• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицей НИУ ВШЭ

Сотрудничество и взаимоуважение, независимо от возраста и статуса

«Мы будем набирать тех детей, которых волнует вопрос "что будет, если?"»

Мы поговорили с руководителем направления«Естественные науки» Владимиром Алексеевым о нестандартном учебном плане, изучении биологии и химии за пределами школьных учебников, а также о том, какие принципы обучения формируют будущих исследователей.



В целом, наше направление биолого-химическое. При этом у лицеиста будет выбор: взять углубленную биологию или углубленную физику. А вот курс углубленной химии обязателен к изучению. Дело в том, что будущим биологам неизбежно нужна химия. А вот для будущих химиков биология не обязательна. Конечно, полезно разбираться, но если они выберут своей областью занятий, например, неорганическую химию или науку о материалах, они смогут практически не касаться биологических объектов. В свою очередь биологи, особенно на факультете биологии и биотехнологии, не касаться химии не смогут в принципе. Но скорее всего им не потребуется углубленная физика.

Еще одно место, где есть вариативность — выбор углубленной или базовой математики. Часто старшеклассники, которые идут в естественные науки, планируют поступать в медицинский, где не требуется математика, за редким исключением. Такие ребята могут выбрать базовую математику. А вот тем, кто планирует заниматься биологией или химией как наукой, им понадобится углубленная математика. Гибкость учебного плана присутствует и в предметах по выбору. Там оказались география, экология и информатика — тут можно выбрать только два курса из трех.

О лабораториях и полевых практиках

В основном биологическая часть направления «Естественные науки» ориентирована на факультет биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ, который также начнет свою работу с нового учебного года. Факультет будет готовить биохимиков, молекулярных биологов и биотехнологов. Но без представления о том, как устроены живые организмы и как они живут, трудно подготовить хорошего специалиста. А эти знания формируются непосредственно на полевых практиках по биологии. Поэтому после того, как мы укомплектуем программу внутри лицея, будем наращивать внешние связи и создавать возможности для полевых практик, работы в лабораториях.

Реальность такова, что если научная лаборатория приглашает школьника, то даже какой-то рутинной технической работе его нужно обучать. Это отличается от того, чем он в жизни занимался до сих пор, как обычный класс отличается от космического корабля. В первую очередь, мы хотим показать школьникам, как выглядит настоящая научная лаборатория. И дальше, если все будет хорошо, дать возможность что-то поделать руками. Конечно, на направлении будет и своя лаборатория, над ее комплектацией мы будем работать в ближайшее время. Часть лабораторной работы будет проходить в здании лицея на Солянке, другая часть — на базе факультетов Вышки.

О нестандартном учебном плане

Мы предполагаем, что в десятый класс к нам придут абитуриенты, которые хорошо соображают, интересуются биологией, но разные области биологии знают на разном уровне. В непрофильных школах есть иерархия предметов и, как правило, у биологии здесь нет шансов. Считается, что математику, иностранный язык, русский язык  нужно учить, они в жизни пригодятся. А биологию — по ней нужно просто получить оценку. Химии же может уделяться больше внимания, но при этом недостаточно для качественного изучения — об этом говорят традиционно низкие результаты ЕГЭ по химии. При этом те, кто уже учится в биологических или медицинских классах — у них с естественными науками все хорошо, эти ребята вряд ли пойдут на наше направление. Те, кто пойдут к нам, скорее всего, интересуются  биологией и химией самостоятельно, получая довольно разрозненные знания. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы в 10-м классе в первую очередь заняться ликвидацией пробелов.

Десятиклассникам будет предложено на выбор несколько спецкурсов по разным областям биологии. Два из них в каждом семестре они должны будут изучать на оценку — это будут те курсы, в которых, по результатам предварительного тестирования, они разбираются не очень хорошо. А остальные — смогут посещать в качестве вольнослушателей или не посещать вовсе.  Я надеюсь, при этом у них останется интерес и желание узнавать что-то новое по тем предметам, в которых и раньше неплохо разбирались. Разумеется, система будет работать хорошо, если мы не будем ребят на этих спецкурсах перегружать. И если лицеист не станет опасаться выбирать малознакомый предмет из-за того, что получит плохую оценку. 

Таким образом, мы планируем, что за 10-й класс дети подтянут общие знания. Узнают, какой разнообразной и увлекательной может быть биология за рамками школьной программы. А в 11-м классе мы займемся систематизацией, повторяя все то, что ребята должны знать для сдачи ЕГЭ. Нестандартное распределение нагрузки, при котором в 11-м классе легче учиться, чем в 10-м, имеет большой плюс. В результате мы сможем подготовить ребят к экзаменам так, что родителям не надо будет нанимать репетиторов. Например, такая система давно и успешно используется в школе «Интеллектуал».

Преподаватели химии не планируют такого сложного учебного плана — у всех учащихся профиля будет 6 часов химии в неделю, без вариативов, и практикум по предмету. Но основные задачи они видят так же: в 10-м классе ликвидировать пробелы и показать, чем реальная химия отличается от школьных учебников. А в 11-м сосредоточиться на подготовке к экзаменам и олимпиадах.

Об олимпиадах и ожиданиях от абитуриентов

При этом наша задача не пропустить множество интересных олимпиад, которые проходят в течение года. И при наличии у детей сил и возможностей, мы будем предлагать подготовку к олимпиадам. За время своей работы в дополнительном образовании (с 90-х годов я участвую в проведении олимпиад и выездных школ по биологии), у меня появилась команда людей, которым интересно проводить с детьми дополнительные занятия по той или иной теме. В основном, это выпускники биофака МГУ.

Мы рассчитываем, что наши абитуриенты умеют думать, а не попытались заучить огромный поток материала. Как понять, что ребенок умеет думать? Задавать вопросы на формулировку собственных гипотез. Многие дети с начальной школы привыкают, что лучше ничего не сказать, чем ошибиться. Много лет составляя и проверяя олимпиадные работы, я столкнулся с тем, что даже если на задании крупными буквами жирным шрифтом написано: «за ошибки оценка не снижается» и «на данный вопрос существует несколько вариантов ответа», все равно 90% работ будет с одним вариантом ответа, в котором дети точно были уверены.

К таким вопросам, в которых нет единственного правильного ответа, большинство школьников не готовы. При этом все люди от природы любознательны, их волнует вопрос «что будет, если?». Мы будем набирать тех, для кого попытка получить ответ на этот вопрос важнее риска ошибиться. Кто способен что-то придумать и предположить. Конечно, будут вопросы и на чистое знание. Потому что набрать кучу фантазеров это весело, но непонятно, что потом с этим делать. Поэтому будем искать тех, кто и что-то знает, но главное — умеет соображать.