• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Одна память на два государства

Одиннадцатиклассница Лицея Анастасия Павлова и преподаватель истории Василий Кузнецов приняли участие в мемориальной экспедиции, посвященной 75-летию завершения Петсамо-Киркенесской операции. За 9 дней в составе экспедиции они преодолели более 1000 км. на автобусе по местам боевой славы Красной армии, побывали в самой северной крепости Норвегии, встретились с норвежскими и российскими политиками, а также узнали, чем память о войне в России отличается от памяти в Норвегии. В этом материале представлен путь экспедиции и впечатление от увиденного и услышанного.

29 октября Россия и Норвегия отметили 75-летие завершения Петсамо-Киркенесской операции, которая обеспечила выход Финляндии из войны и возвратила Норвегии государственную свободу и суверенитет.

17 октября – Мурманск

Московская часть мемориальной экспедиции встретилась вечером в хостеле с архангельской частью в составе учащихся Гимназии №3 им. К.П. Гемп (рук. М.Н. Копица), членов клуба “Патриот” (рук. С.С. Тагаев) и юнармии (рук. Г.Г. Валова). Вечером все познакомились, а потом впервые не в тестовом режиме гимназистки играли в “Битву за Киркенес” - настольную игру, посвященную Петсамо-Киркенесской операции. Игра, созданная в жанре военной ролевой стратегии позволяет игрокам перенестись в 1944 год и пройти все три этапа Петсамо-Киркенесской операции. На механику прохождения влияет и суровая природа Заполярья (достаточно вспомнить укрепления), и боевой дух дивизий.

Дмитрий Газизов (Архангельск, ВПК “Орден”): “Игра очень понравилась, ее точность в историческом плане и ее масштабность. Также очень интересной была сложность игры, нужно было напрягаться и принимать достаточно сложные решения для достижения наилучшего результата. Видно, что была проделана большая и долгая работа для создания данной игры”.

18 октября – улыбка капитан-лейтенанта

Для любого мурманчанина Памятник защитниками советского Заполярья - это как Эйфелева башня для парижанина: его видно со всех точек города и никто его официальным именем и не называет. Называют ласково “Алёша”. Масштаб памятника сопоставим с тем мужеством, которым должны были обладать советские воины, которым выпало воевать на Севере, потому что, кроме противника, рвущегося всеми силами к порту-отдушине Мурманску, им пришлось бороться и побеждать силы природы. Алёша возвышается над городом, напоминания о том грозном периоде в нашей истории.

Затем делегация отправилась на боевой корабль Северного флота “Адмирал Левченко”. Нас встретил молодой капитан-лейтенант, который провёл экскурсию по кораблю, познакомив с принципами работы систем обороны и нападения корабля. Начиная рассказ о новом объекте на корабле, капитан-лейтенант всегда улыбался, как будто речь идёт не о пушке или подводном пистолете, а о невиданным доселе диковинным орудием труда, с помощью которого можно делать вполне обычную и привычную работу. Улыбка капитан-лейтенанта запомнилась всем участникам экспедиции. 

Следующим пунктом посещения стала «Подводная лодка К-21», которая превращена в музей и находится в г. Североморске. Эта та самая субмарина, которая под командованием капитана 2-го ранга Н.А. Лунина торпедировала немецкий линкор “Тирпиц”. Данное нападение не вывело линкор из строя, но продемонстрировало немцам опасную возможность уничтожения больших судов, следующих с внушительным эскортом одной-единственной подводной лодкой СССР. 

Всех посетителей К-21 поразило, что матросы спали на откидных полатях прямо в кормовом торпедном отсеке, а капитан Лунин был на 20 см. длиннее кровати в капитанской каюте. Школьники смогли увидеть как сложно устроена субмарина, какими механизмами она управлялась и какой степени концентрации и координации требовало управление подлодкой от экипажа и капитана.

Затем нас ждало посещение одного из самых недоступных музеев в стране - это музей авиации Северного флота. Насыщенная экспозиция, реальные артефакты, принадлежавшие лётчикам СССР и Третьего Рейха, создают непередаваемую атмосферу сопричастности. На одной из стен висит фотография, на которой изображены люди в военной форме. На фотографии чуть более 20 человек, почти над половиной стоят крестики - они погибли, выполняя боевое задание. 

На улице в ангаре находятся отреставрированные самолёты всех поколений: от легендарного У-2 (он же “Этажерка”, от же По-2, он же “Летающая швейная машинка”) до реактивных Мигов, “прославленных трудовых лошадок” Ми-8, реально вывозивших раненых бойцов из афганского ада. А за ангаром стоят танки, причём в отличии от большинства самолётов и вертолётов, вся танковая колонна (количество просили не писать) находится на ходу и регулярно принимает участие в праздничных шествиях в Мурманске и Североморске.

По возвращению в Мурманск нас ждала экскурсия по легенде - атомному ледоколу “Ленин”. В самом начале экскурсии были развеяны все мифы: на самом деле корабли такого класса не раскалывают лёд, а давят его. На борту, кроме рабочих помещений, есть прекрасная офицерская столовая, где бывали самые высокопоставленные гости этого судна, включая учёных, артистов, глав государств. В комнате отдыха в углу скромно стоит олимпийский факел 2014 г. На борту действует музей, в интерактивном формате представляющий красоты флоры и фауны Ледовитого океана. 

19 октября – Долина славы

По дороге в город Никель останавливаемся в Долине славы. Это название Долине смерти (так её называли солдаты) присвоили потому, что из 25 000 найденных на Кольском полуострове бойцов Красной армии 7000 нашли своё последнее пристанище здесь. В 1941 г. в 75 км от Мурманска войскам удалось остановить натиск гитлеровцев, а война перешла в позиционную стадию, фронт стабилизировался вплоть до 1944 г. Однако на отдельных участках продолжались вылазки с обеих сторон, что не меняло ситуации стратегически, бои носили изматывающий характер. 

В городе Никель живёт и трудится Александр Федюхин, который занимается поисковой работой в Заполярье уже много лет. Он много рассказывал о поисковой работе и о тех проблемах, с которыми сталкиваются поисковики. В ДК Александр оборудовал небольшой музей, в котором представлены многочисленные находки поисковиков со всей Мурманской области. 

Поражает многообразие экспонатов, особенно предметов ухода за телом и фронтового обихода немецкого производства. Даже бутылка Coca-cola, как вчера купленная и замаранная землёй. Кремы для кожи, зубные щётки, горелки. Пугают два немецких огнемёта, которые испепеляли всё в зоне поражения на 70-75 метров. Бросается в глаза ряд стройных флакончиков разного цвета и разной формы - парфюм. Комфорт в аду. 

После короткой прогулки по г. Никелю мы отправились дальше - в г. Тану, первое место остановки в Норвегии и самая далёкая точка продвижения советских разведывательных отрядов в Петсамо-Киркенесской операции. 

20 октября – школа жизни

Важным отличием школы в которой мы ночевали от большинства российских является то, что в ней обучаются будущие фермеры Норвегии. Для практике при школе существует собственное хозяйство из лошадей, коров и … собак. Школа ещё и приют, питомцы которого становятся первыми пациентами у будущих ветеринаров. Несмотря на уклон школы в ней развивается инклюзивное направление, есть специализированный класс, а также специальное оборудование в тренажерном зале и других учебных пространствах. 

В Тане, которая практически не пострадала во время войны, где не было активных боёв, тем не менее, есть памятник павшим советским воинам. Норвежцы трепетно относятся к советским солдатам. Для них события 1944 г. - это время, когда в жизни каждого события войны стали прошлым, историей, которую необходимо помнить. Вопрос о том, что и как помнить оказался непростым. Многих партизан, сотрудничавших в годы войны заподозрили в шпионаже, страны оказались по разные стороны железного занавеса, а общая память оказалась невозможной.

21 октября – в гостях у коменданта самой северной крепости

Северные крепости всеми народами воспринимаются как места ссылки, шутя, 47-й комендант крепости Вардёхус Одд Инге Харавик сказал, что и его тоже сослали офицером в Вардё, где ему подчиняются только 4 солдата. Недалеко от крепости находится поморский крест – культовый символ на месте бывшего православного кладбища. Именно там Одд Харавик провёл церемонию вручения памятных знаков тем участникам экспедиции, которые впервые совершили поморское паломничество. Рассказывая об истории крепости уже внутри фортификации, Одд подчеркнул, что по традиции заложенной ещё в 1599 г. все правящие монархи Норвегии, посещавшие Вардёхус оставляли надписи на специальной балке, которую все желающие могут вращать при помощи специальной ручки, чтобы рассмотреть все автографы королевских особ.

Крепость в современном её состоянии представляет собой правильную звезду с восемью лучами, которые образуют земляные редуты, служащие основанием для исторических батарей, укомплектованных орудиями XVIII, XIX и ХХ вв. В доме коменданта посетители могут увидеть уникальные предметы интерьера, которые на протяжении нескольких веков служили для комфорта руководителей гарнизона. Главной задачей гарнизона на современном этапе существования крепости является не только поддержание фортификации в хорошем состоянии, но и организация приёмов иностранных делегаций.

22 октября – в гостях у сына плотника

Судьба Тригг Ойена непосредственно связана с Вардё – одним из пунктов остановки мемориальной экспедиции. Родившись в 1931 г.Тригг встретил войну в достаточно сознательном возрасте, поэтому в рассказе о войне он привел подробности немецкой оккупации, а также взаимоотношения между местными жителями и советскими пленными, чей лагерь находился там, где ныне стоит здание гостиницы. Советские военнопленные выполняли тяжелую работу в гавани Вардё, за которую немцы разрешали им питаться рыбьими головами – отходы с точки зрения немцев содержали множество питательных веществ, которые помогали советским военнопленным переносить тяготы плена и суровости норвежского климата.

Единственное русское слово, которое знает и помнит до сих пор Тригг, - это «хлеба». Советские военнопленные использовали щепы и небольшие веточки, чтобы создавать игрушки – медвежат, птичек, которых местные пацаны обменивали у них на хлеб под страхом жестокого наказания. После начала советского наступления в Заполярье немецким оккупационным силам пришлось применить тактику выжженной земли, когда скот уничтожался, здания предавались огню, а население подлежало насильственному переселению в южные районы Норвегии. Только в Осло семья мать Тригга и он сам смогли встретиться с отцом, который работал на одной из верфей. С сестрой, которая отправилась в горы, скрываясь от немцев, встреча произошла уже после возвращения в Вардё.

Неподалеку от дома Тригга находится скульптура, созданная объединением архангельских и северодвинских художников «Тайбола», она называется Драккар-Левиафан. В Ветхом завете это животное символизирует слабость человека перед грозными силами природы и подчиненность человеческой судьбы воле высшего существа. Стоящая на самом берегу Баренцева моря деревянная скульптура заставляет задуматься, насколько человеческая жизнь подвержена превратностям судьбы, насколько все люди подчинены воздействию внешних обстоятельств, особенно в условиях такого события как Вторая Мировая Война. Скульптура создана из множества фрагментов деревянных судов, которые были найдены на побережье, каждый желающий может оставить в специальном ящике информацию о себе и о том, что привело каждого человека к этой скульптуре в скалах Варага-фьорда.

Силами «Тайболы» же создана уникальная скульптура рыбаков, которые несут лодку света по улицам Вардё, символизируя спасение, приносящее человеку единение с окружающей природой и разумное использование природных ресурсов. В вечернее время лодка подсвечивается таким образом, что из нёё расходится тёплое сияние, согревающее души путников в зимнем Вардё. Разговор о военном детстве Тригга Ойена в совокупности с посещением атмосферных памятников в Финмарке заставило участников глубоко проникнуться идеей надежды, которая давала силы для мирного населения, оказавшегося в районах боевых действий, перенести тяготы и ужасы войны.

22 октября – Музей партизан

Главной особенностью человеческой памяти является то, что примерно на 60% она формируется нашим сознанием, следовательно, в массовом сознании со временем возникает тот или иной нарратив, который воспроизводится раз за разом в общественном дискурсе. Одной из таких тем из истории Восточного Финмарка является тема немецкой оккупации этой территории, а также партизанского движения. Можно выделить несколько основных тем, которые поднимаются в разговорах с очевидцами тех событий: принудительная эвакуация Вермахтом мирного населения и уничтожение жилого фонда; действия норвежских партизан в интересах Северного флота; советские военнопленные на севере Норвегии; а также освобождение Восточного Финмарка от нацистов в рамках Петсамо-Киркенесской операции.

Общим местом в воспоминаниях очевидцев выступает наивное и от этого бесстрашное стремление детей оказать военнопленным посильную помощь едой. Если взрослые норвежцы будучи взрослыми лучше и сложнее могли рассказать истории из военного времени, то воспоминания детей спустя 75 лет представляют достаточно общий нарратив, который формируется вокруг помощи советским военнопленным, наличие партизан в горах, освобождение и возвращение национальной государственной символики.

В Музее партизан, который находится в здании бывшей школы, возникает понимание, что всё было гораздо сложнее. Партизаны действовали в интересах Северного флота и передавали сведения о перемещении противника по морю и на суше. Несмотря на малочисленность партизанского движения в Северной Норвегии история этого движения полна драматизма. Т. Хюитфельдт: “Потери норвежско-советских групп, действовавших на территории Финнмарка и Тромса, были значительно больше по сравнению со всеми другими разведывательными группами. Из более чем ста человек, состоявших на службе или осуждённых (немцами) в качестве помощников или информаторов, 52 были арестованы. Из них 23 были казнены, 10 убиты при аресте, 2 умерли, 11 совершили побег”.

24 октября – школа, где тоже учатся дизайнеры

Если Вы дочитали до этого места, и у вас появился интерес к отсутствию 23 числа, то в двух словах заметим, что мы переехали из Вардё в Киркенес, что заняло у нас 4 часа. На открытии конференции Добрососедства выступали официальные лица, а потом учёные. Жили мы в Киркенесе в единственном уцелевшем здании в городе - пожарной части, которое было бетонным и поэтому уцелело. 

А вот 24-го было 13 часов социального опыта, как написала в своём отзыве одна из участниц проекта на страничке проекта Вконтакте. В средней школе Киркенеса прошла презентация игры “Битва за Киркенес”, которая вызвала интерес в первую очередь у дизайнеров. Данный формат проектной работы заинтересовал норвежских старшеклассников. 

Школа чем-то напоминает наш Лицей, но только меньше. Половина обучающихся готовятся к поступлению в университеты, вторая половина обучается дизайну и ремеслам. При этом прямо перед нашим приездом завершился урок антропологии. В школе учатся ребята из России, которые помогали общаться с норвегами практически без языкового барьера.

… Поздним вечером мы прослушали лекцию М.Н. Супруна о поисковой работе, которой он занимается с конца 80-х гг. Началось всё с комнаты славы в музее института, а на сегодняшний момент Михаил Николаевич создал базу, в которой собрана информация о 5000 советских самолётах, которые погибли в Заполярье в 1941-1944 гг. Поражают истории жёстких приземлений, ужасают фотографии с места катастрофы того времени. На сегодняшний день практически все из найденных самолётов находятся на местах гибели.

Вместо заключения

25 октября в 9:00 мы встретились с Р. Раутио, историком любителем, в коллекции которого 1 000 000 документов по Петсамо-Киркенеской операции и 23 000 фотографии. Рюне занимается тем, что устанавливает точную дату съёмки, лиц присутствующих на фотографии и их дальнейшую судьбу. Он показал нам наиболее интересные экспонаты, познакомив с историями людей, на них запечатленными. Особенно запомнилась фотография лётчиков, среди которых стоит Александр Максимович Чечулин. Обычно у лётчиков спрашивают, скольких противников тот сбил. Чечулин установил своеобразный рекорд - 5 раз его сбивали и 5 раз он выживал. 22 октября 1944 машина Чечулина упала в озеро Сеннагрессваннет в горах Ярфьиордав Норвегии, пилот выжил и после войны первым освоил реактивные самолёты. Два других лётчика на фото погибли через 3 и 4 дня после съемки.

Во второй половине дня мы присутствовали на возложении венков к памятнику Освободителям Заполярья. Изначальный проект, который должна была установить ещё Красная Армия, предполагал, что советский солдат должен топтать орла, однако в конечной версии солдат просто стоит. На его груди нашивки за ранение и контузию, медали “За отвагу” и “За оборону Советского Заполярья”. Солдат идёт на Восток, Солдат идёт Домой.