• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

Лицеисты проанализировали данные БАК

18 марта лицеисты приняли участие в международном мастер-классе по физике частиц, который провели факультет компьютерных наук совместно с коллегами из ЦЕРН. Участники из первых рук узнали о исследованиях, которые проводятся на Большом адронном коллайдере (БАК), и попробовали обработать полученные данные. Результаты ребята обсудили со школьниками из Германии, Италии, Бразилии, Польши, Словении во время телемоста.

ФКН НИУ ВШЭ — российская площадка мастер-классов ЦЕРН для школьников, проводимых в более чем 50 странах мира. Ежегодно преподаватели Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных LAMBDA рассказывают ребятам, которые показывают успехи в физике и информатике, о своей работе. Цель мероприятия — дать школьникам возможность увидеть и примерить на себя работу настоящего ученого и показать, какой захватывающей и интересной может быть современная наука.

Традиционно мастер-класс проводили научные сотрудники ВШЭ и ЦЕРН Федор Ратников и Денис Деркач. Видеоконференцию модерировали участники эксперимента LHCb Martha Hilton и James Mead. Завершилось мероприятие вручением сертефекатов участников, их получили лицеисты: Агеев Артём, Горбунова Кристина, Зайцев Андрей, Каледин Андрей, Корзун Александр, Кочешков Дмитрий, Шахалиева Екатерина, Шпакова Евгения, Монахов Даниил.


Дмитрий Кочешков, Матинфо:

«Физика частиц — очень интересная тема, любая информация по ней — уже очень круто и интересно. На мой взгляд, Федор Ратников провел очень насыщенную полезной информацией лекцию — он много рассказал про частицы, их разнообразие, принцип работы адронного коллайдера, и сделал это простыми словами. Это именно то, что и требуется от таких мастер-классов, ему удалось вовлечь меня в эту тему. Также на мероприятие приехала кандидат наук из Италии, которая сейчас учится в Оксфорде — ее лекция ещё больше замотивировала меня на изучение физики частиц. Сами задания мастер-класса были сложными, но интересными, во время их выполнения лучше удалось понять, чем именно занимаются учёные.

Самым ярким событием, на мой взгляд, была видеоконференция с другими странами. Мы хоть и столкнулись с небольшими техническими проблемами, но поговорили со школьниками из других стран, а потом смогли в реальном времени увидеть часть адронного коллайдера с комментариями работника ЦЕРН. Это был очень полезный опыт!».


Екатерина Шахалиева, Матинфо:

«Сначала было немного страшно — я переживала, что моего уровня знаний будет недостаточно для того, чтобы понять проводимые лекции. Однако лектор постепенно, внятно доносил до слушателей свои мысли, так что даже сложные вещи получалось понять довольно быстро. К концу занятий мне даже показалось, что я занимаюсь этой темой уже давно.

Занятия были очень интересными, потому что каждый из лекторов рассказывал очень увлеченно — сразу понятно, что они искренне любят свое дело. Они разбавляли факты и формулы историями из своей жизни, делясь своими опытом и энергетикой. Это было очень захватывающе.

Из самых запоминающихся вещей... На деле, помнится практически каждая минута, но больше всего меня удивило выступление прекрасной девушки и гениального физика из города Пиза. Оно было восхитительным, лектор давала советы и рассказывала о том, как стала физиком.

Еще хочется сказать о лабораторной работе — было очень приятно видеть результаты и ощущать себя частью одной сплочённой команды».


Андрей Каледин, Матинфо:

«Информация для меня была новой, т.к. я больше занимаюсь программированием, а не физикой, но объясняли все очень хорошо, вопросов почти не осталось. Часть лекции провела специалист по физике частиц, которая сейчас получает PhD в Оксфорде. Она рассказала про развитие современной науки и привела аргументы, почему этим интересно и круто заниматься.

Также мы участвовали в практической работе по исследованию времени жизни частиц. Нужно было проанализировать данные некоторого количества экспериментов и сделать общий вывод. Больше всего запомнилась финальная часть — видеоконференция с университетами-участниками из других стран и специалистами из самого ЦЕРНа. Можно было задать интересующие вопросы настоящим ученым!».