«Математикой невозможно заниматься, если ты ей не увлечен»
Руководитель направления «Математика» Денис Чистяков рассказал о том, почему два учителя на класс из двадцати человек — это нормально. А также — что такое математическое творчество и как ему можно научить.
О диалоге между учащимся и преподавателем
Помимо этого, у нас будет принципиально другой подход к обучению. Вести алгебру, геометрию и математический анализ в группе будут сразу два преподавателя. Они могут работать в классе одновременно, либо разбиваться на подгруппы и работать в разных кабинетах. Кроме того, они будут привлекать к работе учебных ассистентов. Это могут быть студенты Вышки и других университетов с хорошей математической подготовкой — например, МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и др. Это обеспечит индивидуальный подход к обучению математике, который традиционно используется в математических школах, когда в классе находится несколько преподавателей и можно вести содержательный диалог по конкретной задаче.
Как это работает? Например, в классе десять человек и один преподаватель. Он может в начале урока рассказать что-то новое по теме, показать наиболее характерные примеры. А дальше учащийся решает задачи, а учитель ходит по классу, отвечает на вопросы, что-то корректирует. Или, например, учащиеся сдают задачи в форме диалога, когда ученик рассказывает решение, а преподаватель дает свои комментарии. В зависимости от этого диалога задача либо засчитывается, либо нет. Это позволяет глубоко проникнуть в содержание курса.
На других направлениях лицея более традиционный подход. К тому же, у нас немного больше часов математики: по 4 часа алгебры и геометрии и 2 часа математического анализа в неделю. Еще мы будем предлагать лицеистам факультатив по олимпиадной математике, который будет вести опытный тренер и специалист Дмитрий Белов — победитель Всероссийской олимпиады школьников по математике и сотрудник центра «Школково». Дмитрий является членом жюри многих престижных математических олимпиад.
О команде преподавателей
Я могу заверить, что все преподаватели будут очень сильными, опытными и ответственно относящимися к своему делу. В основном это будут кандидаты и даже доктора наук. Мне кажется, это очень важно, чтобы преподаватель математики был в курсе трендов современной науки — дети чувствуют, когда учитель знает намного больше, чем написано в учебнике.
Во-первых, такие преподаватели есть в самом лицее на кафедре математики. Плюс мы планируем привлекать преподавателей университетов и специалистов по олимпиадной математике, а также стажеров. Студенты и выпускники матшкол, которые сами выросли в этой системе, прекрасно понимают, что надо вести диалог с учащимися по конкретной задаче. Есть выпускники лицея, которым нравится преподавать. Некоторые мои ученики выражают желание приходить разбирать задачи с лицеистами нашего направления. Математикой невозможно заниматься, если ты ей не увлечен.
Об индивидуальном подходе
Лицеисты бывают разные. Есть лицеисты, которым в принципе нравятся олимпиадные задачи, они с детства занимаются олимпиадной математикой. А есть другие учащиеся, не олимпиадники, но им нравится математика в рамках углубленной программы. Мы хотим дать возможность реализовать себя и тем и тем. Чтобы была возможность заниматься как олимпиадами, так и глубокой школьной математикой. Безусловно, у них есть пересечения, но я хочу сказать, что подготовка к олимпиаде требует времени на подготовку — решение олимпиадных задач, которые обладают своей спецификой. Они не всегда похожи на ту математику, которую проходят в школе или в вузе. В школьной математике учитель разбирает способы решения, которые подходят для определенного класса задач. А здесь надо подумать, потому что конкретного алгоритма, который можно заучить, как правило, нет. Это очень творческие задачи.
Занятия математикой требуют большого вложения сил. Поэтому мы используем индивидуальный подход, цель которого — не напичкать учащегося большим количеством знаний, а научить его думать, мы хотим научить его доказывать. Чтобы у него была свобода математического творчества. При таком подходе каждый работает в своем темпе.
В каком-то смысле решение любой сложной математической задачи сродни творчеству. Потому что ты придумываешь ход решения, ты ищешь какие-то шаги, чтобы продвинуться от того, что дано, к тому, что требуется доказать. Математик здесь как поэт, как художник — ты рисуешь, ты пишешь, ты излагаешь свои мысли на математическом языке… Поэтому да, это математическое творчество.
О дальнейшем продолжении обучения и идеальном абитуриенте
Выпускник направления «Математика» сможет выбирать из факультетов ВШЭ, где требуется хорошая математическая подготовка: математический факультет, факультет компьютерных наук, экономический факультет. Современное состояние экономических наук таково, что если ты хочешь добиться успеха, то должен обладать сильной математической базой. А вообще, дороги открыты на все специальности, где требуется математика.
Мы ждем увлеченных и мотивированных ребят. Вступительные испытания будут проходить в два этапа: письменный экзамен и собеседование. В первой части будут обычные школьные задачи, где нужно просто подумать и записать решение. А на этапе собеседования мы сможем на основании письменной работы и получившегося диалога подвести какой-то итог.
Я уверен, математическое направление нужно лицею. На встрече с деканом факультета математики у нас спросили, почему до сих пор в лицее не было такого направления? Факультет математики НИУ ВШЭ является одним из престижных математических центров не только в России, но и в мире. А в предуниверсарии до сих пор нет математического профиля. Как же так? Кстати, направление будет сотрудничать с факультетом математики.
Немного припозднившись, но зато хорошо подумав, мы открываем направление и хотим вложить в него всю свою душу, энергию, все свои идеи. Мы очень постараемся. Поверьте, на направлении будут работать настоящие энтузиасты. Люди, горячо влюбленные в свое дело. Не только в преподавание, но и в математику. И ждем всех ребят, кто увлечен математикой и готов упорно ею заниматься.