• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Проект как готовый к использованию продукт — разработки лицеистов в области IT и образования

В конце ноября прошли защиты исследовательских и проектных работ одиннадцатиклассников (ИВР). Мы попросили лицеистов, получивших максимальный балл за свое исследование или проект, рассказать о своей работе. В этом материале речь пойдет об ИВР в области информационных технологий и образования.

Проект как готовый к использованию продукт — разработки лицеистов в области IT и образования

Александр Потапов
Командный IT-проект с Львом Бровченковым «Android-приложение для взаимодействия с сервером HI-19»

Мы вместе со Львом, моим другом из Лицея, делали систему по анализу почерков, которая сравнивает рукописные тексты по фотографии. В мои задачи входило создание приложения для Android, которое бы красиво обернуло нейронную сеть (часть проекта, за которую отвечал Лев — прим. ред.) и позволило работать с алгоритмами людям, не сильно разбирающимся в программировании и математике. В итоге для сравнения текстов пользователю нужно просто выбрать два изображения из бибиотеки или сделать фото, и меньше чем за минуту он получит ответ — один и тот же человек написал тексты или разные. Пользователем разработки может стать кто угодно, очевидны возможности применения системы в криминалистике, банковской и нотариальной сфере.

Самой трудной задачей был препроцессинг — предварительная обработка изображений. Нейронная сеть очень чувствительна к входным данным, следовательно, далеко не каждое фото будет правильно обработано. Важно подобрать нужный ракурс, размер шрифта, гамму цветов, освещение — иначе результат будет попросту неверным. Это одна из проблем, которую мы до сих пор решаем, стараясь расширить диапазон валидных изображений.

Мы сейчас параллельно работаем еще над несколькими проектами, но планируем в скором времени сделать веб-версию и в новом году выложить готовый вариант в маркет для мобильных устройств и на сайт.

Александр Купцов, преподаватель программирования на английском языке

Это действительно серьезная работа. Преподаватель информатики Владимир Вячеславович Куренков отметил, что если сделать небольшие доработки, работу можно защищать как бакалаврскую. Отличительные особенности проекта состоит в том, что, во-первых, из него может получиться серьезный продукт. Во-вторых, у него есть узкоспециализированная область применение — распознавание почерка, почерковедческая экспертиза это актуальное направление криминалистики.

В IT-проектах мы сталкиваемся с противоречием. С одной стороны, современная разработка предполагает командную работу. С другой стороны, ИВР — индивидуальная выпускная работа. Чтобы не было такого, что, например, один работает, а второй формально значится в команде, мы попросили ребят четко разграничить свои обязанности.

Мы стремимся, чтобы в этом формате ребята делали индивидуальные проекты, прошли полный цикл работы над проектом и попробовали себя в разных ролях: и в написании кода — работе с алгоритмами, и, например, в дизайне, по мере возможности. Но какие-то интересные коллаборации комиссия готова рассмотреть в индивидуальном порядке.

Фёдор Пчелкин

Проект в области образования — «Курс на платформе Stepik по подготовке к написанию отборочного этапа олимпиады "Высшая проба" по электронике и вычислительной технике для девятых классов»

Курс представляет собой интерактивную программу, которая поможет разобраться со школьным материалом по электрическим явлениям и базовыми понятиями из информатики. Это именно те разделы, знание которых необходимо, чтобы решить олимпиаду.

Stepik — это русский аналог Coursera. Сотрудники организации предоставили мне студию с профессиональным оборудованием для записи видео-фрагментов и сделали монтаж. Курс я подготовил на основе пособия Яковлева по физике и различных интернет ресурсов, идеи для заданий брал из пособия Турчиной по физике для поступающих в вузы, из вариантов олимпиады прошлых лет, а некоторые придумывал сам, основываясь на «жизненном опыте».

Ученики проходят курс таким образом: смотрят обучающее видео по новой теме, изучают краткий конспект и выполняют задания, проверяемые автоматически системой. Фишкой курса можно считать то, что учащиеся могут задавать любые вопросы по теме в комментариях под каждым уроком, я стараюсь отвечать на них как можно быстрее. В интернете нет аналогов подобных продуктов.

В целом, продукт готов, запущен и открыт для записи всем желающим. На него уже записались 84 человека. Кстати, курс может быть полезен не только ученикам 9 классов, но и вообще всем учащимся 8-11 классов.

Наталья Шабат, преподаватель математики

В этом году проектов в области образования было более 40. Это и курсы лекций по разным предметам, сборники задач, особенно здесь выделяется экономическое направление, что понятно, в Лицее активно развивается олимпиадное движение под руководством Александра Николаевича Челеховского. Федор сделал обучающий сайт, поддерживающий полноценный курс по разделам физики. Лекции записаны Федором самостоятельно, он объяснял это тем, что школьникам порой лучше понимать рассказ сверстника о сложных вещах, чем учителя. Один из участников комиссии — Антон Александрович Моручков, протестировал курс, прослушал лекции, прошёл тест и порадовался успеху. Объём проделанной работы впечатляет. Очень профессиональный (не школьный) получился ресурс.