории развития теории абелевых групп в России в двадцатом веке. Помимо научной работы, профессор много лет  занимался математическими олимпиадами для школьников и студентов университетов. Школьные команды СССР под его руководством четырежды занимали первое место на международной олимпиаде с 1984 по 1994 год. Позже совместно с Марией Фальк де Лосада Александр Фомин основал национальную университетскую олимпиаду по математике в Колумбии, а также Ибероамериканскую университетскую математическую олимпиаду в 1998 году. Обе олимпиады проводятся до сих пор.

Денис Чистяков, руководитель направления «Математика»

В свойственной ему неторопливой и обстоятельной манере Александр Александрович рассказал о 10-адической арифметике и фрактальной реализации 10-адических чисел. По ходу выступления сами собой возникали частные задачи, которые могли бы стать темой индивидуального исследования. m-адические числа гораздо ближе, чем мы думаем. За наглядным и простым описанием, за интересной моделью стоит нетривиальная геометрия и своеобразная алгебра и анализ, нашедшие себе применение не только в фундаментальной математике, но и в математической физике. Доклад Александра Александровича – это элегантное введение в красивую область современной науки.

Александр Иванов, 10 класс направления «Математика»

Тема оказалось действительно увлекательной, многие ребята даже всерьез задумались о смене темы своей итоговой выпускной работы, ведь кольцо 10-адических чисел еще достаточно слабо исследовано, но при этом доступно для изучения школьниками. Благодаря огромному педагогическому опыту лектора нам удалось понять даже самые сложные моменты его рассказа. Также лектор упомянул, что именно благодаря работе по этой теме абитуриентам удавалось поступить в аспирантуру, так что полученная информация действительно может пригодиться в жизни. Сам Александр Александрович даже издал книгу по данному вопросу, возможно, это тоже помогло ему донести до нас знания в доступной форме. По моему мнению, эта лекция была одной из самых интересных за весь год. Спасибо Лицею за возможность приглашать таких талантливых и именитых ученых.