Берлинские каникулы лицеистов (Часть 2. Gymnasium im Stift Neuzelle in Deutschland)
В начале июня лицеисты отправились в поездку в Берлин, и в один из дней поехали знакомиться с учениками немецкой гимназии в Нойцелле (Gymnasium im Stift Neuzelle). О том, как все проходило, рассказала десятиклассница Анастасия Жбанова.
Дорога до школы заняла более четырех часов. На станции нас встретила приятная темноволосая женщина по имени Наталья. Она поведала нам о том, что в Нойцелле всего 2000 жителей, и он не имеет даже статуса города или поселения. При этом здесь есть школа, сад с фонтаном, магазин, бассейн, церковь, музей, пивоварня. В гимназии учится около 550 учеников, примерно половина из которых (в основном приезжие ребята) живет в интернате.
Нам показали здание гимназии, а потом провели в аудиторию, где нас уже ждали сверстники – гимназисты, которые недавно начали изучать русский язык. Мы рассказали им о Лицее НИУ ВШЭ, задали вопросы, узнали, какие ассоциации у них возникают со словом «Россия».
Затем мы отправились на экскурсию в монастырь Нойцелле (Kloster Neuzelle). Снаружи – обыкновенная европейская церковь, опрятная и небольшая, внутри она поражает своим пышным барочным убранством.
Потом мы двинулись в интернат. Предполагалось, что мы не задержимся здесь надолго, но я намеренно откололась от группы, чтобы поговорить с учениками, которые здесь живут.
От польского юноши Мацея я узнала, что уроки в гимназии начинаются достаточно рано – в 7:40. Длится каждый из них, как и в общеобразовательных российских школах, по 45 минут, только вот летом (обучение в конце мая не заканчивается, у гимназистов есть лишь один полноценный месяц отдыха) продолжительность занятий сокращается до 40 минут. По субботам ребята не учатся. Как и у нас в лицее, у гимназистов есть большой перерыв – с 11:55 до 12:45. Едят — три раза в день
В интернате можно заниматься фитнесом, теннисом, также в распоряжении детей бассейн. Кстати, интересный факт об уроках математики: гимназистам не требуется заучивать таблицы синусов-косинусов, формулы наизусть. Во время обучения, в том числе на контрольных, разрешено пользоваться универсальным справочником и калькулятором.
Чуть позже к нам присоединился юноша из Египта – обладатель семи имен, даже первое из которых – Абделрахман – ученики сокращают. Тут уже разговоры пошли совсем о другом. О Рамадане, да и о религии вообще. Выяснилось, что люди разных вероисповеданий могут легко уживаться в одной комнате.
С религии мы как-то быстро перешли на музыку. Так, например, я узнала, что в Германии, сейчас все помешаны на рэпере Bushido.
Пообщавшись с гимназистами, я вернулась к нашей группе. За это время они уже успели побывать в пивоварне и продегустировать местного лимонада разных видов. Владелец пивоварни, Штефан, несколько лет назад освятил одну из бутылок лично у Папы Римского, а теперь освящает ею свою продукцию, каждый раз погружая эту бутылку в резервуар с новой партией напитка.
Но самое интересное было ещё впереди. Наталья провела для нас экскурсию по зданию школы. Мы увидели кабинет музыки, кабинет труда-мастерскую. Некоторые «экспонаты» — витражи на стекле старых окон — вывешены в холле. Очень творческая обстановка.
В кабинете географии на стенах висят огромные карты (нам рассказали, что ребята из интерната регулярно ездят в Оман). Кабинет биологии и химии необычен: сверху свисают множество кранов-труб с вращающимися ручками — они открываются при проведении опытов.
Спускаемся вниз. На школьных стенах висят разные изображения, в том числе фотографии выпускников. Кстати, здесь есть традиция — облачать ребят выпускного класса в академическую одежду и надевать желтые галстуки на отличников, красные – на всех остальных.
После экскурсии по гимназии был пикник. Ребята из моей группы многих видели впервые, но местные настолько приветливы, что быстро со всеми познакомились. Вот эта черта ребят – открытость – сразу заметна. Видно, что отношения между учениками не натянутые. В интернате живут большой семьей и держатся один за другого.
Одногруппница привезла с собой в Нойцелле гитару, мы пели песни на русском языке.
На пикнике я познакомилась с украинцем Артемом. Говорили с ним в основном об изучении языков в гимназии. Так, количество часов немецкого зависит от уровня владения предметом. Чем хуже знаешь язык, тем больше времени выделено на его изучение. Второй язык выбирает ученик
Уезжать совсем не хотелось. Мое (думаю, что не только), представление о путешествиях изменилось, даже перевернулось: не обязательно посещать лишь рекомендованные достопримечательности, ходить по хорошо известным всем местам. Ты получишь даже больше впечатлений, если сделаешь шаг навстречу чему-то отличному от того, что есть в путеводителе. И очень важно контактировать с людьми, для того, чтобы узнать страну, место, где ты находишься, самого собеседника.