По ту сторону защит: взгляд выпускников лицея на ИВР
Григорий Кузьмин, комиссия «Бизнес, маркетинг и менеджмент»
Исследование, которое пишется в лицее, является своего рода репетицией университетской курсовой работы. Это дает прекрасную возможность набраться опыта. Одним из ключевых моментов успеха, с моей точки зрения, является правильный выбор научного консультанта. Когда вы приступаете к написанию работы в 10-м классе, как правило, у вас отсутствуют четкие представления о формате работы, использовании разных методов, правилах работы с источниками. Даже с темой и ключевым вопросом исследования могут возникнуть проблемы, если эта область для вас новая. Поэтому очень важно найти среди преподавателей в лицее или в университете (если есть такая возможность) человека, который разбирается в выбранной сфере. Он поможет определить границы исследования, составить список литературы, даст советы по структурированию материала. Могу сказать, исходя из личного опыта, что, когда я сам писал исследование в лицее, ценные советы моего куратора очень мне помогли в процессе работы. Хотел бы выразить благодарность за приглашение поучаствовать в защитах ИВР, надеюсь продолжить сотрудничество в будущие годы!
Анастасия Сильянова, комиссия «Организация событий»
Еще в прошлом году я с волнением и трепетом в душе сидела в аудитории на Харитоне, ожидая своей защиты. А теперь мне удалось заглянуть «за кулисы» работы комиссии, понять, как оцениваются проекты в сфере организации событий, взять на себя ответственность за выставление баллов за тот или иной проект.
До начала работы комиссии нам нужно было ознакомиться с отчетами о проектах. На мое первое впечатление о работах влияло их оформление. Разумеется, приятнее читать отчет, если в нем все подробно расписано. Тогда сразу понятно, сколько баллов может получить его автор. На защитах было интересно наблюдать за лицеистами: многих из них я знала лично, и они открылись для меня с новой стороны, я увидела, какими сосредоточенными и серьезными они могут быть. Но тот факт, что с некоторыми ребятами я хорошо общаюсь, не сыграл роли в выставлении оценки, потому что для каждой комиссии разработаны критерии, согласно которым мы должны выставлять баллы.
Кстати, о критериях. Мне, если честно, они не показались идеальными. Несмотря на то, что мы оцениваем не только сам проект, но и навыки, которым должны были научиться авторы во время их создания, было сложно ставить «0» за действительно хорошие, интересные и полезные проекты, только из-за несоответствия первоначальной заявки финальному продукту. Стоит заметить, что было действительно много классных проектов, которые, я надеюсь, будут жить и после защит. В целом, хочу сказать ребятам, что они молодцы, справились с таким сложным жизненным испытанием, как защита проекта. И благодарю преподавателей кафедры за возможность узнать изнутри процесс оценивания ИВР.
Александра Метельская, комиссии «Организация событий» и «Медиа и издательское дело»
Участвовать в работе комиссии очень непривычно и моментами странно, одновременно интересно и волнительно. Я никогда не видела себя в такой роли, не представляла, как это — ставить оценки. Маленькая предыстория. Моя прошлогодняя защита ИВР до сих пор кажется мне провальной, поэтому мои 28 баллов сделали меня самым счастливым человеком в лицее. У меня не было амбиций получить максимум, хотелось просто хорошо рассказать, чтобы потом не было стыдно перед собой. Прошло не так много времени с того момента, поэтому я хорошо помню, насколько важно поймать правильный настрой, который зависит в том числе от комиссии (наверное, от нее в первую очередь).
Когда меня пригласили в комиссию по проектам, я поняла, что буду переживать не меньше лицеистов. Я заранее посмотрела отчеты и увидела, сколько сильных и стоящих проектов получилось в этом году. Конечно, забавно было читать некоторые работы, потому что сразу видно, кто все сделал заранее, а кто за 5 минут до дедлайна — удивительно, но таких большинство. Иногда сразу по заявке понимаешь, что работа крутая и у человека точно будет отличный балл. Иногда относишь проект в разряд «так себе», но на презентации оказывается, что ты ее явно недооценил. Очень интересно читать рефлексию, потому что в ней человек отходит от формата и просто рассказывает о своем проекте. По некоторым историям из рефлексий можно было бы снимать фильмы.
Фраза «не надо нас бояться, мы не кусаемся», оказывается, говорится не просто так. У комиссии действительно нет цели кого-либо завалить. Вопросы после выступления, наоборот, могут помочь лицеисту исправить какие-то упущения в логике, раскрыть какие-то моменты, про которые он забыл упомянуть во время презентации. Не нужно бояться разговаривать с комиссией: чем полнее картинка, тем объективнее оценка.
Юлиана Нам, комиссия «Медиа и издательское дело»
В этом году меня пригласили в комиссию по сдаче ИВР, и для меня это огромная честь. Еще год назад я была на месте лицеистов: готовила презентацию, волновалась, с нетерпением ждала результатов. А теперь я была членом комиссии по проектам в сфере «медиа». Медиа занимает огромную часть моей жизни, так как, во-первых, мне очень интересна эта область, а во-вторых, я учусь на факультете коммуникаций, медиа и дизайна, где каждый день мы стараемся лучше узнать медийную сферу.
Когда я посмотрела работы лицеистов, конечно же, сложилось первое впечатление о каждой из них. Все проекты были интересными, но каждый был по-своему креативным. Некоторые проекты после очной презентации я увидела иначе. Мне кажется, что всегда важно увидеть автора, поговорить с ним об идее проекта, и лишь потом уже составлять конечное мнение. У одних ребят горели глаза — мы видели, что они вложили в проект все силы, однако были и те, кто очень спокойно, порой даже слишком отстраненно, рассказывал о проделанной работе.
Сделать что-то новое в медиа сфере по-настоящему трудно и энергозатратно, но почти у каждого в моей аудитории была идея. Забавно, что у двоих ребят был сайт на одну и ту же тематику, но у каждого были необычные разделы, разная подача материала. Это еще раз говорит о том, как важно вложить в проект свои идеи, которые сделают итоговую выпускную работу интересной, а главное — новаторской. Познакомиться с такими интересными работами лицеистов — одно удовольствие.
Анна Сагателова, комиссия «Организация событий»
Когда меня пригласили в комиссию по защите ИВР, я была очень рада. Это такие странные ощущения: всего год назад ты сам защищал свою работу, а тут оказываешься по другую сторону процесса. Я сразу почувствовала себя старше на несколько лет, важнее, опытнее. Но главное — я была благодарна и рада, что кафедра доверила мне такое серьезное дело, влияющее и на оценку в аттестате, и на рейтинг, и на эмоциональное состояние лицеистов. Я долго не знала, в какой комиссии буду сидеть, но была бы рада оказаться и в организации событий, и в медиа. Когда мне открыли доступ к организационным проектам, я вздохнула с облегчением, потому что в этой области чувствую себя максимально спокойно и «профессионально».
Часть проектов я видела изнутри, о части знала, как они готовятся. Кто-то обращался ко мне за помощью или советом еще в прошлом году, кто-то в этом. Таких случаев было довольно много, это облегчило мне задачу, потому что, читая отчеты, я будто возвращалась в свой 11-й класс и снова видела, как ребята трудятся над событием. Было крайне неприятно читать тексты, в которых информация не соответствовала действительности. Труднее всего было оценивать проекты, связанные с событиями вне лицея, а таких проектов было много. Ставить баллы очень волнительно, особенно когда они низкие. Чувствовала себя виноватой перед некоторыми и не могла даже в глаза им смотреть потом, хотя понимала, что всё заслуженно и не снижать было бы, как минимум, нечестно перед остальными.
Оказаться по ту сторону защит ИВР — невероятный опыт. Без этого никогда не поймешь комиссию. Без этого будешь кричать о несправедливости, о том, что валят просто так. И даже не задумаешься о том, что на самом деле твои баллы завышены или на некоторые недочеты комиссия закрыла глаза. Этот опыт заставил меня более ответственно относиться к своим работам, критерии оценивания которых озвучиваются заранее, потому что теперь я лучше понимаю, что думает и чувствует эксперт комиссии.